Хандра после летних каникул
— Антон Валентинович, скажите, это вообще нормально: что ребенок устает, едва вернувшись после летних каникул?
— Начало учебного года никому не дается легко. Ведь и взрослые, выходя из отпуска на работу, тоже нередко поддаются хандре. Поэтому то, что дети не особенно радуются факту, что лето закончилось и пора снова садиться за парту, — вполне нормально. Ведь им предстоит учиться несправедливо долго: целых девять учебных месяцев, они имеют право по этому поводу переживать. Однако если в течение первого учебного месяца мы наблюдаем нарастание тоски и грусти, на это нужно обратить внимание.
— О чём это может говорить?
— О том, что, возможно, у ребенка в школе не всё благополучно. Существуют три причины, по которым могут возникнуть школьные проблемы. Первое: трудности с учебой. Тут хоть сентябрь, хоть ноябрь, хоть январь — ребенок всё равно не будет рваться в школу, потому что у него не получается учиться. Много ли на свете есть людей, которые испытывают удовольствие от того, что у них что‑то не получается? Естественно, ребенок будет психовать и волноваться, поскольку на учебу уходит много сил, времени и других ресурсов. И здесь родителям стоит серьезно задуматься над тем, как ему в этом помочь, а не размышлять над вопросом, хорошо ли он отдохнул на каникулах.
«У ребенка должно быть время, в течение которого он делает только то, что считает нужным — условно говоря, время «потупить», — советует Антон Сорин.
Второе — проблемы со школьным коллективом. Ни один ребенок не будет спешить в школу, если у него не складываются отношения с одноклассниками и учителями. То, что от одноклассников можно устать — это понятно, но если у ребенка по каким‑то причинам не выстроены отношения со сверстниками и учителями — это ещё один тревожный звонок. Я не говорю о том, что нужно быть всеобщим любимчиком, но в школе должны быть один-два товарища, с которыми ребенок постоянно коммуницирует.
И третье — гипертрофированная вовлеченность в учебный процесс родителей. Все‑таки школа, какой бы она ни была, в какой‑то степени должна быть ответственностью самого ученика. Нет лучшего способа вызвать у ребенка чувства усталости и безысходности, чем «газовать» за учебу так, что для инициативы ребенка там вообще места не остается. Я понимаю, что родители в этом отношении исходят из лучших побуждений, но это как раз те самые благие намерения, которыми выстлана дорога в известном направлении.
Ищите золотую середину
— Как понять, что у ребенка возникли трудности, и главное — как помочь?
— Дальше начинается прикладная конкретика. Можно прямо сейчас начать разговаривать со своим ребенком. Например, его можно спросить: соскучился ли он по одноклассникам? Есть дети, которые сидят в классном чате, а есть те, кто не сидят. И не потому, что чата нет, а потому, что они не в восторге от встречи со своими одноклассниками. А дальше можно спросить, что в школе получается, а что — не очень. Говоришь ребенку слово «математика» — и у него лицо меняется сразу. И вы начинаете думать, как помочь подтянуть предмет. Здесь может потребоваться помощь репетитора или психолога, при встрече с которым, кстати, рассасываются многие школьные проблемы. Переживания по поводу того, что ребенок не читает, в 80 процентах случаев наталкиваются на простой ответ: он просто не умеет! Для него это тяжелый труд, который плохо получается и не дает результатов. Ну и последнее — очень жесткие рамки, которые задают родители. Если ребенок не вкалывает как маленький ослик, родители впадают в состояние дисфории и начинают пугать историей про профессию дворника. Тут родителям в первую очередь предстоит поразмыслить: что происходит с ребенком и что они делают не так?
— Но пустить учебу на самотек — тоже страшно.
— А вот здесь нужно искать золотую середину между тем, чтобы пустить на самотек и тем, чтобы подойти к делу разумно и дифференцированно. В школе почти все предметы носят ознакомительный характер, где одно знание очень мало связано с другим. Например, можно знать историю Древнего мира, но не знать историю России. Или выучить всё про червей, а когда проходили насекомых — заболеть и пропустить. И страшного тут ничего нет, поскольку эти знания легко наверстать. А есть предметы инструментального цикла — это математика и языки. Здесь один маленький провал вызывает распад всей системы знаний. И тут уже родители могут отрегулировать сами, что можно пустить на самотек, а что — нет. При этом было бы хорошо объяснить всё это и ребенку. И тогда он будет понимать, где и как можно лавировать, если сил на домашнюю работу уже нет.
Дайте уставшему ребенку передышку
— Как понять, что ребенок устал?
— У родителей должен быть на это острый нюх. Если ребенок начинает выдавать такие реакции, как острое нежелание учиться, или у него возникают трудности с тем, чтобы собраться и идти в школу, или появляются непонятно откуда лор-заболевания — все эти проявления служат маячком того, что ребенок истощается и устает. А когда ребенок устает, ему нужно устроить передышку. Условно говоря, дать ему возможность вдохнуть и выдохнуть. Можно договориться, что на этой неделе будет один день, когда можно не ходить в школу и провести время так, как хочется. Или сэкономить силы на уроках. В этом случае ребенок денек перекрутится — и вернется в строй, а иначе накопленная усталость может вылиться во что‑то более серьезное, и тогда под откос пойдет не одна неделя учебы. Поэтому главный совет родителям: проявляйте больше чуткости к своим детям.
«Если ребенок начинает выдавать такие реакции, как острое нежелание учиться, или у него возникают трудности с тем, чтобы собраться и идти в школу, или появляются непонятно откуда лор-заболевания — это маячок того, что он истощается и устает», — объясняет специалист.
— Как не допустить переутомления?
— Первое: абсолютно точно важен режим. Второе: у ребенка должно быть время, в течение которого он делает только то, что считает нужным — условно говоря, время «потупить». Сколько времени нужно дать, зависит уже от самого ребенка, от ситуации и кучи других обстоятельств, но точно не меньше 40 минут. Третье: у детей должны быть свои увлечения и занятия, не связанные со школой. Это может быть спорт, творчество — что угодно, лишь бы была какая‑то альтернатива школе.
Гаджеты — это не хорошо и не плохо
— Гаджеты — это отдельная головная боль родителей.
— Те родители, кто крошит на гаджеты батон, конечно же забыли, как они ночью с фонариком читали приключенческие романы и детективы. Гаджеты — это не хорошо и не плохо, это новая форма социального функционирования. Как в какой‑то момент книгопечатание и ежедневная газета перевернули реальность, так и гаджеты. И к этому нельзя относиться иначе, кроме как к свершившемуся факту.
Гуляйте всей семьей
— Современные дети перестали гулять. Нужно ли их заставлять это делать?
— Гулять заставлять нужно срочно, немедленно и беспощадно! Брать и идти гулять, всем вместе! Если у ребенка устойчивый положительный контакт с родителями — то, скорее всего, он выберет прогулку. Я готов поручиться с абсолютной точностью, что любой ребенок получает огромное удовольствие и очень благодарно реагирует на то, что родители могут провести с ним время и поговорить о нем. Только разговаривать нужно не о том, как дела в школе и какие уроки успел сделать, а на интересующие его темы. Если у ребенка есть ощущение, что он может находиться в пространстве, где он говорит о себе и его слушают и воспринимают положительно — это большое дело! Очень важно с детьми взаимодействовать. Если он увлечен компьютерными играми — беседуйте с ним на эту тему. Однако зачастую родительская позиция на этот счет носит оценочный характер: всем же известно, что компьютерные игры — это ерунда…
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии