Кадр из фильмаКадр из фильма

Детали подвига

Сюжет основан на реальных событиях 1941 года, когда лично Иосифом Сталиным было принято решение об ответной бомбардировке Берлина. 7 августа с аэродрома на эстонском острове Сааремаа был совершен секретный вылет 15 экипажей бомбардировщиков ДБ-3 Балтийского флота под командованием полковника Евгения Преображенского. Это был первый и самый громкий ответный авианалет советских войск на Берлин после разрушительных налетов фашистов на Севастополь, Смоленск, Киев и бомбежек Москвы в июле 1941 года.

Сложность задания заключалась не только в мощной противовоздушной обороне немецких территорий, но и в дальности полета. Ударной группе было необходимо преодолеть почти 1800 километров без дозаправки, из них 1400 км — над морем. Решено было использовать дальние бомбардировщики ДБ-3, которые, учитывая предельный радиус действия, могли достигнуть Берлина и вернуться обратно. Полет должен был проходить над морем на высоте 7000 метров, а температура за бортом достигала — 40 °C, из‑за чего стекла кабин самолетов и очки шлемофонов покрывались наледью, а летчикам пришлось на протяжении всего полета пользоваться кислородными масками.

Полет проходил над морем на высоте 7 000 метров, температура за бортом достигала минус 40 °C. На летчиках весь полет были кислородные маски.

Первый вылет на Берлин завершился через семь часов без потерь в экипажах. А уже 8 августа указом Президиума Верховного Совета СССР Евгению Преображенскому, а также трем другим летчикам и штурману флагманского экипажа были присвоены звания Героев Советского Союза.

Курс — на Берлин!

Подвиг летчиков, первыми сокрушивших миф о непобедимости фашистской армии, за время войны оброс легендами, а позже затерялся в череде следующих героических поступков советских солдат. Создатели проекта с особенным интересом занимались изучением исторических документов, которые бы смогли восстановить ход событий тех лет и воскресить память о героях начала войны. Независимо от того, что фильм не был задуман как документальный, сценаристы и режиссер консультировались со специалистами, чтобы соблюсти историческую точность.

— Мы рассказываем историю первого вылета на Берлин, — говорит режиссер и продюсер картины Константин Буслов. — На самом деле, их, естественно, было гораздо больше. Не все боевые вылеты наших летчиков были успешны, но фильм — о разработке, подготовке и осуществлении именно первого ответного авиаудара по нацистскому Рейху, когда всем, кто в нем участвовал, было суждено вернуться живыми.

Глазами очевидца

За соблюдением исторической точности на проекте следили сразу несколько экспертов. Кроме того, режиссер, сценаристы проекта, а впоследствии и актеры фильма неоднократно посещали музей авиации, в котором детально осматривали ДБ-3 и другие самолеты военных лет. А при подготовке к съемкам проекта по просьбе Константина Буслова состоялась встреча с генерал-полковником авиации, Героем Советского Союза Василием Васильевичем Решетниковым, на которой было записано шестичасовое интервью. Создателям фильма удалось обсудить с Василием Васильевичем детали и тонкости первых боевых вылетов на Берлин, а также послушать его воспоминания о людях, благодаря которым удалось выполнить сложнейшую боевую задачу. Несмотря на то, что Решетникову сейчас 102 года, он до сих пор является почетным председателем Совета ветеранов дальней авиации, а свой последний вылет совершил в возрасте 84 лет на авиашоу «Легенды авиации».

Грани реальности

Важным персонажем в этой истории — как в реальности, так и в фильме — был командир ударной группы полковник Евгений Преображенский. Для Максима Битюкова, исполнившего роль отважного полковника авиации в фильме, Преображенский стал уже вторым реальным персонажем военной истории, воплощенным на экране.

— С Константином Бусловым я работал в фильме «Калашников», там тоже был реальный персонаж Андрей Казаков, и когда фильм вышел, его внучка мне прислала большое письмо с благодарностью — это для меня было, конечно, потрясением! — вспоминает Максим. — Такая историческая конкретика, реальная биография имеет какую‑то силу, энергию, которая связывает тебя с героем. Очень важно, чтобы про эти подвиги люди помнили, возводили памятники, хранили документы в музеях, передавали эти истории из поколения в поколение. Мне кажется, это такая непростая, но очень важная задача: передавать своим детям память о прошлом. И посредством кинофильмов тоже…

Помимо реальных исторических личностей, в фильме также есть немало героев, созданных сценаристами. Одним из таких персонажей является персонаж Сергея Гилёва — капитан Выдрин. В роли эстонской учительницы и переводчицы Эммы дебютировала на экране Леонела Мантурова. Для подготовки к своему первому проекту девушка занималась с педагогами актерского мастерства и более полугода изучала с преподавателем эстонский язык.

Героический командир Жаворонков

Реализовать столь ответственный и сложный проект удалось во многом благодаря прекрасной актерской команде. Кастинг длился порядка восьми месяцев, поскольку даже на эпизодические роли актеры отбирались из нескольких, а иногда — и десятка кандидатов.

Однако основным героем картины в большей степени можно назвать генерала Семена Жаворонкова — это реальный человек, во время Великой Отечественной войны он был командующим авиацией Военно-Морского Флота СССР, именно он предложил Сталину нанести серию авиаударов по Берлину в июле 1941 года. После этого его назначили лично ответственным за выполнение задачи. Роль военачальника исполнил Сергей Пускепалис.

— Мой герой — воин, и сцена, в который фашисты бомбят Москву, всё для него и за него решила, — говорит нам Пускепалис. — Тем более что Жаворонков — действительно настоящий герой. Во время подготовки к съемкам я много читал про него, про его жизнь во время и после войны.

«Не все боевые вылеты наших летчиков были успешны, но фильм — о разработке, подготовке и осуществлении именно первого ответного авиаудара по нацистскому Рейху». 

Крылья истории: для съемок изготовили бомбардировщики ДБ-3

Военно-исторический экшен, задуманный создателями еще во время работы над фильмом «Калашников», удалось снять за два года, несмотря на сложности из‑за пандемии. Для создания картины команде фильма потребовалось совершить несколько экспедиций в разные уголки России. Основная часть натурных съемок — эпизоды на аэродроме «Кагул» на острове Сааремаа — проходила в Калужской области на территории комплекса «Военфильм». Для съемок эпизодов в декорации аэродрома было изготовлено несколько полноразмерных моделей дальнего бомбардировщика ДБ-3 — «главного героя» картины. Самолет ДБ-3, разработанный в середине 1930 годов великим советским авиаконструктором Сергеем Ильюшиным, в годы Великой Отечественной войны стал основным и самым массовым дальним бомбардировщиком. Для съемок эпизодов внутри бомбардировщика была отдельно построена внутренняя часть фюзеляжа ДБ-3. Впервые в истории современного российского кинематографа такая модель была изготовлена с тщательным соблюдением всех технических тонкостей интерьера, начиная от рации до кислородных баллонов и масок, прикрепленных специальными шнурами. Помимо них, специально для фильма были построены модели истребителя И-16 и военного транспортника Ли-2.

Фото Вадима Тараканова и пресс-службы фильма

Возрастная категория материалов: 18+