«Каждая поездка — это риск»
«Такое, конечно, и раньше бывало: вода на дороги у нас выходит регулярно. Но чтобы были настолько большие наледи, что внедорожники приходится вытаскивать — это, простите, уже за гранью», — делится возмущением жительница поселка Береговой Зейского района Наталья Ткачева. Ее недавняя поездка с семьей в районный центр обернулась двухчасовой попыткой вытащить собственную машину из ледяного плена.
— Вообще проблемы на дороге Береговой — Зея, а именно на участке от Золотой Горы до районного центра, появляются регулярно: весной это наледи, нередко непроездные, летом дорога превращается в месиво из грязи. И это единственная дорога в районный центр! — сетует женщина. — На этот раз в Зею из Берегового мы выехали утром: на дороге уже была огромная наледь, но у нас внедорожник, смогли проехать. А вечером, когда ехали обратно — все четыре колеса ушли под воду и мы встали.
«Из-за летнего наводнения почва была переувлажнена. В итоге этой зимой прорывов стало больше и вода выходит более интенсивно».
В течение двух часов супруги пытались вытащить машину из наледи. При этом в автомобиле сидел их ребенок, а температура воздуха на улице была около минус 30. «Подъехали односельчане на «Филдере»: попытались взять левее, но машина тоже села в эту ледяную кашу. Еще и бампер порвали, — говорит Наталья. — Сначала мужчины пытались своими силами справиться: рубили лед, убирали его, но это не помогло. В итоге дождались еще одну машину, которая смогла вытянуть нас, а «Филдера» вытащил только подъехавший грузовик.
В итоге вместо двух часов дорога до дома заняла у береговчан больше четырех. И такие ситуации на дорогах Зейского, Сковородинского и Тындинского районов в последнее время случаются регулярно.
«Выход воды зафиксирован»
Наличие проблемы на региональном уровне не отрицают. Состояние дорог мониторят ежедневно. Так, за последнюю неделю «выход воды на проезжую часть» был зафиксирован в трех районах.
— В Сковородинском районе из-за выхода воды на дорогу Сковородино — Тахтамыгда на контроле пять участков: восьмой, одиннадцатый, пятнадцатый, восемнадцатый и двадцатый километры. При необходимости наледи ликвидируют механическим способом, но так как участки находятся в непосредственной близости от железнодорожной дороги Транссибирской магистрали, нет возможности полноценно устранить проблему. Проезд поддерживается в удовлетворительном состоянии, — отмечают в министерстве транспорта и дорожного хозяйства области.
«Мы стараемся с помощью щитов не допустить появления воды на дороге. Если щиты не помогают и наледь образовывается, срываем ее экскаваторами и бульдозерами».
В Тындинском районе от наледей страдает второй километр дороги Тында — Первомайский, седьмой километр трассы Тында — Восточный. На контроле у специалистов также три участка на 78, 80 и 82-м километрах трассы Талдан — Соловьевск. По информации регионального правительства, «на всех участках проезд содержится в удовлетворительном состоянии, по мере необходимости предпринимается комплекс мер по устранению воды в кюветной части».
Сложности Зейского района
Больше всего проблем с наледями в Зейском районе. Так, за последнюю неделю здесь зафиксировали воду на шести участках дороги Зея — Золотая Гора, самые сильные наледи — на 54 и 57-м километрах.
— На дороге Зея – Снежногорск у собственника дороги на контроле три участка на пятом, шестом и 17-м километрах. Там установлены ограждения, — рассказали в областном минтрансе. — Мониторинг и спуск воды специалисты делают ежедневно. Механическим способом дорогу чистят по мере необходимости, в среднем — один раз в два-три дня. Сейчас проезд в удовлетворительном состоянии, патрулируют его ежедневно. Сложная ситуация на участке на 56-м километре дороги Зея — Поляковский: здесь каждый день прорезают канавы в ледяном поле, куда спускают воду. Движение автотранспорта организовано в объезд.
Областные власти держат ситуацию на контроле: каждый день подрядные организации патрулируют наиболее опасные участки, чтобы оперативно находить и ликвидировать новые наледи.
«Когда вода прорывается, мы ставим щиты»
— В нашем районе выход воды на поверхность зимой — явление нередкое, — делится мнением глава Зейского района Дмитрий Василенко. — В этом году ситуация усугубилась тем, что снега не много, особенно по сравнению с южной частью области. При этом зима довольно суровая, температуры низкие. В таких случаях глубина промерзания грунта увеличивается. Значит, давление на подземные источники воды стало сильнее. Нужно также учитывать, что в горной местности глубина залегания водоносных грунтов ближе к поверхности. Добавьте тот факт, что из-за летнего наводнения почва была переувлажнена. В итоге этой зимой прорывов стало больше и вода выходит более интенсивно.
2
метра — такой высоты могут быть наледи на северных дорогах Приамурья
Об этих причинах говорят и другие опрошенные «Амурской правдой» специалисты в области дорожного хозяйства. И муниципалитет, и регион борются с наледями доступными средствами.
— Когда вода прорывается, мы ставим щиты — деревянные заграждения вдоль проезжей части, чтобы вода не выходила на дорогу, — продолжает Дмитрий Василенко. — Если прорыв не очень большой, этого достаточно.
Появление наледи выглядит следующим образом: сначала на поверхность выходит первая вода. Замерзает, получается ледяная линза. Вода продолжает течь, ледяной нарост на земле становится все выше. Иногда он достигает двухметровой высоты. При таком напоре щиты уже не очень эффективны, однако более технологичных способов у дорожников попросту нет.
— Мы стараемся с помощью щитов не допустить появления воды на дороге. Если щиты не помогают и наледь образовывается, срываем ее экскаваторами и бульдозерами, — объясняет глава Зейского района. — Боремся с последствиями, но системно эту проблему на уровне муниципалитета не решить.
Большое количество наледей этой зимой не стало неожиданностью для специалистов в дорожной отрасли: лето с множеством осадков и наводнениями предполагало такой результат, а малоснежная зима усугубила проблему. И превентивные меры для таких ситуаций существуют, однако применить их иногда просто нельзя.
— Предотвратить выход воды на проезжую часть помогают мерзлотные пояса (искусственно создаваемые полосы, лежащие ниже водоносного слоя, которые перехватывают воду и выводят ее на поверхность на безопасном расстоянии от дорог. — Прим. авт.). Однако такие канавы нужно устраивать в некотором отдалении от земляного полотна автодороги. А у нас, например, часть дороги Зея — Золотая Гора проходит вдоль границы Зейского государственного заповедника. И производить какие-либо работы на этой территории мы не имеем права, — комментирует инженер дорожного хозяйства первой категории управления автомобильных дорог Амурской области «Амурупрадор» Юрий Коваленко. — Граница полосы отвода, в рамках которой мы можем развернуть деятельность, — 20—25 метров.
Власти Приамурья держат ситуацию на контроле: каждый день подрядные организации патрулируют наиболее опасные участки, чтобы оперативно находить и ликвидировать новые наледи.
В итоге все, что остается дорожникам, занимающимся содержанием участков, — максимально оперативно ликвидировать последствия появления воды на дороге. Ограждения — основная мера. Она эффективна в том случае, если давление и течение воды невелико: тогда она успевает замерзать и не преодолевать преграду. Если же вода появляется на дороге, остается только убирать ее с помощью специализированной техники.
По мнению специалистов, в перспективе может помочь также подъем земляного полотна дороги, что приведет к устройству так называемого буфера для накопления наледевых образований в течение зимнего периода. Но для этого необходимо делать саму дорогу выше, а значит — и шире. Однако в данном случае границы заповедных земель могут быть нарушены, да и данные виды работ попадают под реконструкцию.
КОММЕНТАРИЙ
Александр Зеленин, министр транспорта и дорожного хозяйства Амурской области:
— Наледям подвержены преимущественно районы глубокого сезонного промерзания, а интенсивность развития наледи напрямую зависит от запасов подземных вод и водности предшествующего летнего периода. Собственники дорог, заходя в сезон, предприняли необходимые меры по предотвращению рисков образования наледей. Но есть участки (как те, которые сейчас на контроле), где возможно выполнять только ситуативные операции. В этих местах эффективно проблему решило бы устройство мерзлотных поясов, но расположение участков за границами полосы отвода, в землях лесного фонда или в сложном горном рельефе местности не дает нам такой возможности. Дорожную ситуацию в подверженных наледям районах ежедневно отслеживают собственники дорог.
«Амурупрадор» просит водителей сообщать о новых наледях по телефону 8 (416) 222-16-10 для оперативной очистки дороги.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии