Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №41 (28983) от 21 октября 2021 года
Издается с 24 февраля 1918 года
23 октября 2021,
суббота

Жизнь на пуантах

Жизнь на пуантах / Ольгу Лепешинскую в детстве за задиристость и неугомонность характера называли по-мальчишески Лешкой. Ее с первого раза не приняли в балетную школу. Где теперь те счастливцы, которые приемной комиссии показались более выигрышными? А Лепешинскую знает весь мир. Очевидцы говорят, что в ее танце всегда был полет, кураж, а главное — радость. Неистребимая, непреодолимая радость, жажда жизни.


Ольгу Лепешинскую в детстве за задиристость и неугомонность характера называли по-мальчишески Лешкой. Ее с первого раза не приняли в балетную школу. Где теперь те счастливцы, которые приемной комиссии показались более выигрышными? А Лепешинскую знает весь мир. Очевидцы говорят, что в ее танце всегда был полет, кураж, а главное — радость. Неистребимая, непреодолимая радость, жажда жизни.

Над Москвой спустились сумерки, в уютной гостиной был выпит чай и съедена добрая половина любимого ею торта — сегодня в сладком уже можно себя не ограничивать. Вопросов особых не задавал, Ольге Васильевне самой хотелось выговориться.

— Душа распахнулась, — прощаясь, скажет она. Помолчав, тихо добавит: — Такое бывает крайне редко…

«Я хотела быть строителем мостов…»

Я не хотела быть балериной. Совсем. Я хотела быть, как папа, строителем мостов. Папа строил мост, и если все чертежи были верны, то он с машинистом должен был первым проехать по мосту... Я хотела быть инженером. Мы летом жили обычно в Крыму на даче у знакомого доктора, у него был маленький домик. Меня отправляли на второй этаж спать. Окна моей спальни выходили на летнюю эстраду. Там всегда играла музыка, а соседка наша по даче была балерина Большого театра.

Вместо того чтобы спать, я в длинной ночной рубашке выходила на балкон и там изображала то «лебедя», то «спящую красавицу». Но нашу милую соседку поразило то, что я все делала точно в такт музыке, и она посоветовала маме отдать меня в балетную школу. Мне было девять лет, когда меня привели в балетную школу и там не приняли. Не удивляйтесь, такое бывает. Нашу великую балерину Марину Семенову тоже не приняли. Когда она сидела на крыльце ленинградского хореографического училища и горько плакала, мимо проходил знаменитый петербуржский танцовщик Семенов и поинтересовался, почему девочка так безутешно плачет. Потом, спустя годы, он стал ее мужем. Марина была самая любимая ученица Вагановой. Она меньше известна, чем Уланова, но таланта была просто немыслимого.

 Ольга Лепешинская в одной из своих первых премьер — балете «Три толстяка»

Мне повезло, что за два года до окончания училища его дирекция вызвала шестерых знаменитых педагогов из Ленинграда, и наш класс — это продукт слияния двух школ — Московской и Ленинградской. Московская школа всегда славилась своей новизной и исканиями, а ленинградская была более дворцовая. То, что меня еще студенткой приняли в солистки Большого театра, а не в кордебалет — это счастье. И я, будучи еще ученицей балетной школы, готовила «Щелкунчика» и в 17 лет танцевала Машу. Так я получила первую в своей жизни корзинку цветов. От папы. Папа знал, что я очень люблю сладкое, и в записочке было написано: «В здоровом теле здоровый дух, не ешь пирожных больше двух…»

Сцена Большого театра самая лучшая в мире! Поверьте, мне есть с чем сравнивать. Там такой особый наклон, что ноги просто «смеются». Я очень люблю Володю Васильева. Считаю, что если говорить о гениальности в мужском танце, то это Володя. Раньше я могла потрепать его по русым волосам, теперь он — Владимир Викторович. Но если потихоньку, на ушко, то все равно Володя.

