«Я просто сфотографирую!»
Лебеди высиживали яйца 38 дней. Несмотря на то, что благородные птицы живут на озере в Ивановке с 2016 года, это их первое потомство, потому что половая зрелость у них наступает только на четвертый год жизни. Чтобы не беспокоить Петра и Февронию, основатель народного проекта «Белый лебедь на пруду» Александр Титаренко даже близко не подходил к гнезду, высыпая корм на берегу на расстоянии пяти метров от них.
Так же тактично относились к птицам и ивановцы, на средства которых и были закуплены лебеди и обустроена их жизнь. Гнездо шипунов огородили сигнальной лентой, но никому из местных она не была нужна: все и так старались не нарушать покой молодых родителей. Проблемы возникали только с приезжими туристами — в попытке сделать красивую фотографию они не думали о последствиях.
— Люди действовали из принципа: «Ничего не будет! Я один и просто сфотографирую». Мне женщина одна сказала: «Что вы ко мне здесь лезете со своими запретами? Я деньги заплатила, чтобы приехать сюда и сделать селфи», — рассказал Александр Титаренко. — Ленту, которой было огорожено гнездо, моя супруга называла «экзамен на человечность». Многие пишут нам, что нужно было забор сделать, но не можем же мы все загородить. Мы рассчитывали только на сознательность окружающих. Вся беда в том, что у людей появилась мысль: «Мое — то, что на замке, а остальное — не мое, и не нужно об этом заботиться». А у человека должна быть такая мысль: «Я за все отвечаю на этой планете, и от меня зависит очень-очень многое».
Ленту, которой было огорожено гнездо, моя супруга называла «экзамен на человечность». Мы рассчитывали на сознательность людей.
С тех пор как у пары вылупился первый птенец, поток туристов только увеличился. Сейчас каждый вечер, чтобы сфотографировать малыша, приезжают около 50 человек, а в выходные еще больше. Некоторые из них подходят к гнезду слишком близко. Вероятно, именно это стало причиной того, что шипуны гнездо бросили.
Лебеди Петр и Феврония очень ответственные, добросовестные родители. Фото: Андрей Ильинский
— У лебедей устроено так: они вьют гнездо и пытаются высидеть яйца. Их будут пугать, а они будут возвращаться обратно. Но стоит появиться первым птенцам, лебеди в случае опасности, чтобы сохранить тех, которые уже появились, идут на то, чтобы бросить оставшиеся яйца, — объяснил Александр Титаренко. — Здесь принцип был такой же: Петр и Феврония не стали досиживать. Мы потом посмотрели — яйца не были испорчены, но они были застужены и погибли. Если бы лебедей не тревожили, может и не было бы четырех птенцов, но хотя бы два-три — были.
Киндер-сюрприз
Единственного вылупившегося птенца назвали пока Иван-да-Марья — потому что еще неизвестно, девочка это или мальчик. Определить пол несложно, но это значит, что нужно брать птенца на руки, а супруги Титаренко пока этого не хотят, чтобы не травмировать малыша.
— Это сейчас не к спеху. Просто знаем: если мальчик, то будет Ваня, в честь Ивановки, а для девочки красивое имя Машенька, — говорит Александр Титаренко.
Фото: Андрей Ильинский
Сейчас птенец самостоятельно передвигается рядом с родителями и ест то же, что и они. Иногда он забирается на спину маме и плавает как на кораблике. Какой-то особенный уход ему не нужен, наоборот, это может навредить.
Петр и Феврония очень заботливые родители — если они выходят на поляну, а птенец отстал или не может забраться на крутой берег, то они останавливаются и ждут его.
После того как определят пол нового жителя озера, ему будут искать пару. Для здорового потомства важно, чтобы птицы были с разных гнезд. Петра и Февронию покупали в Крыму. Пару для их птенца могут закупить либо там же, либо в Центральной России, либо совсем близко — в зоопарке в Хабаровске.
Жилищный вопрос
Фото: Андрей Ильинский
По словам Александра Титаренко, уже сейчас нужно подумать о том, что в следующем году у лебедей тоже будет потомство и на озере станет тесно. Комфортно плавать в водоеме смогут максимум три пары лебедей, поэтому лучше заранее продумать, куда могли бы переехать шипуны.
Возможный вариант — переселить их на другое озеро в Ивановке, которое называется Бам: там достаточная территория, можно сделать дополнительный сквер, поставить лавочки и качели. Кроме того, организаторы предлагают сделать там же вольер для фазанов и павлинов.
В следующем году у лебедей тоже будет потомство и на озере станет тесно. Комфортно плавать в водоеме смогут максимум три пары лебедей, поэтому необходимо заранее продумать, куда могли бы переехать шипуны. Один из вариантов — озеро Бам в Ивановке.
Для озеленения возможного сквера супруги Титаренко уже сейчас выращивают дома саженцы маньчжурского ореха — их у них уже более 300 штук.
— На этом озере плавают лодки, катамараны, и люди из любопытства подплывают к лебедям поближе, прижимают их к берегу, когда хотят сфотографировать. Фактор тревоги у лебедей всегда присутствует, — рассказал Александр Титаренко. — А на другом озере будет больше места; кроме того, там заболоченный участок и не будет свободного доступа с тротуара к будущему гнезду.
Почему не цветут лотосы
Фото: Андрей Ильинский
Пользу переезд лебедей мог бы принести и лотосам: жизнедеятельность шипунов — одна из возможных причин того, что в этом году на озере в Ивановке снова не зацвели цветы Будды. Другие возможные причины: ондатры, или прошлогодние мелиоративные работы. Тогда перебрасывали воду из одного озера в другое и, возможно, перебросили ил, который засыпал лотосы. «Восстанавливаются лотосы очень трудно и кое-где только начинают подниматься. Думаем, в течение года—двух лет нам что-то удастся вернуть», — рассказал Александр Титаренко.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии