Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №47 (28989) от 2 декабря 2021 года
Издается с 24 февраля 1918 года
7 декабря 2021,
вторник

«Не ожидали»: лучшие в Приамурье учитель и воспитатель раскрыли секреты своей работы

Общество

На праздничной ноте для нескольких амурских педагогов завершился апрель. В Благовещенске прошел финал региональных этапов двух конкурсов педагогического мастерства — «Учитель года в Амурской области — 2021» и «Воспитать человека». В них приняли участие 40 педагогов со всей области.

  • Учитель информатики из Свободного Екатерина Гайдукова стала лучшим «Учителем года» в Приамурье.
  • Наталья Арькова  победила в региональном конкурсе «Воспитать человека».
  • Татьяна Малышкина стала третьей, получила спецприз в номинации «Урок, с которого не хочется уходить»
  • Первое место в номинации и приз детской симпатии у Натальи Ковалевой.

Лучшим «Учителем года» в Приамурье стала Екатерина Гайдукова, учитель информатики СОШ № 1 города Свободного. Второе место у Ксении Лизун — учителя начальных классов СОШ № 4 города Зеи. Диплом третьей степени получила Татьяна Малышкина, учитель математики Норской СОШ Селемджинского района, приехавшая в регион по программе «Земский учитель».

Победу в региональном этапе Всероссийского конкурса педагогических работников «Воспитать человека — 2021» одержала Наталья Арькова, учитель-логопед детского сада № 12 из Зеи. Она же признана лучшей и в номинации «Содействие развитию особенных детей». Также дипломами и ценными призами отметили педагогов, победивших в других номинациях. О лучших из лучших читайте в материале «Амурской правды».

«ЭТО НЕ Я ПОБЕДИЛА, А МЫ ПОБЕДИЛИ!»

«Только сейчас приходит осознание того, что я победила и достойно представила свой город», — призналась журналисту АП лучший амурский «Учитель года» Екатерина Гайдукова. В родную свободненскую СОШ № 1 учитель информатики привезла ценный, переходящий от победителя к победителю, приз: статуэтку аиста, сделанную из камней-самоцветов, которые добывают в Приамурье. «Кубок» занял почетное место в уголке школьной славы, рядом с другими наградами свободненских учителей и учеников.

— Впечатления о конкурсе яркие, это действительно был праздник. Коллеги, которые окружали, дарили только позитив, очень интересно было с ними общаться, черпать новое для себя. Приятно осознавать, что в области работают такие сильные и заинтересованные учителя, которым не безразлично будущее наших детей. Готовилась к конкурсу я в сжатые сроки — после муниципального этапа оставалось меньше месяца. Мне помогала целая команда — это завуч школы и методист из управления образования. Так что это не я победила, а мы победили! — улыбается педагог.

Региональный этап конкурса длился три дня. За это время учителя должны были провести урок и классный час для учеников, а также мастер-класс для своих коллег. Всех участников разбили на четыре подгруппы с разным количеством человек. В подгруппе Екатерины Гайдуковой были математики, физики и информатики, всего пять педагогов. После каждого конкурсного дня часть отсеивалась.

В качестве темы классного часа победительнице досталось «Искусство». Педагог попыталась вызвать учеников на диалог о том, прекрасно или ужасно (в том смысле, что показывает человеческую деградацию) современное искусство. А на уроке информатики школьники на практике изучали тему «Сетевое взаимодействие».

— Думаю, что ребятам понравилось занятие, ведь на нем можно и нужно было пользоваться гаджетами. С помощью нетбука, интернета и электронных версий рабочих листов они выясняли, к каким результатам может привести сетевое общение, — делится впечатлениями Екатерина Степановна.

Дети помогают узнавать новое

— А у вас не бывает такого чувства, что дети сейчас знают больше учителя? — спрашиваю педагога.

40

педагогов со всей области приняли участие в региональных этапах двух конкурсов педагогического мастерства — «Учитель года в Амурской области — 2021» и «Воспитать человека»

— Даже если дети в плане каких‑то новинок техники идут впереди, учителю всё равно есть чему их научить. Дети помогают нам узнать что‑то новое, а мы помогаем им это новое правильно применить и извлечь из этого знания. Кстати, первыми с победой в областном конкурсе меня поздравили мои ученики — первую эсэмэску прислали 11‑классники.

По стечению обстоятельств в день подведения итогов конкурса, 29 апреля, отмечал свой день рождения старший сын учителя, которому исполнилось 11 лет. Потому он очень ждал маму из командировки с подарками для себя и младшего брата. Победе Екатерины обрадовался и супруг — декан ФПО Амурского института железнодорожного транспорта.

