• Герою Петра Федорова предстоит проделать тяжелый путь.
  • Раненый летчик уплывает от погони на льдине.
  • Сцена в госпитале.

Девять судеб в одной

Главный герой — летчик-истребитель Николай Комлев, сбитый вражеским огнем, но не сдавшийся. Чудом выжив после крушения своего Ил-2, герой Петра Федорова борется за жизнь, превозмогая мороз, боль и голод, спасаясь от волков и спецотряда нацистов, чья задача — найти его во что бы то ни стало.

Николай Комлев — это собирательный образ героического советского летчика. Всем известна судьба Алексея Маресьева, вернувшегося в авиацию, несмотря на ампутацию ног. Однако это лишь одна история подобного подвига. Советских авиаторов с подобной судьбой было девять. При создании фильма авторы отдали дань уважения всем им — их имена и истории решено вписать в финальные титры фильма.

— Нам было важно не просто пересказать всем известную историю подвига Алексея Маресьева, а создать в фильме собирательный образ героев авиации — героических советских летчиков, которые продолжили летать и сражаться после ампутации ног, — поделился идеей фильма продюсер Дмитрий Пристансков.

Съемки проходили в Демянском районе в Новгородской области и на одном из подмосковных аэродромов.

Роль мечты

Главную роль исполняет Петр Федоров. Как оказалось, стать летчиком — это была главная мечта его детства.

— Конечно, как и все советские мальчики, я мечтал — да что там мечтал! — я уже прямо собирался поступать в летное училище, — рассказал Петр. — Тогда основным источником развлечений и вдохновения была литература, и вот я, прочитав большой сборник военных рассказов и повестей, посчитал, что нет лучшей судьбы, чем стать летчиком. Причем, конечно же, я хотел вести ревущую машину в бой, отважно выполнять задания и прожить пусть недолгую, но яркую жизнь героя. Поэтому «Лётчик» — это для меня, безусловно, очень важная, дорогая сердцу история...

Но на съемках поднимать самолет в воздух артисту не довелось.

— Мои сцены за штурвалом самолета проходили в павильоне, — вздыхает Федоров. — Но, конечно, даже в этом случае я старался быть точным в деталях — работал с консультантами, они подсказывали назначение каждого предмета и как с ним обращаться. Но имитация полета, даже стопроцентная — это, конечно же, не полет.

Сила любви

Исполнители главных ролей Петр Федоров и Анна Пескова.

В фильме есть сильная любовная линия, которая очень важна для сценария, поскольку именно мысли о любимой, о доме, о родных — это то, что помогало солдатам биться за жизнь до последнего даже в самых страшных и безнадежных ситуациях. До самого финального кадра главный герой доказывает, что сила духа делает невозможное возможным.

Главную женскую роль в фильме исполняет Анна Пескова.

— Моя героиня Ольга Гончарова — актриса Московского театра оперетты, — рассказывает о своей роли Анна. — Она единственная из всей труппы, кто не уехал в эвакуацию. В Москве она знакомится с летчиком Николаем Комлевым. Между Ольгой и Николаем вспыхивают сильные чувства, но он отправляется на передовую, а Ольге остается только ждать.

— Что для вас на съемках было самым сложным?

— Признаюсь честно, мне впервые пришлось играть полностью обнаженной. Но мне безумно повезло, что Петя Федоров не только потрясающий актер, но и очень деликатный и чуткий партнер. А этот эпизод с откровенной любовной сценой в фильме нам был абсолютно необходим. Ведь это было то яркое воспоминание о любви, о жизни, которое помогало ему выжить на войне в самых страшных ситуациях, когда только эта любовь и надежда вернуться к любимой женщине спасала, оберегала и давала силы.

Железный актер

 Тот самый легендарный Ил-2.

Еще одним полноценным героем фильма создатели картины не без оснований считают штурмовик Ил-2 — герой войны и гордость отечественной инженерной мысли, наряду с «Катюшей» и танком Т-34. На съемках фильма был использован подлинный самолет времен Великой Отечественной войны, который пилотировал заслуженный летчик-испытатель Владимир Барсук.

— На этом самолете во время Великой Отечественной войны летал младший лейтенант Валентин Скопинцев, — пояснил летчик. — Во время третьего боевого вылета двигателю были нанесены повреждения вражеским огнем, самолет не долетел три километра до аэродрома — ночью летчик был вынужден посадить штурмовик на лед, чтобы спасти раненого стрелка. Валентин Скопинцев потом прошел всю войну, много рассказывал о ней детям, а перед смертью оставил сыну карту, где была отмечена точка, куда он посадил в ту ночь свой Ил-2. После его смерти сын занялся поиском самолета отца. Через несколько лет, когда тот Ил-2 отыскали и достали, самолет, который пролежал почти 70 лет в воде, попал в Новосибирск на реставрационные работы. И тогда родилась идея о том, чтобы довести его до летного состояния. Что и было сделано. Он уже участвовал и в юбилейных парадах, и в различных важных мероприятиях. Например, в нынешнем году в Великом Новгороде мы приняли участие в мероприятиях, посвященных открытию памятника Алексею Маресьеву. Был наш Ил-2 и в Германии на одной из выставок — летел туда сам через Минск и Брест и вызвал чрезвычайный интерес у всех. И сейчас я счастлив, что нам удалось принять участие в этих съемках.

Надо сказать, при том, что всего за весь период Великой Отечественной войны было выпущено 36 тысяч этих самолетов, в мире существует лишь два летающих Ил-2: герой фильма «Лётчик» и его «собрат» в частной коллекции в США.

Медвежий угол

Волки в фильме — самые настоящие.

Во время работы над фильмом съемочная группа столкнулась с большим количеством трудностей, и они, конечно, были обусловлены сюжетом. Это были и съемки зимой при температуре -30 градусов, когда главный герой Петра Федорова преодолевал сам себя. Также пришлось работать с живыми настоящими волками, а не с собаками. Сцены с волками снимались на Алтае.

— Все остались живы и здоровы, никто не пострадал, — говорит продюсер. — Волков натаскивали в течение трех месяцев перед съемками на одежду и запах Петра Федорова. Эти животные хоть и живут под присмотром людей, но все равно они дикие, хищники. Перед ними устанавливали камеры, чтобы они к ним привыкали и нормально реагировали.

Самолет сбит, а битва летчика за жизнь только начинается.

Основные сцены в лесу снимали на Валдае в Новгородской области.

— Февраль. Валдай. Ни дорог, ничего! — рассказывает Петр. — Я был один актер и 50 человек съемочной группы. Периодически снимали взрывы, и я волновался, чтобы пиротехники не разбудили какого-нибудь медведя. Меня закидывали за три километра от основной съемочной группы. По сценарию мой герой бежал по лесу, а снимали все это с коптеров. В месте, откуда я начинал обычно движение, был валежник. И я подумал: «Как, интересно, выглядит то место, где медведи спят?» Поискал вечером в интернете. Ага, похоже: поваленное дерево, валежник... Так что могли быть неожиданности. Но валдайские медведи нас, к счастью, не тронули.

Планируется, что фильм «Летчик» будет показан не только в России. Уже сейчас права на показ приобрели Великобритания, Италия, Швейцария, Чехия, Словакия, Сербия, Словения, Босния и Герцеговина, Хорватия, Черногория, Македония, Япония, Южная Корея, Австралия и ряд других стран.

Фото пресс-службы фильма.

Возрастная категория материалов: 18+