Сталин?!.. Мы все были в него влюблены. Он был нечто выше, чем человек, что-то ближе к философу. Сталин для меня был человек, который держит в руках огромную Россию. Настолько он казался гениальным

Их с Рудиком Нуриевым сравнивать совершенно не стоит. Нуриев был лирическим, очень хорошим с точки зрения техники. Его педагогом был Пушкин, великий педагог, великий мастер Мариинки. Нуриев, попав за границу, купался в богатстве и даже купил себе остров. Зачем артисту балета остров, никто не знал, но это была его прихоть, которая ознаменовала какую-то выходку, за которую все потом цеплялись. Но такие, как Васильев или Чабукиани, рождаются раз в столетия. Особенно Васильев. Вы посмотрите на диапазон ролей Васильева: великолепнейший Спартак и Иванушка-дурачок, и тут же чеховский отец Анюты. Да такого больше в мире нет.

«Перед Сталиным не робела никогда…»

Мне в моей жизни довелось видеть Черчилля и генерала де Голля. Помню, когда меня представляли во французском посольстве генералу де Голлю, он наклонился поцеловать мне руку, и мой нос был как раз на уровне его ремня. Представляете, какого он был роста? Француз! Необычайно галантен.

Я в 1959 году в Пекине сидела рядом с Мао Цзэдуном. Меня поразило, что Мао как-то немножко небрежно указал Хрущеву, куда ему нужно сесть. Было заметно, что Никите Сергеевичу это очень не понравилось — тогда уже начинался разлад наших отношений.

Сталин?!.. Мы все были в него влюблены. Он был нечто выше, чем человек, что-то ближе к философу. Сталин для меня был человек, который держит в руках огромную Россию. Настолько он казался гениальным.

Я видела его много раз. Я танцевала все кремлевские концерты, в том числе и знаменитый 1945 года, посвященный Победе. Сцену так хорошо устроили, что было очень удобно прыгать на «рыбку», а она у меня очень хорошо получалась, смею вам признаться. Возле сцены стоял стол, где сидело политбюро, посередине всегда — Сталин. Раньше не знали, что такое фуршеты и ля-фуршеты. Раньше мы не знали, что такое стоячие приемы. Пардон…

Как-то к нашему столу подошел Иосиф Виссарионович и обратился ко мне: «Как живете, стрекоза?..»

Сталин, когда у него было хорошее настроение, брал нас, нескольких человек: Михаила Дормидонтовича Михайлова, Валерию Барсову, Лемешева или Козловского на просмотр фильма.

 Сцена из балета С. Н. Василенко «Мирандолина» по мотивам комедии К. Гольдони «Хозяйка гостиницы». Балерина Ольга Лепешинская в роли Мирандолины. Государственный академический Большой театр СССР. 1949 год. / Анатолий Гаранин / РИА Новости

Перед Сталиным никогда не робела. Я всегда получала огромное наслаждение танцевать музыку. Сталин очень часто ходил в Большой театр. Смотрел «Хованщину», «Бориса Годунова». Он «очень» любил русскую музыку: посмотрит первый акт и уйдет. «Пламя Парижа» он смотрел пять раз, а я пять раз танцевала Жанну д’Арк. Вы понимаете, почему я свою комсомольскую молодость никому не отдам? Она была необыкновенная.

Первый раз я получила свой орден раньше, чем мой папа. Это был 1937 год. Этот год для меня был очень счастливый. Только потом я узнала, какой он был страшный для многих и сколько людей погибло.

Пришвин меня очень любил, но чисто эмоционально, а познакомилась я с ним при очень страшных обстоятельствах

У меня была очень интересная жизнь. Когда началась война, я бросила балетные туфли, пошла в райком и потребовала, чтобы меня отправили на войну. Там, в комиссии по отправке на фронт, был очень умный человек — генерал. Он сказал: «Обязательно, только вначале немного подучитесь на медсестру». И меня привели в хирургическое отделение госпиталя, отправили в палату, где лежали бойцы, раненые в лицо. И когда я увидела молодого парня без челюсти, то не помню, как оказалась на четвереньках в коридоре...

На Пушкинской площади был дом с башенками, на одной из башенок стояла фигура девушки в некоей балетной позе. Эренбург в своей книжке «В бурю» написал, что та девушка похожа на Лепешинскую. Когда кончалась бомбежка, то многие спрашивали, жива Лепешинская? Имея в виду ту девушку. И самое интересное, что, когда после смерти мужа я не смогла танцевать, у нее в это время отвалилась рука и мы вместе сошли с пьедестала. Я закончила танцы, и ее сняли с башни.

«Танцевала на силе духа…»

Пришвин меня очень любил, но чисто эмоционально, а познакомилась я с ним при очень страшных обстоятельствах. Я танцевала «Красный мак», и раздался треск. Моя сестра, сидевшая во втором ряду, решила, что лопнула стелька в моей туфле. А это лопнула пятая плюсневая кость моей правой ноги. Уйти со сцены я не могла — по действу в это время приходил советский пароход и привозил продовольствие революционному китайскому народу. Капитан сходил на берег, и я по велению своего хозяина танцевала для капитана, вот почему я не могла уйти… Капитан за мой танец вручал мне красный мак. Так и балет назывался «Красный мак». На мое счастье, после этого из первой кулисы выходили кули. Они несли палантин, в который я должна была залезть, попрощавшись с капитаном, изящно подать ему руку. А как подавать руку, был целый номер, меня учила этому великая русская балерина Екатерина Герцер. Она говорила: «Советские дамы не умеют руку подавать...»

Вот когда я все это сделала, меня на палантине отнесли за кулисы, и только там я потеряла сознание. Оказалось, что у меня четыре перелома. Я дотанцевала только на силе духа. 7 ноября по праздничной Москве с фейерверками меня везли на карете скорой в больницу, в этой же больнице находился Михаил Михайлович Пришвин. Он меня спас от смерти. В это время был страшный период моей жизни, у меня арестовали мужа. Меня исключили из всех моих партийных, общественных организаций, а я была общественница еще та. Я очень боялась насчет семьи: у меня ни семьи, ни общественной работы, и нет моего любимого искусства. И когда Пришвину сказали, что я лежу в этой больнице, он пришел ко мне. У него в четвертом томе сочинений написано: «Привезли какую-то балерину, ничего особенного...» Через три страницы. «Влюблен как гимназист...»

Он понял, что я пришла помирать. А я решила помирать и отказывалась от еды и питья, врачи уже вызвали мою сестру, чтобы меня забирали домой. У Пришвина есть и такие строки обо мне: «У нее глаза, как льдинки, но, когда узнаешь ее побольше, льдинки тают… и тебе кажется, что ты знаешь ее всю жизнь». Он меня вытащил из этого состояния безысходности. Он приходил, садился у моей постели, брал за руку и подолгу разговаривал.

А почему я оказалась достойна его внимания? Еще будучи девчонкой, я перечитала многое из написанного им и влюбилась в его прозу. Я писала диктанты по Пришвину. Когда он услышал, что я знаю его «Фацелию» и «Старый гриб», то пришел в восторг.

Влюблен ли он был? Ему было 85 лет, а мне 44…Его жена тоже была влюблена в меня. Их семья стала моим спасительным островом, это были удивительной духовной красоты люди.

«У могилы Улановой стояла на коленях…»

Галина Сергеевна Уланова для меня была величайшим человеком. Я ее очень любила, и последние два года ее жизни мы с ней были очень дружны. И она была очень интересна по-своему. Была бесконечно замкнута, как бы внутри себя. Как-то ее спросили: «Вы верите в Бога?..» — «Бог живет во мне», — ответила Уланова. Она осталась одна в последние годы, совсем одна… К ней по нескольку дней никто не приходил. Это страшно…

Мне было бесконечно обидно, что ей долгое время не ставили памятник на могиле. Помню, приехала я на Новодевичье кладбище на открытие памятника Брунову. Рядом памятник Никулину, там даже есть часть арены и бронзовая собака лежит у его ног. А рядом в полшага могила Улановой, на которой была только дощечка, сделанная руками поклонников, и красивый портрет. Около могилы Улановой стояла женщина на коленях. Я присоединилась к ней. До сих пор помню состояние тех минут: было необычайное щемление души, вы даже себе представить не можете. Вернувшись домой, я тотчас позвонила Лужкову. Он сказал, что памятник обязательно будет, сейчас обсуждают эскизы. Памятник поставили потом, хороший, но осадок остался…

За Галину Сергеевну душа кровоточила невыносимо и долго. Уланова уговаривала меня после смерти мужа возвратиться на сцену — ничего не вышло. Я попробовала одну из любимых своих сцен в «Вальпургиевой ночи» и поняла, что танец меня покинул. Для меня танцевать можно было только потому, что ты хочешь, что ты любишь музыку и отдаешь ее людям через свои танцы…

«Ради балета не родила ребенка»

Мне книжка Майи Плисецкой очень нравится. Она написана наотмашь, так как она живет. Я не могу ей простить не себя, не то что у меня оказались линии короткие. Конечно, такой лебединой шеи, как у Майи нет ни у кого, и рук-крыльев таких тоже нет. Но никто никогда не замечал, что у нее нет подъема на стопе — настолько она хороша.

Книжка правдивая, там подробно описаны все три моих мужа… Но ни слова нет о гениальном танцовщике Мессерере, который был ее дядей. Он был небольшого роста, у него были просто гениальные номера. Майя ничего не написала о Суламифи Мессерер, которая дала ей кров и пищу. Когда мама Майи была выслана в Ташкент, то именно Суламифь ей выхлопотала пропуск в Ташкент, к матери. И Майя, поехав туда, увидела, как та жила в каком-то сарае с маленьким мальчиком, младшим братом Майи. Он, кстати, удивительный человек, мы с ним дружим, и он недавно был у меня в гостях.

Единственное, о чем я жалею в этой жизни, так это о том, что ради балета не родила ребенка. У второго моего мужа была дочка семи лет, и она стала моей дочкой, и это спасло меня от страшной трагедии. Она и сегодня со мной. У меня есть внучка и правнучка. Конечно, когда ты рожаешь своего ребенка, то в этом как бы воплощается твоя жизнь. К сожалению, я этого была лишена. Пошла на это сознательно. У меня никогда не было проблем по части женского здоровья, но я маленького роста, и на семейном совете решили, что если рожу ребенка, то стану толстой и никогда не стану танцевать. И победил балет. Даже не балет, а ощущение необходимости танца. Это моя планета.

Планета эта рухнула, когда умер мой последний муж — начальник Генштаба генерал Антонов…

Помню, Брежнев вынул платок… Он очень любил Алексея Иннокентьевича. И после этого солнце для меня стало черным, и все померкло…

Единственное, о чем я жалею в этой жизни, так это о том, что ради балета не родила ребенка.

Меня спасла Полина Семеновна Молотова, я была у них в доме и даже летала к ним в Улан-Батор, где Молотов был послом. Мы с ней долго гуляли. Она ведь сидела в заключении и, выйдя из тюрьмы, очень быстро сделала себя человеком. Она была фантастическая личность.

После сильнейшего нервного потрясения меня отправили в Италию лечиться. Там была академия танца, которой управляла Ия Русская, эмигрантка из Крыма. Фантастической красоты и ума женщина. Она попросила меня взять класс девочек и научить их русской школе. Я с увлечением взялась за дело и через полгода на экзамене пришла в ужас, что все из них были лепешинские. И тогда я поняла, что нельзя в человеке давить его индивидуальность, нельзя гасить его искру. Это был колоссальный урок для меня. Никогда нельзя ломать органически свойственное человеку.

Конечно, в жизни я — актриса со всеми недостатками. Но никогда не собирала своих фотографий и рецензий. Я не из актерской семьи.

Вот видите фото, на котором написано: «Пламенной Лепешинской от ленинградки Улановой». Она же очень любила Ленинград, когда ей вручали знак почетного жителя Москвы, недоуменно воскликнула: «Я же ленинградка…»

Аппетит у меня всю жизнь зверский, особенно на сладкое, ограничивать себя безумно трудно… Мама моя очень хорошо готовила и делала великолепные вкусности из моркови и свеклы. В Париже мне предлагали какие-то знаменитые пироги, но с маминым морковным они в сравнение не идут.

  Ольга Лепешинская у себя дома. Москва, 1940 год. Фото: РИА Новости/ Анатолий Гаранин

Это ужасно для женщины, но я готовить вообще не умею, мой кулинарный максимум — яичница и сосиски. У меня не было времени научиться готовить. Но больше всего на свете я люблю кабачковую икру.

Если бывают скандалы, я говорю: «Только когда кончится истерика, я имею право людям сказать правду».

Какая самая страшная трагедия в моей жизни? Это то, что я не знаю, где могила моего отца. Он умер в Куйбышеве в эвакуации, хоронили в страшную метель. Так потом найти и не смогла, я на это отдала годы своей жизни. Но тщетно…

Когда еду на дачу и вижу надпись типа «Строительный маркет», то в ужас прихожу, почему нельзя написать по-русски «Строительный рынок»?

Сегодняшнее искусство? Про балет промолчу.

Эстраду не люблю — когда поют, танцуя всеми частями тела. Я люблю Кобзона за то, что он поет стоя. Мне близка и любима Толкунова: она не меняет своего имиджа. Или, по-русски, своего лица. Я в ужасе от всех этих американизмов. Когда еду на дачу и вижу надпись типа «Строительный маркет», то в ужас прихожу, почему нельзя написать по-русски «Строительный рынок»? А когда пишут «хот-дог» — ну это же горячая собака в точном переводе! Читаю это и ничего не понимаю.

В зрелом возрасте узнала, что меня крестил один из Великих Князей. Вот если бы узнали об этом в райкоме комсомола, интересно, что со мной сделали бы?..

Вообще я бы вам сегодня могла много наговорить, поди проверь, свидетелей-то нет. Но не солгала ни слова. Не хочу, к Богу ведь скоро…

Ольга Лепешинская скончалась 20 декабря 2008 года в Москве.

ИЗ БИОГРАФИИ

Ольга Лепешинская, советская артистка балета, народная артистка СССР.

Родилась в 1916 году, за год до Октябрьской революции в Киеве. Выпускница Московской академии хореографии, которая тогда еще называлась балетным техникумом.

С 1933 года она — артистка Большого театра, всю Великую Отечественную войну танцевала на фронтах со специальной программой.

В истории войны описаны несколько случаев, когда из нагрудных карманах убитых красноармейцев находили прострелянные фотографии Ольги Лепешинской.

До 1963 года была прима-балериной Большого театра. Потом несколько десятилетий занималась преподавательской работой.

Была трижды замужем, детей нет было.

Умерла в 93 года в собственной квартире. По словам родственника, «она уснула и не проснулась…»

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

В Амурской области зарегистрировано 147 новых случаев COVID-19Коронавирус
Более 200 амурчан из числа детей-сирот в этом году отметили новосельеОбщество
Доступно и познавательно: в Благовещенске реализуется проект «Экскурсовод на коляске»Общество
Нет смысла в ремонте: губернатор поручил составить реестр домов, которые будут призваны аварийнымиОбщество
В Приамурье за несоблюдение правил системы QR-кодов грозит штраф до 30 тысяч рублейКоронавирус
В одном стиле: в Благовещенске ремонтируют фасады жилых домов по единому проектуОбщество

Читать все новости

Общество

Третья декада октября в Приамурье будет теплее обычной нормы на 4—6 градусов Третья декада октября в Приамурье будет теплее обычной нормы на 4—6 градусов
Более 200 амурчан из числа детей-сирот в этом году отметили новоселье
Доступно и познавательно: в Благовещенске реализуется проект «Экскурсовод на коляске»
Триллер по Достоевскому: в Амурском театре драмы показали метания Раскольникова
Нет смысла в ремонте: губернатор поручил составить реестр домов, которые будут призваны аварийными
Система Orphus