• Фото: БГПУ
  • Федор Семенович Климахин
  • Наградной лист Георгия Груздева
  • Награждение Сергея Букрименко
  • Приказ об отчислении студентов на войну

«Прошу призвать»

22 июня 1941 года, когда стало известно о нападении гитле­ровской Германии на Советский Союз, в Благовещенском государственном педагогическом институте — такое название носил тогда БГПУ — состоялся митинг. В актовом зале собралось более 600 человек, выступили 25. Студентка Латышева, обращаясь к партийному бюро вуза, просила записать ее добровольцем в Красную армию.

Такую же просьбу высказали многие другие студенты. Участники митинга приняли резолюцию: «Мы, препода­ватели, студенты, рабочие и служащие Благовещенского государственного педагогического, учительского и заочного инсти­тута, объявляем себя мобилизованными и готовы в любую минуту по зову партии и правительства пойти в ряды Красной армии и отдать все знания, свою жизнь на защиту со­циалистической Родины».

В Благовещенский горвоенкомат стали поступать заявле­ния от ребят. Студент института, воентехник запаса И. Я. Дудак писал: «Прошу отправить меня в ряды действующих частей Красной армии, сейчас там нужны военные специалисты».

Коллективное письмо написали девушки-студентки ин­ститута: «Обнаглевшие фашисты нарушили границы нашей Ро­дины. Мы, студенты педагогического института, просим горво­енкомат зачислить нас в ряды бойцов, идущих на фронт защи­щать любимое Отечество». И подписались: Хмельницкая Анна, Кульменец Вера, Меркулова Зоя, Леонтьева Октябрина, Бурашникова Мария, Остапенко Нина, Романова Елизавета.

26 июня 1941 года «Амурская правда» опубликовала статью будущего педагога Анны Руднецкой «Врага уничтожим». В ней она делилась: «Сердце наполнилось гневом против коварного врага... Я ре­шила поехать на фронт и прошу партийную организацию под­держать мое ходатайство... Пулемет освоила, могу хорошо стре­лять. Военное дело сдала на отлично... Враг будет уничтожен!» Преподаватель русского языка Петровский тогда же писал: «...Мы сделаем все для победы над ненавистным врагом. В совершен­стве изучим винтовку, пулемет, гранаты. Будем готовы в любой момент с оружием в руках стать на защиту Родины».

Досрочный выпуск

Архивные документы хранят приказы по институту с краткой формулировкой: «Отчислить в связи с уходом в РККА». В 1941—1942 учебном году выбыли в действующую армию 39 студентов и преподавателей.

Среди них учащиеся И. В. Бойко, В. П. Вокин, Д. П. Фаловский, М. М. Евсеев, П. И. Горшков, Б. М. Глотов, А. А. Чешев, Ф. В. Черепашкин, К. В. Чепорнюк и другие. А также завкафедрой физики А. М. Долгих, завкафедрой географии П. И. Филиппов, С. И. Секисов, Л. А. Петровский, М. П. Лащенов, П. Г. Лобанов, С. Г. Бугрименко, Г. Г. Жлобин, Ф. А. Цвид. В апреле 1942-го добровольцами стали 17 девушек-студенток.

Если до 1940 года в вузе существовало 11 кафедр и работало более 40 преподавателей, то к маю 1942-го осталось только 34 преподавателя на 7 кафедрах и при деканатах. В связи с уходом сотрудников на фронт были упразднены кафедры истории, географии и зоологии. Возглавлял педвуз в те годы Иосиф Никитович Нарушевич, назначенный директором еще в декабре 1937-го.

Несмотря на трудности, институт продолжал готовить педагогов. В 1941—1942 учебном году в БГПИ работали в дневном пединституте три факультета: физико-математический, где обучались 72 студента, филологический (158 ребят) и естествознания (75 студентов). На двухгодичном учительском были также три факультета: естествознания (34 студента), истории (54 студента) и географический (54 студента). Выпускные курсы педагогического и учительского институтов, по указанию Наркомпроса, в связи с острым дефицитом учительских кадров в октябре — декабре 1941 года завершили обучение досрочно.

Военподготовка студентов

В первый военный год педагогический институт жил в тревожной и напряженной обстановке — за Амуром готовилась к вторжению в пределы СССР миллионная Квантунская армия Японии. Студенты и преподаватели постоянно работали на строительстве оборонительных сооружений, интенсивно изучали военное дело. В институте были организованы курсы по изучению стрелкового оружия, медсестер, лыжников. К тому же, с учетом предстоящих сельскохозяйственных работ, были созданы курсы трактористов, комбайнеров и шоферов.

11

кафедр существовало в Благовещенском пединституте до войны, а к маю 1942-го осталось только 7 кафедр

О том времени сохранились воспоминания преподавателя Г. П. Иванова. «В эти дни и месяцы мы чувствовали, что фронт по существу рядом с нами, — писал он. — На противоположном берегу Амура мы видели японских солдат и знали, что Япония, как союзник фашистской Германии, может в любую минуту начать войну с нами. Поздно вечером или ночью мы ходили на строительство укреплений на берегу Амура, в качестве народных ополченцев проходили военную подготовку, много времени уделяли овладению стрелковым оружием. Наш институтский тир всегда был занят. Ревниво занимались такой подготовкой не только мужчины, но и женщины».

На фронт в 1942—1943 учебном году ушли 47 студентов и преподавателей. В 1943 году в институте была создана военная кафедра, первым заведующим которой назначили старшего лейтенанта Ивана Фомича Яшина. А с 1 декабря 1944 года ею руководил уже капитан, окончивший Академию Генерального штаба, Михаил Васильевич Алексеев.

Воспитание патриотизма

В середине войны по мобилизации в армию продолжали уходить преподаватели и студенты. Но институт продолжал уверенно выполнять свои основные функции — готовить педкадры стране. Особое внимание преподаватели уделяли патриотическому воспитанию — студентам читались лекции о Великой Отечественной войне, о любви к Родине, о международном положении.

— В период Великой Отечественной войны задача обеспечения общеобразовательных школ области учителями становилась одной из острейших общегосударственных проблем. За годы войны выпуск специалистов по пединституту сократился почти вдвое. Острая нехватка учителей в школах области потребовала принятия ряда чрезвычайных мер, — вспоминали педагоги тех лет.

В ноябре 1943 года снова открылся географический факультет, а в 1944 году на базе второго курса учительского института был открыт исторический факультет пединститута. В 1943—1944 учебном году в институте уже обучалось 373 студента и работало 45 преподавателей. Расширилась учебно-производственная база, увеличилось число кабинетов, возобновилась работа студенческих научных кружков. Много внимания уделялось формированию личности советского учителя.

Партизанский отряд учителя

По-разному сложились военные судьбы преподавателей и студентов Благовещенского пединститута. Но, сражаясь с немецко-фашистскими захватчиками, они с честью исполняли свой воинский долг. Самому старшему преподавателю БГПИ, ушедшему на фронт, И. Г. Богданову было всего 34 года, он трудился на кафедре литературы. А самому «взрослому» студенту литфака, ушедшему добровольцем, Федору Черепашкину едва исполнилось 22 года.

О нем его друг Александр Чешев вспоминал, что тот был любимцем студентов, с товарищами всегда делился последним. Сам же Александр Алексеевич прошел путь от рядового артиллериста до старшего лейтенанта, командира батареи. С мая 1942 по октябрь 1945 года он находился на фронтах Великой Отечественной войны. За его плечами города Польши и Пруссии. В боях за Кенигсберг он был тяжело ранен — накануне Великой Победы, 15 апреля 1945 года. За боевые подвиги награжден орденами Красной Звезды и Боевого Красного Знамени. Получил семь благодарностей за взятие городов. После демобилизации завершил учебу в БГПИ и остался преподавать в родном вузе, дослужился до декана историко-филологического факультета. 

В суровом 1941 году рядовым начал свой боевой путь Сергей Григорьевич Бугрименко и закончил его у стен Берлина в звании капи­тана. Он участвовал в битве за Москву, в боях под Сталинградом, на Кур­ской дуге, во взятии польского города Люблин и крепости — предместья Варшавы. Воевал на Западном и Брянском фронтах, на Первом Украинском и Втором Белорусском фронтах. Окончание войны застало его в ста километрах севернее Берлина. Награжден тремя орденами — Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени и Отечественной войны 1-й степени, медалями «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией». После войны Сергей Григорьевич Бугрименко много лет был бес­сменным деканом физмата БГПИ.

В архиве Благовещенского пединститута сохранилось личное дело Филиппа Пискунова. В 1936 году он окончил физмат, работал в Свободненском районе, а перед самой войной уехал на Орловщину. В октябре 1941 года Пискунов получил задание создать в орловском селе Ильиновка партизанский отряд. Гитлеровскому командованию пришлось снять с фронта части, чтобы расправиться с дерзким учителем и его отрядом. Фашисты напали на след партизан, но командиру удалось убе­речь отряд от разгрома. В мае 1943 года пуля предателя, пробравшегося в отряд, оборвала жизнь командира. Указом Президиума Верховного Совета СССР Филипп Устинович был посмертно награжден орденом Красного Знамени.

Федор Семенович Климахин родился в 1909 году в Благовещенске. После окончания Благовещенского педагогического техникума в 1930—1934 годах работал учителем начальных классов. Затем окончил факультет естествознания БГПИ и остался ассистентом на кафедре зоологии. Прошел всю Великую Отечественную войну, а в августе — сентябре 1945 года в составе армии был переброшен в Маньчжурию, город Су-Ну. После демобилизации вернулся в БГПИ, дослужился до декана естественно-географического факультета.

Борис Михайлович Глотов родился в Екатеринославке. В 1939 году поступил в БГПИ, но война прервала его учебу. С 1943 по 1946 год он служил в РККА. После войны вернулся в педвуз и окончил его в 1947 году по специальности «преподаватель русского языка и литературы в средней школе». В 1950—1955 годах преподавал историю в БГПИ, вел курсы по пионерской работе и основы марксизма-ленинизма.

До командира минометного дивизиона дослужился старший преподаватель математики, кавалер орденов Боевого Красного Знамени, Красной Звезды и Отечественной войны С. Н. Кононенко.

Особая биография сложилась у Георгия Александровича Груздева, родившегося в 1923 году в Виницкой области. До войны он окончил 4-ю Военно-морскую спецшколу. В 1942 году был переведен в Военно-пехотное училище, а потом в составе курсантской стрелковой бригады отправлен на фронт. От Воронежа с боями прошел до Берлина и закончил войну в Праге, был дважды ранен. Участвовал в Параде Победы в Москве. С 1944 по 1947 год в составе советских войск был в Польше, Чехословакии, Германии, Австрии. После демобилизации поступил в БГПИ. После окончания его в 1951 году остался работать в вузе — старшим преподавателем, потом доцентом кафедры географии. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги» и «За победу над Германией».

Но многие студенты и преподаватели института, к сожалению, не вернулись с фронта домой, а пали смертью храбрых на полях сражений. Среди них: И. Г. Богданов, А. А. Абрамов, А. П. Богданов, А. В. Волков, И. Д. Горский, Д. Н. Рябихин, Ф. В. Черепашкин и другие.

Ректор, прошедший Дальневосточный фронт

 Четырнадцать лет руководил педагогическим институтом бывший фронтовик Федор Авраамович Цвид. Он родился в 1910 году в Приморском крае, там окончил пять классов и железнодорожную школу. С 1927 по 1931 год работал на станции Уссури Приморской железной дороги. В 1931-м поступил в педагогический институт во Владивостоке, а в 1933-м перевелся в БГПИ, который окончил в 1935 году и был оставлен ассистентом на кафедре математики. С 1940 по 1941 год являлся деканом физико-математического факультета. На фронт педагог ушел в первый год войны, был офицером Дальневосточного фронта Красной армии, а демобилизован в июне 1946 года. После Победы вернулся к своей преподавательской деятельности. В 1954 году был награжден значком «Отличник народного просвещения», а через год защитил кандидатскую работу. В июне 1956 года приступил к исполнению обязанностей ректора БГПИ. В 1966 году Федору Цвиду было присвоено звание профессора кафедры математики. В 1970 году он по собственному желанию ушел с должности ректора.

Под огнем противника

Неувядаемую память и добрую славу оставили после себя и выпускники БГПИ, работавшие учителями в Приамурье. Большой и славный боевой путь прошел преподаватель истории школы из села Песчаноозерка Октябрьского района Николай Ефимович Дениско. В составе Краснознаменной Хасанской дивизии он с дру­гими дальневосточниками сражался на Бородинском поле, за­щищал Москву. Закончил войну в Праге. Гвардии старшина Дениско был награжден орденом Красной Звезды, многими медалями. Каждый проведенный им урок превращался в урок мужества с использованием примеров из жиз­ни однополчан, с которыми ему пришлось воевать.

Николай Васильевич Дзенскевич родился в 1905 году в Белогорске и до войны работал там учителем в средней школе № 1. Боевое крещение он получил в 1943 году в окопах Сталинграда. Не раз приходилось воину первым подниматься в атаку, ув­лекая за собой бойцов. За мужество и героизм Николай Васильевич награжден орденами Славы и Отечественной вой­ны. Известие о Победе застало Николая Васильевича в Прибалтике, но после этого ему еще год пришлось продолжать службу. Демобилизовавшись в 1946 году, он вернулся в родной город, пришел в свой родной учительский коллектив.

В 1943 году в армию был призван Михаил Ивано­вич Калита, он стал командиром роты разведки. Принимал участие в боях за города Смоленск и Ельню, был награжден медалью «За отвагу». Принимал участие и в освобождении Польши. День Победы он встретил в городе Морав­ская Острава (Чехословакия), но в тот же день части были пе­реброшены в Прагу для ликвидации остатков немецкой дивизии, отка­завшейся капитулировать. За бой под городом Кошице, где ему под прицельным ог­нем врага пришлось доставить приказ о необходимости ликви­дировать огневую точку противника, сдерживающую наше наступление, Михаил Иванович был награжден орденом Красной Звез­ды. После демобилиза­ции Михаил Калита работал в школах области, был директо­ром Благовещенского педагогического училища № 3.

Уроженец села Некрасовка Белогорского района Иван Александрович Садовой два довоенных года работал учителем начальных классов. В 1940 году был призван в армию. Воевал в составе Степного фронта. Боевое крещение по­лучил в сражении под Прохоровкой на Курской дуге 12 июля 1943 года. Освобождал Белгород, Полтаву, форсировал Днепр. За годы войны был дважды ранен. 9 мая 1945 года участвовал в освобождении Праги, награжден орденами Красной звезды, Отечественной войны 2-й степени, девятью медалями. Службу закончил в Москве, в Автобронетанковом центре Министерства Вооруженных Сил. После армии Иван Александрович прибыл в родное село и про­должил работать в школе. Одновременно учился в педагогическом институте. В 1955 году, после окончания вуза, был назначен дирек­тором Успеновской школы Белогорского района.

Ослепший педагог написал книгу

Аркадий Фролович Чурков до войны преподавал географию в школах Завитинского района, затем в Екатеринославке, руководил там краеведческим кружком. В годы войны грозный танк Т-34 заменил ему учебный класс. В одном из боев его танк враг подбил, полуживого Чуркова вытащили из горевшей машины его боевые товарищи. Потом был госпиталь, длительное лечение. Вследствие этого тяжелого ранения фронтовик потерял зрение и слух, трудоспособность, в родную школу он уже не мог вернуться.

Но сильный духом солдат научился писать и читать по системе Брайля и опубликовал книгу «Мы идем по тайге». В предисловии к ней Аркадий Фролович написал: «Если труд мой поможет вызвать у юных читателей чувство любви к родной природе, я буду считать, что труд этот не пропал даром».

Потерявший зрение на войне учитель-географ Аркадий Чуркин написал для амурчан книгу «Мы идем по тайге». «Если труд мой поможет вызвать у юных читателей чувство любви к родной природе, я буду считать, что труд этот не пропал даром», — сказано в предисловии.

Иван Михайлович Шаревич родился в 1908 году в Бело­руссии, в семье лесничего, а служил на Дальнем Востоке. После окончания двухгодич­ных учительских курсов, в 1935 году, переехал с семьей в Амур­скую область. Был учителем и директо­ром Новобурейской школы. В 1942 году Иван Михайлович был призван в армию, прошел подготовку на офицерских курсах. На фронте он командовал взводом. Погиб 4 февраля 1943 года на Курской дуге.

Учитель и директор Костюковской школы Свободненского района Виктор Михайлович Макаров с первых дней войны был призван в армию и находился в действующих войсках. Имел несколько правительственных наград. После войны окончил военную академию, дослужился до генеральского звания.

Учитель Максимовской восьмилетней школы Октябрьско­го района Михаил Васильевич Якименко на войне коман­довал взводом автоматчиков, награжден орденом Красной Звезды. После демобилизации вернулся в свою родную школу. Директором Переясловской восьмилетней школы рабо­тал фронтовик И. Ф. Адаменко; два фронтовика работали в Восточной средней школе Октябрьского района — учитель математики А. П. Рыжаков и воспитатель интерната этой школы Г. В. Боровиков.

Были на фронте и А. С. Евдокимов, впоследствии проработавший в системе народного образования более 40 лет; ди­ректор Тахтамыгдинской средней школы Н. К. Магницкий; директор Черниговской средней школы Л. И. Быстров. Институт помнит имена фронтовиков-педагогов и гордится ими!

Возрастная категория материалов: 18+