Фото: Алексей СухушинФото: Алексей Сухушин

Первый учитель

Густой, хорошо поставленный баритон слышно даже из-за двери кабинета, где ведет уроки в 1 «Б» Александр Валерьевич. Его класс находится на втором этаже второго корпуса 25-й благовещенской гимназии. Коллеги педагога признаются, что в первое время тоже реагировали на мужской голос — непривычно было слышать его в начальной школе, — а потом привыкли.

«Александр Валерьевич — единственный мужчина в нашем корпусе, где находится начальная школа. Мой кабинет — рядом с его. За годы работы в школе я уже привыкла к фоновому шуму, даже звонок не всегда могу услышать, если работы много. Но голос коллеги всегда выводит меня из задумчивости», — говорит с улыбкой заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии № 25 Дарья Бендик. Она нас и привела в класс, где Александр Путиков завершал последний урок у первоклассников.

«Встаньте, ребята, поприветствуйте наших гостей!» — призвал педагог ребят. Дружное «Здравствуйте!» раздалось на весь класс. Пока малыши складывали учебники в портфели, мы расспросили их о любимых занятиях и первом учителе.

«Каждый год мы с ребятами выбираем президента класса — это второй человек после учителя».

Юный тезка ректора АмГУ, первоклассник Андрей Плутенко рассказал, что хочет в школе научиться читать и еще мечтает об одних пятерках: «Потому что четверки хуже, чем пятерки!» Егор Сидельников признался, что ему нравится математика: «Я уже знаю цифры и умею считать. Но нам пока не задают домашние задания». Одноклассница мальчиков Милана Лемешева сообщила по секрету, что сама выучила алфавит: мама называла буквы, а она их запоминала. Поэтому уже скоро будет читать сказки своему маленькому братику. И все-все, что говорит учитель на уроках, она тоже запоминает —например, вчера проходили, как изобрели шариковые ручки.

А вот в том, какой их учитель по характеру, дети еще не разобрались. Вроде бы добрый, но в то же время строгий. Но громкий голос его отмечают все: «Александра Валерьевича слышно даже на последней парте!» Кстати, в день нашего визита учитель вручил летним именинникам подарки, которые родители подготовили заранее. Остальные первоклассники будут получать презенты в течение учебного года. Вот такая добрая традиция зародилась в 1 «Б». 

В школу — из детского дома

Об учительской профессии, признается Александр Путиков, он задумался еще в старших классах — воспитываясь в школе-интернате поселка Пионерский Мазановского района (учреждение в 2013 году ликвидировали после случая избиения младших детей старшеклассниками). Парню-сироте, оставшемуся без поддержки родных и близких, хотелось получить основательное образование, чтобы реализовать себя в жизни. И он выбрал Амурский педагогический колледж. На специальность «преподавание в начальных классах» конкурентов у молодого человека было немного, поэтому подал документы туда. Позже окончил БГПУ — государственная поддержка детей-сирот позволяла учиться очно.

— Для человека, который хочет идти работать в школу, очень важно при первых шагах иметь наставника. Мне с этим повезло — и во время учебы в ссузе и вузе, и во время школьной практики мне помогали опытные педагоги. Во многом я благодарен моим кураторам и наставникам Ольге Геннадьевне Ненашевой из педколледжа, Анне Анатольевне Клёцкиной из БГПУ и Клавдии Николаевне Савченко из 25-й гимназии, где я два года проходил педагогическую практику. Без них не стал бы тем, кем являюсь сейчас, — говорит Александр. 

Параллель первых классов в 25-й благовещенской гимназии в этом году до буквы «Ж» — семь классов. А в параллели третьих классов — восемь классов, до буквы «З».

Летняя практика в детском лагере, где он был вожатым, показала, что парень выбрал правильный путь. Его отряд не просто участвовал в конкурсах, а занимал призовые места. «Я сразу говорил своим ребятам, что мы нацелены на победу. И так, наверное, должно быть в жизни: участие не ради участия, а ради того, чтобы победить. Этому учу своих учеников и сына», — отмечает молодой педагог. 

«Родители жаловались на меня»

Так случилось, что свой первый по счету класс, второклашек, молодой учитель подхватил за своей коллегой, которая ушла в декрет в конце сентября 2016 года. «Мы видели, как выкладывается Александр Валерьевич на практике, замечали, что в молодом учителе есть большой потенциал, и предложили ему после окончания вуза устроиться в нашу гимназию и взять один из первых классов. Но он побоялся брать еще неоперившихся ребят. Когда же без учителя в первом триместре остались наши второклассники и мы предложили педагогу взять класс, он уже согласился. С детками постарше, которые уже умеют писать и читать, все-таки работать проще», — считает завуч Дарья Бендик.    

— В своем первом 2 «Б» я прошел через все. Было и непонимание со стороны родителей: «Как же так, у предыдущего учителя дети получали пятерки, а у вас четверки!» Были жалобы на меня руководству школы, что я строгий учитель, много требую от детей. Меня прослушивали через телефон ребенка. На собрании тоже слышал возмущение, что «непонятны задачи с отрезками», — вспоминает Александр. — Я сразу приучал детей к краткой записи по математике — это экономит время на уроке. И сразу сказал мамам и папам: «Вы мой экспериментальный класс!» Пообещал, что доведу его до конца, не уйду из школы, пока не выпущу ребят из четвертого класса. В общем, взаимопонимание к концу первого триместра было найдено. Второй мой набор — уже первого класса — был как по накатанной.

Курс на сплочение

Как сплотить ребят в классе? Для этого у Александра Валерьевича есть несколько отработанных приемов. Первый — совместное участие в различных соревнованиях, конкурсах, выступлениях, подготовке проектов. Второй — внеклассная работа с ребятами и их родителями, общение в неформальной обстановке. Например, в конце сентября ученики, родители и учитель едут на турбазу. Там детей и взрослых ждут спортивные соревнования, игры, конкурсы и чаепитие. 

Третий — живое общение детей с детьми. На переменах ученики Путикова не сидят в смартфонах, а играют в коридорах в подвижные игры. Чтобы выплеснуть лишнюю энергию и быть усидчивыми на занятиях. 

— Еще каждый год мы с ребятами выбираем президента класса — это моя правая рука и мой главный помощник, которого все слушаются. В свое время я был президентом педколледжа, использую опыт в работе. Президент выбирается сроком на один год. Голосование проводится тайное: я готовлю бюллетени и ящик для голосования, дети пишут фамилию претендента и опускают лист в урну, потом подсчитываем голоса. В общем, еще в начальной школе начинаем формировать у детей собственную гражданскую позицию, — делится опытом педагог.

Все вместе это дает хорошую дисциплину в классе у учителя-мужчины. Путиков рассказывает, что в своей работе руководствуется принципом известного советского педагога Антона Семеновича Макаренко, который занимался воспитанием «трудных» детей: «Воспитание в коллективе должно идти через коллектив». 

Семья педагогов

Сейчас Александр Валерьевич работает в две смены — ведет первый и третий классы. «Если совмещать, то зарплата получается достойная. Хватает, чтобы прокормить семью», — отмечает он. Ведь пока его супруга находится в отпуске по уходу за ребенком. Сыну четы учителей начальных классов — 1 год и 10 месяцев. Кстати, Путиковы — единственная семейная пара в благовещенской 25-й гимназии.    

Свою вторую половинку Александр Валерьевич встретил на втором курсе педагогического колледжа. Теперь Валентина и Александр вместе идут по жизни и работают в одной школе. «То, что мы работаем вместе, очень удобно — можно поделиться презентациями, конспектами, что-то подсмотреть друг у друга».   

На подготовку к занятиям в двух классах у Александра Валерьевича уходят все выходные. Суббота — «готовка» уроков для 1-го класса, воскресенье — для 3-го. Тетрадки домой он не носит. Во-первых, сейчас пандемия коронавирусной инфекции, а дома — маленький ребенок, а во-вторых, 136 тетрадей весят прилично. Поэтому занимается проверкой классных и домашних работ до восьми часов вечера. В классах же у учителя — по 34 ребенка.

Поэтому на личные увлечения у Александра Валерьевича времени пока не остается. Но это не мешает ему хотеть двигаться дальше. 

«Мамы и папы ему доверяют»

Дарья Бендик, заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии № 25:

— К концу четвертого года класс Александра Путикова оказался одним из самых сильных и сплоченных в нашей школе. Ребята продолжают дружить и в среднем звене. Так что его первый эксперимент удался! Самая главная оценка учителя — то, что родители приводят к нему и младшего ребенка. А в классе у Александра Валерьевича такие родители есть.

«У детей и учителя — одна воспитательница»

— Мы были готовы к тому, что нашим первым учителем будет мужчина. Потому что уже знали, что Александр Валерьевич набирает первый класс. Хотя мужчина — учитель начальных классов — это, конечно, неожиданно, — улыбается Галина, мама одной из первоклассниц.Но впечатление о педагоге хорошее.  Эмоций много — и у ребенка, и у мамы. В первый учебный день дочь сказала: «Мама, он такой громкоголосый!» Да, дисциплину держит. Он и на линейке всех нас построил. Насчет букета он нам сразу всем написал, что у него и так будет самый шикарный букет — наши дети. Еще мы были приятно удивлены, что наш воспитатель из детского сада была и его воспитателем.

Возрастная категория материалов: 18+