Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №48 (29041) от 8 декабря 2022 года
Издается с 24 февраля 1918 года
9 декабря 2022,
пятница

Как уберечь школьников от перегрузок: советы подросткового психолога

На что обратить внимание родителям и что предпринять

Советы

Первое сентября — не только праздник, особенно для тех, кто идет первый раз в первый класс. Это ещё и начало длинной череды учебных будней. И труд юным умам предстоит не из легких. Школьная нагрузка с каждым годом растет, программы усложняются, дети реагируют на это — жалуются, что устали, что «ничего не понятно», что в школу идти не хочется. И устроить им скандал или читать нотации в стиле «а вот я в твои годы» — способ не из лучших. Что же делать в таких случаях родителям? Как помочь своему ребенку после долгих летних каникул войти в рабочий ритм? Как понять, что школьник не просто ленится и «валяет дурака», а нуждается в помощи? На эти и другие вопросы, связанные с учебным процессом, дает ответы кандидат медицинских наук, детский и подростковый психолог, генеральный директор московского психологического центра «Квартет» Антон Сорин.

Как уберечь школьников от перегрузок: советы подросткового психолога / Первое сентября — не только праздник, особенно для тех, кто идет первый раз в первый класс. Это ещё и начало длинной череды учебных будней. И труд юным умам предстоит не из легких. Школьная нагрузка с каждым годом растет, программы усложняются, дети реагируют на это — жалуются, что устали, что «ничего не понятно», что в школу идти не хочется. И устроить им скандал или читать нотации в стиле «а вот я в твои годы» — способ не из лучших. Что же делать в таких случаях родителям? Как помочь своему ребенку после долгих летних каникул войти в рабочий ритм? Как понять, что школьник не просто ленится и «валяет дурака», а нуждается в помощи? На эти и другие вопросы, связанные с учебным процессом, дает ответы кандидат медицинских наук, детский и подростковый психолог, генеральный директор московского психологического центра «Квартет» Антон Сорин.
Фото: ochkov.net

Хандра после летних каникул

— Антон Валентинович, скажите, это вообще нормально: что ребенок устает, едва вернувшись после летних каникул?

— Начало учебного года никому не дается легко. Ведь и взрослые, выходя из отпуска на работу, тоже нередко поддаются хандре. Поэтому то, что дети не особенно радуются факту, что лето закончилось и пора снова садиться за парту, — вполне нормально. Ведь им предстоит учиться несправедливо долго: целых девять учебных месяцев, они имеют право по этому поводу переживать. Однако если в течение первого учебного месяца мы наблюдаем нарастание тоски и грусти, на это нужно обратить внимание.

— О чём это может говорить?

— О том, что, возможно, у ребенка в школе не всё благополучно. Существуют три причины, по которым могут возникнуть школьные проблемы. Первое: трудности с учебой. Тут хоть сентябрь, хоть ноябрь, хоть январь — ребенок всё равно не будет рваться в школу, потому что у него не получается учиться. Много ли на свете есть людей, которые испытывают удовольствие от того, что у них что‑то не получается? Естественно, ребенок будет психовать и волноваться, поскольку на учебу уходит много сил, времени и других ресурсов. И здесь родителям стоит серьезно задуматься над тем, как ему в этом помочь, а не размышлять над вопросом, хорошо ли он отдохнул на каникулах.

«У ребенка должно быть время, в течение которого он делает только то, что считает нужным — условно говоря, время «потупить», — советует Антон Сорин.

Второе — проблемы со школьным коллективом. Ни один ребенок не будет спешить в школу, если у него не складываются отношения с одноклассниками и учителями. То, что от одноклассников можно устать — это понятно, но если у ребенка по каким‑то причинам не выстроены отношения со сверстниками и учителями — это ещё один тревожный звонок. Я не говорю о том, что нужно быть всеобщим любимчиком, но в школе должны быть один-два товарища, с которыми ребенок постоянно коммуницирует.

И третье — гипертрофированная вовлеченность в учебный процесс родителей. Все‑таки школа, какой бы она ни была, в какой‑то степени должна быть ответственностью самого ученика. Нет лучшего способа вызвать у ребенка чувства усталости и безысходности, чем «газовать» за учебу так, что для инициативы ребенка там вообще места не остается. Я понимаю, что родители в этом отношении исходят из лучших побуждений, но это как раз те самые благие намерения, которыми выстлана дорога в известном направлении.

Ищите золотую середину

— Как понять, что у ребенка возникли трудности, и главное — как помочь?

— Дальше начинается прикладная конкретика. Можно прямо сейчас начать разговаривать со своим ребенком. Например, его можно спросить: соскучился ли он по одноклассникам? Есть дети, которые сидят в классном чате, а есть те, кто не сидят. И не потому, что чата нет, а потому, что они не в восторге от встречи со своими одноклассниками. А дальше можно спросить, что в школе получается, а что — не очень. Говоришь ребенку слово «математика» — и у него лицо меняется сразу. И вы начинаете думать, как помочь подтянуть предмет. Здесь может потребоваться помощь репетитора или психолога, при встрече с которым, кстати, рассасываются многие школьные проблемы. Переживания по поводу того, что ребенок не читает, в 80 процентах случаев наталкиваются на простой ответ: он просто не умеет! Для него это тяжелый труд, который плохо получается и не дает результатов. Ну и последнее — очень жесткие рамки, которые задают родители. Если ребенок не вкалывает как маленький ослик, родители впадают в состояние дисфории и начинают пугать историей про профессию дворника. Тут родителям в первую очередь предстоит поразмыслить: что происходит с ребенком и что они делают не так?

— Но пустить учебу на самотек — тоже страшно.

— А вот здесь нужно искать золотую середину между тем, чтобы пустить на самотек и тем, чтобы подойти к делу разумно и дифференцированно. В школе почти все предметы носят ознакомительный характер, где одно знание очень мало связано с другим. Например, можно знать историю Древнего мира, но не знать историю России. Или выучить всё про червей, а когда проходили насекомых — заболеть и пропустить. И страшного тут ничего нет, поскольку эти знания легко наверстать. А есть предметы инструментального цикла — это математика и языки. Здесь один маленький провал вызывает распад всей системы знаний. И тут уже родители могут отрегулировать сами, что можно пустить на самотек, а что — нет. При этом было бы хорошо объяснить всё это и ребенку. И тогда он будет понимать, где и как можно лавировать, если сил на домашнюю работу уже нет.

Дайте уставшему ребенку передышку

— Как понять, что ребенок устал?

— У родителей должен быть на это острый нюх. Если ребенок начинает выдавать такие реакции, как острое нежелание учиться, или у него возникают трудности с тем, чтобы собраться и идти в школу, или появляются непонятно откуда лор-заболевания — все эти проявления служат маячком того, что ребенок истощается и устает. А когда ребенок устает, ему нужно устроить передышку. Условно говоря, дать ему возможность вдохнуть и выдохнуть. Можно договориться, что на этой неделе будет один день, когда можно не ходить в школу и провести время так, как хочется. Или сэкономить силы на уроках. В этом случае ребенок денек перекрутится — и вернется в строй, а иначе накопленная усталость может вылиться во что‑то более серьезное, и тогда под откос пойдет не одна неделя учебы. Поэтому главный совет родителям: проявляйте больше чуткости к своим детям.

«Если ребенок начинает выдавать такие реакции, как острое нежелание учиться, или у него возникают трудности с тем, чтобы собраться и идти в школу, или появляются непонятно откуда лор-заболевания — это маячок того, что он истощается и устает», — объясняет специалист.

— Как не допустить переутомления?

— Первое: абсолютно точно важен режим. Второе: у ребенка должно быть время, в течение которого он делает только то, что считает нужным — условно говоря, время «потупить». Сколько времени нужно дать, зависит уже от самого ребенка, от ситуации и кучи других обстоятельств, но точно не меньше 40 минут. Третье: у детей должны быть свои увлечения и занятия, не связанные со школой. Это может быть спорт, творчество — что угодно, лишь бы была какая‑то альтернатива школе.

Гаджеты — это не хорошо и не плохо

— Гаджеты — это отдельная головная боль родителей.

— Те родители, кто крошит на гаджеты батон, конечно же забыли, как они ночью с фонариком читали приключенческие романы и детективы. Гаджеты — это не хорошо и не плохо, это новая форма социального функционирования. Как в какой‑то момент книгопечатание и ежедневная газета перевернули реальность, так и гаджеты. И к этому нельзя относиться иначе, кроме как к свершившемуся факту. 

Гуляйте всей семьей

— Современные дети перестали гулять. Нужно ли их заставлять это делать?

— Гулять заставлять нужно срочно, немедленно и беспощадно! Брать и идти гулять, всем вместе! Если у ребенка устойчивый положительный контакт с родителями — то, скорее всего, он выберет прогулку. Я готов поручиться с абсолютной точностью, что любой ребенок получает огромное удовольствие и очень благодарно реагирует на то, что родители могут провести с ним время и поговорить о нем. Только разговаривать нужно не о том, как дела в школе и какие уроки успел сделать, а на интересующие его темы. Если у ребенка есть ощущение, что он может находиться в пространстве, где он говорит о себе и его слушают и воспринимают положительно — это большое дело! Очень важно с детьми взаимодействовать. Если он увлечен компьютерными играми — беседуйте с ним на эту тему. Однако зачастую родительская позиция на этот счет носит оценочный характер: всем же известно, что компьютерные игры — это ерунда…

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

В память о погибшем на Украине амурчанине назвали отряд юнармии в ЕкатеринославкеСпецоперация
Благовещенцы продегустируют амурскую продукцию в супермаркетахЭкономика
Только после вмешательства прокуратуры в Тынде отловили девять бродячих собакПроисшествия
Две амурские семьи купили микроавтобусы на государственные средства: кому положена выплатаОбщество
Теплые вольеры для собак строят в благовещенском приюте для животныхОбщество
Вместо Марины Михайловой и. о. мэра Тынды назначен ее первый заместительВласть

Читать все новости

Порядок слов Александра Ярошенко

Советы

Гороскоп на 9 декабря: Близнецы подставят плечо, а Львы разберут развалины Гороскоп на 9 декабря: Близнецы подставят плечо, а Львы разберут развалины
7 главных проблем с волосами зимой, и антитренды в дизайне мебели: обзор «Амурской правды»
Гороскоп на 8 декабря: Водолею стоит притормозить, а Ракам перестать ныть
8 ежедневных правил профилактики инсульта, и почему не стоит заканчивать всё, что начал: обзор АП
Гороскоп на 7 декабря: у Овнов день заключения сделок, а у Скорпионов — встреч с авантюристами
Система Orphus