Но сначала несколько слов о себе: почти 20 лет проработала в «Амурской правде», сейчас живу в Томске, работаю по профессии, а в качестве хобби веду на «Дзене» блог «Кино и книги круглый год».
Начну, пожалуй, с рассказа об одной из главных книг в жизни — учебнике по русскому языку для первого класса, который сохранился у меня в коробке с детскими книгами.
Мой первый учебник и минутка ностальгии
У меня сохранился учебник русского языка 1974 года выпуска, тот самый, с которым я пошла первый раз в первый класс. Помню, как однажды летом мама принесла мне новенький портфель, в котором лежали три таких же новеньких учебника: букварь, математика и русский язык.
Да, в то давнее время учебники покупали. Стоил мой первый «Русский язык» 27 копеек, чуть дороже буханки хлеба. Тираж — 3 миллиона экземпляров, видимо, по количеству первоклассников большой страны.
«Как всё просто и понятно!» — сказал уже взрослый сын, пролистав этот учебник.
«Как всё сложно и непонятно!» — помнится, сказала я, заглянув в учебники сына, когда он пошел в первый класс. Особенно впечатлило, что слова предлагалось транскрибировать — записывать в квадратных скобках, как произносится слово. На мой взгляд, это сущая беда для детей с развитой зрительной и моторной памятью, которые волей-неволей запомнят оба варианта: и как слышится слово, и как оно пишется.
Мой первый учебник давал самые азы — четко и просто, не перегружая юные умы излишней информацией. Он объяснял, как буквы делятся на гласные и согласные, как разбивать слова на слоги и как их переносить из одной строчки в другую, как обозначается мягкость согласных с помощью гласных букв, что такое ударные и безударные гласные.
Конечно, учебник был идеологизирован: тут и стишки про октябрят — дружных ребят, и огромный портрет Ленина, дружелюбно общающегося с детьми.
Или вот пример, на котором изучаются знаки в конце предложений: где ставится точка, а где вопросительный или восклицательный знак. «Советский народ горячо любит свою Родину. Что вы, дети, делаете для своей великой Родины? Мы стараемся хорошо учиться и работать. Да здравствует наша Советская Родина!»
В учебнике немало образцов назидательности, на которых поясняются правила русского языка. Например, о силе коллектива, когда дети всем классом убирали школьный двор и быстро справились с работой. Или о том, что надо делать скворечники и заботиться о птицах, и конечно, о том, что есть много разных профессий и всякий труд почетен.
Можно встретить и расширяющие кругозор пассажи о том, что Юрий Гагарин, Герман Титов, Павел Попович, Андриян Николаев, Валерий Быковский, Валентина Николаева-Терешкова — наши первые космонавты. Вот вы знаете сегодня все эти фамилии? А мы знали, потому что «Они открыли дорогу в космос! Слава нашим космонавтам!» Так восклицал учебник, а вместе с ним и первоклассники.
Когда своей рукой напишешь в тетрадке гуляющим в разные стороны почерком: «Наша Родина богата и могуча. Мы живем свободно и весело. Весь советский народ трудится. Мы любим труд», — усвоишь эти простые истины раз и навсегда. Даже если слышишь за спиной скептическое хмыканье родителей.
Может, это было наивно и прямолинейно, но действенно. И, наверное, это и означает быть родом из СССР, когда мы все учились по одним учебникам.
Кстати, сейчас тоже задумались о наполнении учебников ценностно ориентированным вспомогательно-методическим материалом, единым для страны, наряду с еженедельным поднятием государственного флага и исполнением гимна. История сделала очередной виток.
Мне дорог этот первый мой учебник. Как ни банально звучит, это мой первый шаг в страну знаний, ступенька к будущей профессии и к шутливому титулу трижды отличника Тотального диктанта, которым иногда люблю прихвастнуть. А сейчас — это моя минутка ностальгии.
Интересно, у вас сохранились ваши первые учебники?
Подписывайтесь на наш телеграм-канал Все самые важные новости короткой строкой
Юлия Борисовна, с удовольствием прочитала, хотя тема образования нынешнего поколения меня напрямую не касается)) но это тот случай, когда кликнула из-за фото — узнать о вас, а затянуло и вместо того, чтоб пробежать , текст вызвал эмоции и много размышлений.
Кстати, у меня тоже был такой учебник русского языка в 1987 году!!! Удивительно, с моей-то памятью, никогда бы не подумала, что на подкорках сохранилось что-то зрительное, и я его опознаю.
Пишите ещё, пожалуйста)
— karolinaУважаемая Юлия, здравствуйте! Самые искрение пожелания Вам всего самого доброго! Хорошо помню Вас — был когда-то в числе самых активных внештатных авторов «Амурки»...
Относительно школьных учебников. Ни одного не сохранилось — часто менял место жительства... Выучился ещё по «хрущёвским» учебным пособиям для начальной школы. Считаю, вполне качественные были учебники. А сейчас по интернету продают буквари и арифметику сталинских времён! Наверное, есть спрос? Потому, думаю, что они давали самые прочные основы «классической» грамотности: задача была НАУЧИТЬ. Без каких-либо модерновых изысков любителей «выразить себя» на почве учебной литературы. То есть, любителей экспериментировать что-то там наворочать модерновое, авангардистское, концептуальное — вот, мол, какие мы современные и умные. Наворочали, да... Да так, что и взрослые в непонятках — не то, что дети. Такое имею мнение.
Томск, как я слышал, университетский город. Интеллектуальный центр. Думаю, Вы там вполне на месте. До свидания! Захотите ответить — с удовольствием прочитаю Вас на этой страничке.
— Nifashev Sergey