Фото: АГМАФото: АГМА

Коварная болезнь легких убивает людей чаще рака

На кафедре факультетской и поликлинической терапии медакадемии давно и успешно занимаются проблемами хронической обструктивной болезни легких. В России и во всем мире уровень смертности от ХОБЛ неуклонно растет год от года. Связано это с тем, что болезнь коварна: развивается медленно, не имеет ярко выраженных симптомов (кроме затяжного кашля и часто списываемой на возраст и образ жизни одышки) и, как правило, диагностируется трудно.

— Данные последних пяти лет по нашей стране говорят, что более чем у 20 человек на 100 тысяч населения официальной причиной смерти является хроническая обструктивная болезнь легких. Довольно высокая цифра, но в реальности она еще выше. Потому что ХОБЛ плохо выявляется, и часто людям, страдающим от нее, не ставят этот диагноз. Мы называем это гиподиагностикой, — говорит Екатерина Кулик, которая не только занимается чистой наукой, но и ведет пациентов как врач-терапевт в Дальневосточном научном центре физиологии и патологии дыхания. — Я считаю, это правильный подход.  Особенно если ученый работает в рамках клинической медицины, и вся его работа посвящена пациентам. Ведь цель науки — открыть и внеси что-то новое в лечение пациентов, улучшить качество их жизни.

Из медицинского класса — в науку

Фото: АГМА

Екатерина Геннадьевна в медицине человек неслучайный — в каждом поколении ее семьи были медики.

— Для меня врач всегда был эталоном человечности, высокой морали, интеллигентности, — улыбается будущий доктор наук. — Наверное, везло в жизни, раз такие доктора встречались и сформировали мое отношение к медицине. Я и в школе в родной Тынде училась в классе с медицинским уклоном. Целенаправленно шла к будущей профессии. Учиться мне всегда нравилось. И большой объем материала, который нужно запоминать в медакадемии, меня не пугал. Хотя, не скрою, первые три года были самыми тяжелыми.

«В исследовательской работе мне помогают студенты четвертого курса — изучают научную литературу, помогают вести медицинские карты пациентов. Они учатся вместе со мной», — говорит кандидат медицинских наук, доцент Катерина Кулик

Шесть лет учебы в вузе, два года клинической ординатуры на кафедре факультетской и поликлинической терапии и сразу же три года очной аспирантуры. И вот уже в личном портфолио три патента на изобретения Российской Федерации. Екатерина Геннадьевна — автор одной монографии и более 60 печатных работ. В этом году она стала лауреатом конкурса молодых лидеров XXXII Национального конгресса по болезням органов дыхания в Москве, а в доковидном 2019-м — лауреатом областного профессионального конкурса «Признание» в рамках первой национальной премии лучшим врачам России в номинации «За создание нового метода диагностики».

ХОБЛ плюс ковид 

Ученые Амурской медицинской академии проводят научно-исследовательскую работу, в первую очередь тесно сотрудничая с Дальневосточным центром физиологии и патологии дыхания. Потому что заболевания легких, в частности пневмония, — проблема из проблем для нашего региона. Учитывая, что еще и последствия коронавирусной инфекции большую роль играют, для научных исследований взяли две темы: ковид у беременных и постковидные изменения легочной ткани у перенесших коронавирус.

«Курильщики болеют не реже, и более того — тяжелее. Больные с ХОБЛ в анамнезе чаще умирали из-за ковида, так как у них уже были поражены легкие».

Второе направление как раз в поле интересов доцента Кулик: ее кандидатская диссертация была посвящена противовоспалительной терапии при хронической обструктивной болезни легких, а докторская — изучению пациентов с ХОБЛ, которые перенесли коронавирусную инфекцию. Научный коллектив кафедры факультетской и поликлинической терапии в прошлом году выиграл грант Российского научного фонда на реализацию проекта, который посвящен фундаментальным основам изучения постковидного синдрома у больных ХОБЛ. Собранный в рамках этой работы материал станет частью диссертационного исследования молодого ученого.

Мифы и реальность

Фото: АГМА

В первое время, когда COVID-19 только появился, распространялась информация, будто курильщики защищены от коронавируса. Медики ее опровергли.

— Курильщики болеют не реже, и более того — тяжелее. Есть масса данных, которые показывают, что тяжелое течение коронавируса с госпитализацией, переходом на искусственную вентиляцию легких и летальным исходом у курильщиков встречается в несколько раз чаще. Больные с ХОБЛ в анамнезе чаще умирали из-за ковида, так как у них уже были поражены легкие. Естественно, у таких пациентов физиологический резерв гораздо меньше, они болеют тяжелее, — констатирует молодой ученый и уже член Российского научного медицинского общества терапевтов Екатерина Кулик.Первая рекомендация пациентам с ХОБЛ — бросить курить, потому что такого успеха в лечении, как отказ от сигарет, не приносит ни одна терапия. Только тогда падение легочной функции останавливается. Мы можем замедлить этот процесс с помощью препаратов, но остановить его может только сочетание отказа от курения и эффективной терапии.

Мечта двигать науку вперед

АП поинтересовалась у доктора и ученого, что происходит с организмом, если легкие работают не в полную силу из-за ХОБЛ и перенесенного коронавируса.  

— Страдает поступление кислорода, что вызывает дыхательную недостаточность. А те воспалительные маркеры, которые вырабатываются при ХОБЛ, оказывают неблагоприятное влияние на другие системы организма, и, если есть сопутствующие заболевания, это вызывает их обострение. Как раз это и является предметом моего научного интереса, — пояснила Екатерина Геннадьевна. — ХОБЛ — заболевание системное, и важно понять, как перенесенная инфекция повлияла на все системы организма наших пациентов. Считаю, что в моей работе обязательно будет научная новизна, потому что не встречала пока научных исследований в этой области. Большинство работ посвящены острому периоду ковида, а последствий, отдаленного воздействия на организм и конкретно на течение ХОБЛ я пока не видела.

Над докторской диссертацией кандидат медицинских наук работает уже год и не скрывает: иногда возникает ощущение выгорания, копится усталость. На помощь приходят опытные педагоги, поддерживая боевой настрой. И конечно, семья, которая всегда рядом.

— Чтобы заниматься наукой, нужно иметь обыкновенное человеческое любопытство, желание понять природу явлений, пытаться замечать даже незначительные факты, — говорит доцент Амурской медакадемии, как и все молодые ученые, мечтающая сделать открытие. —  И иногда мучится вопросом: могу ли я помочь пациенту больше, чем это сейчас позволяет современная медицина? Что для этого надо сделать? Каждое научное действие должно приводить к новым знаниям, которые потом сказываются на лечении, — новые препараты, новые методы диагностики. И вот такой подход дан не каждому. Мышление врачей часто довольно стандартизировано: есть протоколы обследования и лечения, не хватает возможности работать в этом направлении. Я очень надеюсь, что закончу работу, она будет полезна и для врачей, и поможет в лечении пациентов.

Возрастная категория материалов: 18+