«Фильтров стало больше, и они жестче»
— Олег Доржиевич, профессия судьи считается пределом карьерного взлета для любого юриста и дает определенные преференции — высокая зарплата, завидная пенсия. Но чтобы достичь этой высоты, нужно преодолеть несколько ступеней. Например, поработать секретарем судебного заседания, а затем помощником судьи. И вот тут кадровый провал. С чем это связано и в каких судах региона ситуация особенно острая?
— В Благовещенском городском суде — это один из самых загруженных судов области, сегодня девять вакансий секретарей и помощников. Примерно такая же ситуация в Свободном, но там у нас существует конкуренция со стороны Газпрома и Сибура. Молодые юристы идут туда, где есть другие высокооплачиваемые должности. У наших работников аппарата ведь зарплата гораздо ниже, чем у судей. И многие выпускники вузов рассуждают так: пока станешь судьей, пройдет пять или десять лет, а зарабатывать хорошо хочется «здесь и сейчас».
— А может, дело не только в зарплате? Существует стойкое убеждение, что сделать карьеру в судебной системе можно, лишь имея «мохнатую руку» и связи.
— Сегодня невозможно стать судьей по блату по той простой причине, что процедура назначения очень сложная. Квалификационные требования в соответствии с федеральным законом — это одно. Второе — фильтров стало больше, и они все жестче. Идеальную биографию нужно иметь не только самому претенденту, идеальная биография должна быть у его родственников — родителей, супругов, братьев, сестер. Проверяется все: и биографические данные, и насколько уважительной была причина отсрочки, если мужчина в армии не служил… Проверяются все сделки, которые совершались родственниками минимум за последние три года. Укажет брат в декларации, что продал автомобиль за 100 тысяч рублей при его более дорогой рыночной стоимости — судьей вам не стать!
«Укажет брат, что продал автомобиль за 100 тысяч рублей при его более дорогой рыночной стоимости, судьей вам не стать!»
И это не для красного словца. Я знаю пример, когда в одном из регионов достойный человек шел в вышестоящий суд. Но получилось так, что его родственники участвовали в строительстве жилья и по просьбе застройщика занизили стоимость квартиры: заплатили одну сумму, а в договоре купли-продажи указали на два миллиона меньше. При проверке данное обстоятельство вскрылось, а это уже расценивается как схема уклонения от налогов. В итоге человек не получил назначение на должность.
Требования ужесточаются и ужесточаются. При таких требованиях кадры подобрать очень сложно. Да и мы заинтересованы в том, чтобы к нам приходили люди грамотные, желающие работать. Поэтому разговоры про «мохнатую руку» это все на обывательском уровне.
Конкурс «Фемида» — шанс засветиться секретарям
— Где набраться столько юристов с идеальной биографией?
— Кадровый вопрос для нас ключевой. Важно ведь еще удержать тех, кто уже работает, и мотивировать их повышать свой профессиональный уровень. Поскольку законодательство меняется, требования повышаются… Сказать, что мы сели и сразу придумали какой-то гениальный план привлечения талантливых юристов, — ничего подобного. Возникали какие-то идеи, мы их опробовали. И получили неожиданный эффект.
— Речь о конкурсе профессионального мастерства?
— Да. И это не дань моде, как может кто-то подумать. Наш конкурс возник естественно — из системы обучения. Мы внедряли систему аудиопротоколирования SRS Femida, и встал вопрос: как стимулировать секретарей судебных заседаний работать в этой программе? Не тех, которые пришли только сегодня, а тех, кто работает уже давно, и у них нет желания переучиваться.
«Профессиональные конкурсы и рейтинги сотрудников аппарата мы стали проводить не ради моды, а для мотивации — все это реальные инструменты профессионального и карьерного роста».
— В этом была острая необходимость?
— Конечно. С 2019 года в судах ввели обязательное аудиопротоколирование заседаний. Протоколы должны составляться и на бумажном носителе, и в виде аудиозаписи. Более того, в некоторых процессах отсутствие аудиопротокола или его некачественная запись могут стать основанием для признания недействительным решения суда. Там, где большой поток уголовных и гражданских дел, преимущество новой системы оценили сразу. А в районах области нагрузка невысокая: зачем учиться чему-то новому, если можно и так работать?! И появилась идея организовать конкурс профессионального мастерства секретарей судебного заседания «Фемида». Первых участников чуть ли не палками загоняли. (Шучу!) Потом люди увидели, какие преимущества дает участие в профессиональном состязании. Сейчас секретари из районных судов сами просят организовать конкурс и обучение.
— Какие преимущества у них появились?
— Кто освоил систему SRS Femida на высоком профессиональном уровне, стали точками притяжения в своих коллективах. Плюс профессиональный конкурс дает шанс показать себя. Все секретари судебных заседаний, ставшие чемпионами, — первые кандидаты на должность помощников, которые открываются.
К примеру, секретарь судебного заседания Благовещенского городского суда Людмила Свиргун победила в конкурсе и уже на следующей неделе стала помощником судьи. Или Евгений Блинов из Ивановки. Если бы не конкурс, кто бы знал, что этот парнишка в районном суде работает? А попал в финал, показал отличный результат, и уже за его кандидатуру возникла конкуренция: два судьи захотели взять его себе в помощники.
Мы, когда увидели, что все получилось: растет уровень профессионального мастерства секретарей судебных заседаний, решили сделать конкурс и для помощников судей. Назвали его «Новая высота». Здесь все намного сложнее — требования отличаются. Было уже три этапа, а финал проходил на сцене ОКЦ в виде интеллектуальной викторины. В таком формате конкурс профессионального мастерства проходил впервые в истории судебной системы России.
Игровая конкуренция для помощников судей
— Кто-то скажет: «Судьям нечем заниматься, они шоу проводят…»
— Это не шоу, а своего рода игровая конкуренция, дающая помощникам судей толчок к развитию и кадровому росту. Мы преследовали сугубо профессиональные цели. А чтобы ни у кого не возникало никаких сомнений по поводу объективности результатов конкурса, скажу: все работы участников кодируются — ни имен, ни фамилий. Проверяющие не знали, кем написан тест. Второй этап, где решали практические задачи, тоже анонимный. Только финал был публичным. Кроме представителей судейского сообщества, за состязанием в ОКЦ наблюдали студенты — будущие юристы. Трансляция шла в ютубе, телеграм-канале. Все прозрачно.
«В Свободном у нас конкуренция со стороны Газпрома и Сибура: молодые юристы идут туда, где есть другие высокооплачиваемые должности».
Мы сделали все, чтобы исключить любую субъективность. В «Фемиде» вообще не было судейской комиссии: все работы оценивал искусственный интеллект. Программу компьютерную написали IT-специалисты суда — это наша внутренняя разработка. Опять же: растут люди, которые готовы такие сложные вещи воплощать.
Рейтинг — трамплин в карьере
— Вы ввели в областном суде рейтинги помощников судей. Как люди к этому отнеслись?
— Когда попадаешь в условия конкуренции, это всегда не очень приятно. Но со временем все поняли: идея хорошая. Ты зарабатываешь баллы и очки, исходя из своей деятельности. Если проходишь в топ лучших сотрудников — это не только признание в коллективе, но и реальная перспектива двигаться дальше. Первый рейтинг подвели по итогам работы за первое полугодие 2021 года. В каждой коллегии (уголовной, гражданской и административной) определились по три лидера. Из этих девяти победителей семь уже назначены судьями, документы восьмого сейчас находятся в комиссии по предварительному согласованию кандидатов в федеральные судьи, еще один человек ждет назначение. Эти люди построили карьеру — стали судьями без блата и связей, исключительно по своим заслугам. Назовите как угодно — социальный лифт или принцип меритократии, но это работает!