— Теперь будем готовиться к финалу всероссийского конкурса, который состоится осенью. Моя цель — достойно представить на нем нашу область. Для подготовки в нашей школе есть всё необходимое. Кстати, сейчас идет поставка оборудования в классы. Те же интерактивные панели появляются практически в каждом кабинете, — заметила учитель информатики.

ПРОФЕССИЯ И МИССИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

«Победа в конкурсе — это мой Рубикон, то, к чему я шла еще с института. Не ожидала, но очень рада этой победе! Это определенная точка роста, когда я могу идти еще дальше в своих знаниях», — признается учитель-логопед детского сада № 12 из Зеи Наталья Арькова. Она победила в региональном конкурсе «Воспитать человека».

 

Признается, что еще в прошлом году готовилась участвовать в подобном мероприятии, которое проводилось дистанционно. Но заболела коронавирусом и на полпути сошла с дистанции. Зато в 2021 году соревнование для нее завершилось абсолютной победой.

— Номинация, в которой участвовала: «Содействие развитию особенных детей», поэтому конкурсные занятия проходили в коррекционном детском саду № 3 Благовещенска. Я работала с детьми по теме «Зоопарк» — это занятие на развитие лексико-грамматических категорий. Основное направление в моей деятельности — это связь логопедии с нейропсихологией. И я показывала различные упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, мышления. Эта же мысль была представлена мною в лекции «Профессия и миссия» и в визитной карточке.

По словам логопеда, в последнее время выявляют всё больше детей с нарушениями речи, которые носят множественный характер, когда имеет место отставание в целом. В подгруппе на конкурсе с Натальей Геннадьевной были учитель-логопед и учитель-дефектолог из коррекционных школ, которые рассказывали о масштабе беды.

В детском саду, где работает Наталья Арькова, действует логопункт, там занимаются дети старшей и подготовительной групп, а также и ребятишки из других ДОУ или находящиеся на домашнем обучении, которым необходима помощь логопеда. Это сложные дети с задержкой психического развития, умственной отсталостью, расстройствами аутического спектра. Логопед занимается и с совсем неговорящими детьми. Все они посещают логопункт бесплатно, вне зависимости от возраста.

Как показывает жизнь, потребность в логопункте для жителей Зейского района высока. Вместо «плановых» 25 ребятишек в год занятия в нем проходят 35—37 детей. «Во-первых, потому что многим родителям недоступны платные логопеды, а во‑вторых, такая услуга не так развита в северной территории. В Зейском районе нет детских «развиваек» — центров, где занимаются развитием малышей до трех лет. В итоге проблемы в речи детей ложатся на плечи воспитателей детских садов», — замечает специалист.

Как логопед и мама 8‑летней дочери Наталья Арькова советует с самого рождения уделять большое внимание развитию речи малыша. Если родители видят, что в два года ребенок не говорит фразами, а с двух до трех лет не реагирует на просьбы (например, на такую: «Миша, сходи на кухню, принеси полотенце»), рекомендуется показать его логопеду, который оценит речевое развитие ребенка. При необходимости направит на консультацию к неврологу и сурдологу. Если ребенок в 4—5 лет смешивает все звуки («каша» во рту), в этом случае тоже прямой путь к логопеду. Сейчас складывается тенденция: как можно раньше начинать работать с логопедом. Ведь развитие речи малыша имеет большое влияние на его дальнейшее обучение в школе. Если ребенок не слышит правильно звуки, то не сможет и писать их правильно. Как слышит, так и пишет — не потому что вредничает, а потому что у него в головном мозге не усвоилось правильное произношение.

«ЗЕМСКИЙ УЧИТЕЛЬ» ИЗ НОРСКА СТАЛА ТРЕТЬЕЙ НА КОНКУРСЕ

Педагог приехала на север Приамурья из Забайкалья

Она дважды входила в «Золотую тысячу» российских учителей и была победительницей в педагогическом конкурсе, который проходил в Забайкальском крае, где прежде жила. Учитель математики Татьяна Малышкина, приехавшая в Норскую школу Селемджинского района по программе «Земский учитель», на амурском конкурсе «Лучший учитель — 2021» заняла третье место и получила спецприз в номинации «Урок, с которого не хочется уходить».

 Норская школа «земского учителя» встретила хорошо — педагогу выделили оснащенный всем необходимым математический класс. 

Почти год Татьяна Николаевна трудится на новом месте. В 2020‑м педагог с 21‑летним стажем, ставшая «земским учителем», переехала работать в амурское село. Наводнение 2019 года оставило Норскую школу без учителя математики — та переехала в Благовещенский район.

— Живя и работая в Забайкальском крае, я тоже участвовала в разных педагогических конкурсах. «Учитель года» у нас проводился раз в два года, и учителя, занявшие первое и второе места, потом представляли регион на всероссийском этапе поочередно. В 2013‑м я заняла второе место, а в 2014‑м участвовала во всероссийском конкурсе. В этом году, уже будучи учителем Норской школы, тоже решила принять участие в конкурсе. Ведь если в Забайкалье меня как педагога хорошо знали, я входила в состав комиссии по ОГЭ, то здесь — нет, — рассказывает учитель математики.

Поскольку Норск географически оторван от областного центра, конкурс «Учитель года» стал для Татьяны Малышкиной хорошей площадкой, чтобы заявить о себе. На конкурсном уроке алгебры она с учениками повторяла способы построения графиков с модулями — это 23‑е задание по ОГЭ.

Татьяна Малышкина помогла ученице из Норска занять 3-е место во всероссийском конкурсе «Учимся финансовой грамотности на ошибках и достижениях литературных героев».

По словам педагога, Норская школа «земского учителя» встретила хорошо. По приезду предоставили большой светлый дом с мебелью (правда, он до сих пор принадлежит бывшему учителю, которая переехала, вопрос с приобретением жилья в муниципальную собственность еще не решен). Выделили и оснащенный всем необходимым математический класс.

— Директор школы очень отзывчивый и душой болеющий за коллектив человек. Когда администрация школы делала опрос среди учителей, выясняя, что им нужно для работы, я заказала координатную плоскость, и всё это было куплено. В материальном плане Норская школа хорошо оснащена, здание школы относительно новое, ему десять лет. Единственное, чего не хватает, — нормального интернета, — делится впечатлениями о новом месте работы педагог.

Однако низкоскоростной школьный интернет не помешал Татьяне Малышкиной и ее норской 10‑класснице Ульяне Селезневой занять в этом году третье место во всероссийском конкурсе «Учимся финансовой грамотности на ошибках и достижениях литературных героев».

— Наш проект назывался так: «Семейный баланс как способ оценки перспективы развития семьи». За основу мы взяли книгу американского семейного консультанта Джеймса Хьюза «Богатство семьи. Как сохранить в семье человеческий, интеллектуальный и финансовый капиталы». А для анализа — героев произведений «Господа Головлёвы» Салтыкова-Щедрина и «Войны и мира» Льва Толстого. Отрицательный литературный герой — это Нина Петровна Головлёва, хваткая и деловая женщина, которая приумножила состояние семьи, но при этом вся семья исчезла. То есть на примере мы учились тому, как в погоне за благополучием не потерять семью. Положительные персонажи — Наташа и Николай Ростовы из «Войны и мира», благодаря которым возродилось утраченное их отцом семейное благосостояние. В течение трех месяцев — с декабря по февраль — мы писали эту работу. С Ульяной было интересно работать, она молодец!

Татьяна Николаевна ведет математику в Норской школе у учеников с 5 по 11 классы, говорит, что этот учебный год пролетел незаметно. Амурские дети понравились тем, что «откликающиеся» — приходят не просто отсидеть урок, а узнать что‑то новое. А вот северная природа Селемджинского района не удивила, поскольку похожа на суровую природу ее родного края. В бытовом плане только живется чуть тяжелее: там была благоустроенная квартира, а здесь дом с печным отоплением. Еще педагог скучает по 26‑летней дочери, поэтому все майские праздники учитель решила провести в Забайкалье.

ДЕТЯМ НЕ ХВАТАЕТ ЖИВЫХ ЭМОЦИЙ

Первое место в номинации «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» и приз детской симпатии от учеников Алексеевской гимназии получила Наталья Ковалева. Второй приз — признание учеников — дорогого стоит, не скрывает эмоций педагог-психолог.

— Очень приятно и неожиданно было получить признание от детей, ведь они со мной не были знакомы. Конкурс стал моим личным фурором, хотя я даже не ориентировалась на победу, мне было интересно знакомство с новыми людьми, расширение своих профессиональных знаний. Меня поддерживали сотрудники кадетского корпуса, подкидывали идеи, и всё это вместе привело в победе, — рассказывает педагог-психолог Амурского кадетского корпуса имени Юрия Кузнецова Наталья Ковалева.

На мастер-классе она представляла тему «Эмоции хотят внимания» — очень актуальную сегодня, так как всё чаще современные люди встречаются с алекситимией. Это не диагноз и не синдром, а состояние, при котором человек испытывает затруднение в понимании своих и чужих эмоций. И связано это с цифровизацией, когда гаджеты и соцсети заполняют всю нашу жизнь. «Мы часто говорим о патриотизме, морально-нравственных качествах, о том, что должны сделать из детей коллектив, а эмоции не проговариваем, они уходят на задний план. И дети понимают, что получают какие‑то знания, но что при этом чувствуют, они не могут понять. Или путают, подменяют понятия. Поэтому тема была выбрана мной и раскрывалась на мастер-классе», — объясняет педагог-психолог.

«Трудно быть председателем Большого жюри, потому что каждый педагог — уникальная личность. Хочется сказать слова благодарности и конкурсантам, которые вписали еще одну страницу в историю амурского конкурса педмастерства. И членам жюри, которые, несмотря на споры, оказались единодушными в принятии решения», — отметила министр образования и науки Приамурья Светлана Яковлева.

— В Амурском кадетском корпусе учатся одни мальчишки. Как вы учите их проявлять эмоции?

— Мы это проговариваем, у нас параллельно идет и воспитательный, и учебный процесс. Конечно, воспитатели-мужчины хотят видеть в ребятах «стандарт будущих офицеров», но это все‑таки дети, которым нужно уделять внимание как детям. И хорошо, что рядом с ними есть педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги-организаторы, которые поддерживают эту «детскость» в них, помогают не закостенеть в уставе. Педагоги-организаторы привлекают ребят к спектаклям, творчеству, где те могут раскрыть себя. В детях мы видим в первую очередь детей, у нас учатся ребята с 7‑го по 11‑й класс.

Каждый класс, по словам педагога, требует внимания в своей «болевой точке». Например, в седьмом классе идет адаптация к новым учебным будням, в девятом и десятом — подготовка к экзаменам, помощь в профориентации. Психолог работает по профилактике буллинга, детской травли. 11‑й класс — это уже выпускники, которых надо поддерживать морально, помогать преодолевать стрессы, тревожность, потому что они вот-вот уже вылетят из гнезда и им нужно не ошибиться, выбрать правильное образовательное учреждение, хорошо сдать ЕГЭ.

Интересно, что управлять мальчишками Наталье Константиновне приходится и вне стен кадетского корпуса — у нее три сына восьми, трех и двух лет. «Но когда прихожу домой, оставляю всё за дверью. Дома я уже жена, мама и хозяйка», — замечает педагог-психолог.

Ученики подарили педагогу игрушку

«Наталья Константиновна — одна из немногих педагогов, кто в общении с нами делали акцент на то, что мы все равны. Она общалась не как учитель с детьми, а как человек с человеком», «Тема ее мастер-класса — эмоции, она говорила, что сейчас очень важно думать об этом. Из-за того, что люди часто общаются в сети, они не проявляют эмоции, заменяя их различными эмодзи. Работая же в коллективе — а в классе 30 человек — важно понимать, что чувствует каждый», — поделились своими отзывами о занятии десятиклассница Анжелика Гайдай и девятиклассница Алла Хаматова. Благодарные ученики подарили педагогу игрушку — большого плюшевого ёжика.

НЕ ВЫШЛИ В ФИНАЛ, НО БЫЛИ ЗАМЕЧЕНЫ

Из 40 педагогов, принявших участие в региональном этапе конкурсов, было лишь только двое мужчин — учитель информатики и учитель физкультуры. В финал они не вышли, но ценный профессиональный опыт приобрели. И поделились своими впечатлениями о состязании.

 Руслан Трачинский вернул жюри конкурса в детство. 

На областном конкурсе «Учитель года — 2021» Руслан Трачинский представлял опыт своей 20‑летней работы, проводил классный час по теме «Этикет и этикетка» с учениками 6‑го класса и урок по теме «Прыжки». За 40 минут ребята успели попрыгать в высоту, на скакалке и поработать с картинами — такой творческий, нестандартный урок. «Вы нас вернули в детство», — сказали члены жюри в завершение урока, признавшись, что у них появилось желание надеть спортивную форму и встать в строй.

 Информатики Алексей Каргин и Екатерина Гайдукова.

Учителю Алексею Каргину приходится вести уроки не только информатики, но и технологии в Николаевской школе Тамбовского района. На конкурсе «Учитель года» Алексей Константинович как информатик вел урок «Создание мультимедийной презентации», во время которого дети создавали собственное резюме. Из-за того, что не занял призового места, педагог не расстраивается, говорит: видимо, не хватило методического опыта. Хотя работу в школе считает своим призванием. От трех конкурсных дней у него остались только положительные впечатления.

На вопрос: «Почему так мало мужчин-педагогов было на конкурсе?» — отвечает, что их и в школах работает немного. Например, коллег-мужчин у него в школе только двое — педагог-психолог и учитель физкультуры. Молодые педагоги после получения диплома ищут работу с более высокой зарплатой. Кстати, супруга Алексей Каргина тоже работает в образовании. Семейная пара растит двоих детей.

Василий Орлов: «Мы вами гордимся»

«Я хочу сказать, что все участники завершившихся конкурсов — молодцы, мы вами очень гордимся! — подчеркнул губернатор Амурской области Василий Орлов. — Победительницам пожелаю удачи на всероссийском этапе и аболютно уверен — они достойно представят нашу область. Сегодня мы строим три школы и два детских сада, и это только начало. Планы большие, потому что у нас активно реализуется национальный проект «Образование». Благодаря ему в области открылись десятки «Точек роста», IT-куб, «Кванториумы». Всё это элементы цифровой трансформации. Но мы прекрасно понимаем, что только оборудованием профессиональные кадры не вырастить, нужны педагоги. Поэтому в прошлом году по поручению председателя Правительства России Михаила Мишустина у нас на базе БГПУ открылся Межрегиональный центр подготовки и развития современных компетенций и технологий педагогической сферы».

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Добрый, но строгий: где работает единственный в Благовещенске мужчина — учитель начальных классовДобрый, но строгий: где работает единственный в Благовещенске мужчина — учитель начальных классов
Приамурье в финале конкурса «Учитель года России» представит педагог из СвободногоПриамурье в финале конкурса «Учитель года России» представит педагог из Свободного
«Мы вами гордимся»: Василий Орлов наградил лучших учителей области
Лучшие учителя и воспитатели Приамурья съехались в Благовещенск на финал профессиональных конкурсов
Учительница из Благовещенска борется за звание лучшего педагога России
Лучший учитель Приамурья преподает химию и воспитывает троих детей
Учителем года Амурской области стала педагог благовещенской гимназии № 25
13 амурских педагогов получат по 200 и 100 тысяч рублей
Лучшим учителем Благовещенска стала педагог физики первой гимназии
В конце апреля в Приамурье выберут лучших педагогов

Учитель информатики из Свободного Екатерина Гайдукова стала лучшим «Учителем года» в Приамурье.Учитель информатики из Свободного Екатерина Гайдукова стала лучшим «Учителем года» в Приамурье.Наталья Арькова  победила в региональном конкурсе «Воспитать человека».Наталья Арькова победила в региональном конкурсе «Воспитать человека».Татьяна Малышкина стала третьей, получила спецприз в номинации «Урок, с которого не хочется уходить»Татьяна Малышкина стала третьей, получила спецприз в номинации «Урок, с которого не хочется уходить»Первое место в номинации и приз детской симпатии у Натальи Ковалевой.Первое место в номинации и приз детской симпатии у Натальи Ковалевой.

Фото: Пресс-служба администрации Амурской области

В 2022 году в восьми сельских школах Приамурья модернизируют спортзалыОбщество
Сенатор Артем Шейкин поможет обеспечить амурчан креслами-коляскамиВласть
Региональный Центр «Мой бизнес» объявил сбор подарков воспитанникам дома малюткиОбщество
В Свободном руководитель предприятия заключил договоры на поставку остановок по завышенной ценеПроисшествия
В Благовещенске начал работу десятый по счету мобильный пункт вакцинацииКоронавирус
Произведениям амурских писателей и поэтов дадут «голос»Общество1

Читать все новости

Порядок слов Александра Ярошенко

Общество

В 2022 году в восьми сельских школах Приамурья модернизируют спортзалы В 2022 году в восьми сельских школах Приамурья модернизируют спортзалы
Погода вне сезона: в середине недели Приамурье ожидают экстремально высокие для декабря температуры
Василий Орлов: «Более сотни дальневосточных гектаров оформлено в собственность в Приамурье»
Региональный Центр «Мой бизнес» объявил сбор подарков воспитанникам дома малютки
Произведениям амурских писателей и поэтов дадут «голос»
Система Orphus