Будни министерства
— Анна Васильевна, чем сегодня занимается министерство цифрового развития и связи?
— В 2021 году была разработана Стратегия цифровой трансформации — это основополагающий документ стратегического развития по цифровизации региона, а также государственная программа «Цифровая трансформация Амурской области», в которую вошли утвержденные объемы финансирования для развития цифровизации. Два этих больших документа и легли в основу вектора нашего развития и деятельности.
«Из-за пандемии амурчане стали охотнее пользоваться онлайн-услугами», — говорит Анна Скок.
У нас несколько направлений работы. Мы сопровождаем пять региональных проектов: «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое госуправление», «Информационная инфраструктура» и «Кадры для цифровой экономики». Одно из основных — развитие инфраструктуры связи на территории области. Сегодня мы реализуем региональный проект «Информационная инфраструктура», в рамках которого к интернету были подключены социально значимые объекты области. Взаимодействуем со всеми операторами сотовой связи, которые присутствуют на территории региона.
— То есть проект развития информационной инфраструктуры в приоритете?
— Конечно. Сейчас в ожидании прихода волны штамма омикрон и роста числа заболевших мы занимаемся оснащением и автоматизацией информационного центра горячей линии «122». Эту задачу перед нами поставил губернатор Василий Орлов. Мы должны систематизировать поступающие звонки, перенаправить на поликлинику, собрать статистику (по каким темам звонков поступает больше), а также минимизировать недозвоны — чтобы каждый звонивший был услышан. В рамках проекта в этом году и следующем будет продолжено обеспечение доступа мировых судей к защищенной сети передачи данных. В планах на 2023—2024 годы — развитие инфраструктуры с передачей данных в школах по технологии wi-fi. В результате будут созданы системы контроля, управления доступом и видеонаблюдения.
Лидер по цифровым услугам
— Амурская область в лидерах по переводу массовых социально значимых услуг в электронный вид. Благодаря чему это удалось достичь?
— Благодаря огромной работе, проделанной вместе с исполнительными органами государственной власти области. И эта работа идет до сих пор, потому что на каждую услугу нужно предоставить порядок и административный регламент. В 2021 году был утвержден федеральный перечень массовых социально значимых услуг, куда вошла 101 услуга. Но у нас в области не все они оказываются, поэтому мы составили свой перечень: в нем 87 услуг — из них 76 выведены в электронный формат, их теперь можно получить через портал «Госуслуги».
У нас в регионе есть популярные услуги в электронном виде, которые не вошли в электронный перечень. Например, «запись на прием к врачу». И, помимо портала «Госуслуги», есть еще и региональный портал услуг — на сайте правительства области, ссылка на него — gu.amurobl.ru . Для обоих предусмотрен единый личный кабинет, с регионального портала можно перейти на федеральный. Сегодня рассматривается вопрос о переводе на портал «Госуслуги» финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате действия ЧС. В марте этот механизм должен заработать.
— Участвовало ли минцифры во внедрении QR-кодов на территории области?
— Решение о внедрении QR-кодов — федеральное, мы должны были его осветить и внедрить, помочь гражданам пользоваться госуслугой. Минцифры принимало участие в разработке инструкций, в доведении этой информации через порталы и СМИ. В этом направлении большой объем работы лег на МФЦ. Были организованы отдельные окна по выдаче QR-кодов — в итоге центры помогли распечатать коды более 33 тысячам амурчан.
76
региональных социально значимых услуг было переведено в «цифру» в прошлом году в Амурской области
Но что касается пандемии в регионе, то большой пласт нашей работы был связан именно с цифровизацией здравоохранения. Коснемся, например, ПЦР-тестирования, когда многие столкнулись с тем, что их результаты несвоевременно отображались на «Госуслугах» либо вообще терялись. Так вот, на сегодняшний день реализована автоматизация с анализаторов в информационную медицинскую систему, исключая человеческий фактор. Результаты автоматически входят в систему регионального уровня, затем — на федеральный уровень и загружаются на портал «Госуслуги». Когда мы цифровизовали это направление в полном объеме, сроки поступления данных значительно ускорились.
Говоря о цифровизации системы здравоохранения, нам нужно увеличить количество медицинских организаций, работающих в медицинской информационной системе, внедрить новые сервисы, которые как улучшат работу самих учреждений, так и облегчат жизнь наших граждан.
— Какие плюсы вы видите в цифровизации многих сфер нашей жизни?
— Очень много сервисов входит в нашу жизнь: это выписки счетов, оплаты на терминале и в магазине, покупки онлайн. Для нас нужно, чтобы граждане шли в ногу со временем и могли грамотно использовать все эти сервисы. И если есть возможность просто получить услугу не выходя из дома, то, считаю, нужно к этому стремиться и пробовать.
Отток IT-кадров из региона
— Почему в области сегодня нет крупных компаний, которые бы сами создавали информационные системы с учетом амурской специфики?
— Это большая для нас проблема и связана она с банальным оттоком кадров. Чтобы задержать в регионе высококлассных специалистов, нужно предлагать им достойную заработную плату либо заинтересовать какими‑либо преференциями. Мы неоднократно встречались с представителями IT-сообщества, пытались найти точки соприкосновения; знаем, что компании хотят получить меры поддержки. Но сейчас именно мер поддержки, которые были бы направлены на IT-сферу, нет.
Чему учат чиновников
— Работа в новых системах требует переобучения кадров?
— Да, мы переобучаем специалистов. В рамках регионального проекта «Кадры для цифровой экономики» проводится обучение государственных и муниципальных служащих. В 2021 году прошли обучение 85 человек при показателе 77. Благодаря грантовой поддержке министерства переобучился 601 человек — это специалисты разных организаций и форм собственности. В 2022 году запланировано переобучить более 80 специалистов органов власти области.
В 2021 году в МФЦ Благовещенска, Белогорска и Свободного заработали криптобиокабины для получения заграничных биометрических паспортов.
Количество электронных заявлений в МФЦ увеличилось в пять раз
«В 2021 году количество поданных заявлений в электронном виде в МФЦ увеличилось в пять раз. Это связано, в частности, с пандемией и тем, что ряд органов власти приостанавливали свою работу офлайн. И граждане стали охотнее пользоваться онлайн-услугами, — уверена Анна Скок. — Помогло нам в этом и введение QR-кодов: амурчанам пришлось зарегистрироваться на портале «Госуслуги», чтобы распечатать документ. Также новых пользователей порталу добавили детские пособия. С 2022 года в МФЦ запущен робот-помощник».
Тройка популярных услуг у амурчан на «Госуслугах»
- Запись на прием к врачу
- Запись в детский сад
- Услуги социальной сферы
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии