Фото: Архив АПФото: Архив АП

Дефицита не будет

В заседании приняли участие заместитель председателя правительства области Павел Пузанов, зампред — министр сельского хозяйства Олег Турков, министр экономического развития и внешних связей Оксана Кукшенёва, представитель Федеральной антимонопольной службы, и руководители ведущих региональных оптовых компаний.

— Цель нашей встречи — в первую очередь, получить актуальную и достоверную информацию о текущем положении дел с запасами и ценообразованием на товары первой необходимости. На сегодняшний день видим, что дефицита социально значимых продуктов питания в области нет, — подчеркнула Оксана Кукшенёва. — При этом важно понимать возможные риски и заранее совместно искать пути их решения.

На совещании было отмечено: на ряд социально значимых категорий продуктов питания, таких как сахар, крупы, макароны, подсолнечное масло и консервы, сохраняется ажиотажный спрос. Например, из-за массовых закупок сахар подорожал более чем на 18 процентов. Однако по прогнозам предпринимателей, ажиотаж продержится недолго: население пополнит домашние запасы, но закупленный предпринимателями по повышенной стоимости товар еще долго будет стоять на прилавках и складах.

Руководители сетей рассказали о ситуации с поставками основных категорий продовольственных товаров. Среди основных рисков — рост закупочной цены у производителей, а также увеличение сроков отгрузки и поставок продукции в Приамурье. Чиновники отметили, что практически по всем вопросам региональное правительство находится в постоянном контакте с профильными федеральными ведомствами. «Тема обеспечения продовольственной безопасности стоит на особом контроле», — заверила глава минэконома.

Чтобы сдержать цены, власти призвали амурских предпринимателей подписать меморандум по добровольному ограничению торговых наценок на социально значимые продукты не более чем на 5 процентов — его подписали больше 70 руководителей розничных сетей и магазинов. «К крупным торговым сетям сейчас присоединяются и более мелкие», — отмечают в минэкономе.

Рычаги для сдерживания роста цен есть и у Правительства России. Если в течение 60 дней подорожание социально значимого продукта превысит 10 процентов, то государство в праве заморозить цену на 90 дней. Например, такие меры правительство приняло, чтобы не допустить роста цен на подсолнечное масло в стране.  

Почему растут цены

Почему дорожают продукты, причем даже те, которые уже стоят на полке — на эти актуальные вопросы министр экономики ответила во время прямого эфира в телеграмм-канале «Объясняем. Амурская область».

— Цена складывается из нескольких составляющих. Главные — стоимость самой произведенной продукции, затраты на доставку и транспортные расходы, складирование и хранение продукции (сюда же входят услуги ЖКХ и налоги). Кроме того, добавляются затраты на зарплаты работникам по хранению и складированию и доход самого предпринимателя. В случае повышения одного из факторов цена будет расти. И немаловажным является и фактор спроса — он рождает предложение и обязательно отражается на цене, — объяснила Оксана Кукшенёва.  

По ее словам, ежедневно все предприниматели мониторят оптовые цены — и они на рынках колеблются. Поэтому и дорожают товары из старых партий, которые уже стоят на магазинных полках.

— Чтобы закупить товар по новой цене, предприниматель должен создать у себя резерв, чтобы купить тот же объем товара, но уже по новой цене. Поэтому они увеличивают цену. Хотя это бывает не всегда обосновано. На эти жалобы реагируем, — сообщила глава минэконома.

Она в очередной раз призвала амурчан не паниковать.  

— На территории области сформирован стабильный товарный запас продуктов, он постоянно пополняется. Единственное — снижен по продуктам, которые пользуются повышенным спросом, — констатировала Оксана Кукшенёва. — Но мы с вами хорошо понимаем: допустим, если раньше среднестатистическая семья в среднем покупала в месяц один килограмм сахара, то ажиотаж привел к тому, чтобы купить уже не один, а пять килограммов. Поэтому запас в торговых сетях снизился, но его вполне достаточно. Но, соответственно, один из факторов, который повлиял на рост цен — именно ажиотаж. Спрос рождает предложение — и это не может не отразиться на ценах. Поэтому прошу вас не паниковать, не создавать ажиотаж на продукты.

Возрастная категория материалов: 18+