— Для тех, кто мечтает стать судьей, ваши внедрения — в помощь. А остальным амурчанам это что-то даст?
— Если судебная система в целом будет работать хорошо, от этого выиграет и каждый гражданин.
Учеба детей — тоже стимул
— Профессиональные конкурсы, рейтинги, продвижение по карьерной лестнице — все это может привлечь выпускников юрфака и мотивировать сотрудников лет до тридцати. Тех же, кто отработал в аппарате суда лет пятнадцать, карьерный рост зачастую не интересует. А в сельских судах таких людей очень много.
— Честно говоря, я не знал, как их вовлечь — чтобы, во-первых, они оставались и не уходили в другие структуры, а во-вторых, чтобы у них были какие-то стимулы к добросовестной работе, — говорит Олег Васильев. — А недавно я был в командировке в Сковородинском районе и сделал для себя открытие: есть еще такой стимул, как создание условий для обучения детей сотрудников аппарата судов. Одна женщина спросила: «Можно ли получить целевое место для ребенка?». У нас же есть ведомственный вуз — Российский государственный университет правосудия. Целевые места представляются на конкурсной основе, но, по крайней мере, мы будем помогать участвовать в конкурсе.
Два года назад у нас сын уборщицы поступил в хабаровский филиал РГУП. Для нее и сына — это реально социальный лифт. Где бы эта женщина взяла деньги на платное обучение? Ведь бюджетных мест на юридических факультетах очень мало. Тем более, что целевикам обязаны предоставить рабочие места — не обязательно секретаря судебного заседания. Можно курьером поработать или с канцелярии начать, но место в суде точно будет. Мы даем молодому человеку шанс, а дальше уже от каждого зависит, как он им воспользуется.
В суде появился кадровый портал
О перспективах для молодых у нас очень много говорится, но зачастую делается все только «для галочки». Кадровая политика, которую выстаивают в Амурском областном суде, нацелена на то, чтобы разрушить стереотипы и убедить молодых людей: в судебной системе можно строить карьеру.
С 2019 года в судах ввели обязательное аудиопротоколирование заседаний. Протоколы должны составляться и на бумажном носителе, и в виде аудиозаписи.
— Раньше между судами и молодыми юристами не было мостика — им элементарно негде было получить информацию. Сейчас у нас появился кадровый портал. Это интерактивная доска объявлений, куда заходишь и видишь все, что происходит в судебной системе региона, — пояснил Олег Васильев. — Электронная площадка нацелена прежде всего на молодых людей, чтобы им легче было найти себе место рабочее в судах.
Судебный пробник для студентов
Амурская Фемида заинтересована в притоке молодых активных людей в судебную систему. Со следующего года на юридических факультетах высших учебных заведений всем желающим будут предлагать пройти специализированные курсы. Студенты смогут получить практические навыки, необходимые для работы секретарем судебного заседания, помощником судьи, работником аппарата.
— Для молодого человека это очень важно, — подчеркивает заместитель председателя Благовещенского городского суда Игорь Емшанов. — Не секрет, что некоторые ребята подходят к выпуску, до конца не понимая, по какому пути двигаться дальше. Работодателей много и нужно правильно определиться. Это как с выбором спутника жизни — такая же ответственность. Мы хотим дать пробник студентам: не просто рассказать словами, а реально показать будущую профессию. Чтобы потом не получилось: пришел, поработал и понял: это не мое. Либо наоборот: молодой человек поймет, что здесь он сможет сделать карьеру. Те, кто с нами останется, могут быть уверены: если вы добросовестно работаете, показываете себя инициативными грамотными людьми, то у вас есть реальный шанс стать судьями.
Со следующего года на юридических факультетах вузов всем желающим будут предлагать пройти специализированные курсы. Студенты смогут получить практические навыки, необходимые для работы секретарем судебного заседания, помощником судьи, работником аппарата.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии