20 лет из жизни гения
Сериал охватывает временной отрезок протяженностью около 20 лет — от юности Федора Шаляпина до его становления как известного оперного исполнителя.
— Федор Шаляпин — легендарный певец, гордость России, человек уникальной судьбы, — говорит продюсер проекта Екатерина Жукова. — Он один из тех великих людей, с именами которых связана история нашей страны. Человек, появившийся из ниоткуда и превратившийся во всемирно известного оперного певца, равных которому не было. К сожалению, Шаляпина начали забывать, и мы решили напомнить о нем. Это не совсем биографическое кино, хотя мы старались бережно и достоверно показать основные моменты истории жизни Федора Ивановича, его взаимоотношений. И конечно, нам было интересно само время. События фильма разворачиваются на фоне Серебряного века нашей культуры и всех противоречий и потрясений эпохи начала двадцатого столетия.
Режиссером сериала стал Егор Анашкин, знакомый по сериалу «Зулейха открывает глаза».
— Наш Федор Шаляпин — это больше художественный образ, но его создание основано на исторических документах, которые мы внимательно изучили, прежде чем начать работать, — рассказывает режиссер. — Есть много важных моментов и фактов, которые не вошли в картину, но это исключительно потому, что формат сериала не позволил все вместить...
Виды прошедшего времени
Отца Федора Шаляпина сыграл Федор Добронравов. На фото с Александром Горбатовым.
Конец XIX и начало XX века — удивительное по красоте и изяществу время, и, чтобы передать его на экране, необходимо было тщательно проработать изобразительную концепцию всего проекта, найти правильное цветовое решение, подобрать соответствующие интерьеры и экстерьеры. Для реконструкции этого особенного периода русской истории был приглашен заслуженный художник России, член Союза художников и Союза кинематографистов Александр Загоскин.
Натурные съемки картины проходили в знаковых исторических местах Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы и Нижнего Новгорода. Улицы современных мегаполисов на время окунулись в прошлое. «Мы подсчитали, что у нас больше 100 объектов, где мы снимали, — вспоминает продюсер Екатерина Жукова. — Конечно, нам пришлось задействовать компьютерную графику, чтобы стереть некоторые приметы современности».
Уникальные съемки проходили на площади перед Большим театром в Москве. Благодаря современным технологиям авторам картины удалось сделать такие виды Большого театра, которых еще никогда не было в кино. А в Санкт-Петербурге специально для съемок перекрывали улицы, выстраивая целые кварталы декораций, скрывая характерные приметы современности и добавляя афишные тумбы, адресные таблички, вывески, фонари, сани и кареты, полностью соответствующие началу ХХ века.
В фильме старались показать не только историю самого Шаляпина, но и судьбу русского театра того времени, и события, которые повлияли на людей.
Съемочная группа работала также в интерьерах Большого, Мариинского и Александринского театров, драматическом театре имени Комиссаржевской, музее-усадьбе Шаляпина в Москве и доме-музее Шаляпина в Санкт-Петербурге, музее-усадьбе Репина «Пенаты». Декорации московской квартиры оперного певца были построены на «Ленфильме».
Много внимания уделено и воссозданию образов реальных персонажей. Только у Федора Шаляпина в сериале было более 30 костюмов: и для жизни, и для выходов на театральную сцену. Шаляпин любил красиво одеваться, и для главного героя картины подобрали обширный гардероб: несколько рубашек, пиджаков, брюк, два халата, домашние куртки, шейные банты, галстуки-бабочки, кашне, разнообразную обувь и даже домашние тапочки. Самым ценным экземпляром стала шуба из бобра со знаменитого портрета Шаляпина работы Бориса Кустодиева, которая максимально соответствует оригиналу. Её нашли на костюмерном складе «Мосфильма».
Роль на преодоление
Мария Смольникова в роли Иолы Торнаги.
Первую супругу Федора Шаляпина — итальянскую звезду балета Иолу Торнаги — сыграла Мария Смольникова. Актрисе пришлось в некоторых эпизодах танцевать, но и говорить на итальянском языке.
— Это было мне труднее всего, потому что мне несвойственны ни балет, ни языки, – признается Мария. — У меня была возможность перед съемками заниматься балетом несколько месяцев: я стояла у станка вместе с балеринами. Это погружение, занятие этой дисциплиной подарило мне возможность понимания характера этих людей. Они вызывают у меня восхищение, у них есть внутри стержень! Балет — это отдельная планета. Что касается изучения иностранного языка — у меня с этим проблема: я не знаю ни одного. Но за полтора месяца до съемок я смогла выучить весь текст.
Стопроцентное попадание
Кастинг на роль Федора Шаляпина был очень долгим.
— Шесть месяцев длились актерские пробы, были выбраны и утверждены актеры на все роли, кроме главной, — вспоминает продюсер Мария Ушакова. — Через полгода «проб и ошибок», пересмотрев всех, кого возможно, мы все-таки остановились на Александре Горбатове. Честно говоря, я изначально не видела в этой роли никого, кроме Саши: он и по экспрессивности своей, и по фактуре, и по голосу очень подходит на эту роль. И даже в биографии у них с Федором Ивановичем много общего. Нам пришлось ради Саши поменять свой съемочный график и ждать его два месяца, так как он снимался в другом проекте. Это, если честно, довольно дорогое «удовольствие», но мы его все-таки дождались, и это того стоило: Саша блестяще, с полной отдачей и с точным попаданием в образ исполнил эту роль!
«Когда я читал сценарий, с каждой новой сценой все больше осознавал: играть личность подобного масштаба — невероятная актерская удача! Второго такого персонажа не найдешь», — признался Александр Горбатов.
Александр Горбатов перед съемками внимательно изучил биографию своего героя.
— Мы не так уж много знаем о Федоре Ивановиче Шаляпине, — говорит Александр. — Его биография обросла легендами и анекдотами: порой трудно разобраться, что правда, а что — выдумка. Для меня важно было понять, почувствовать, каким он был: как любил, как ненавидел, чем для него была Россия. Когда я читал сценарий, с каждой новой сценой все больше осознавал: играть личность подобного масштаба — невероятная актерская удача! Второго такого персонажа не найдешь. В Шаляпине было то, что мы по-русски называем самобытностью. Всю жизнь его душа — широкая, необъятная — рвалась наружу в его голосе, который был слышен на весь мир. В то же время мы в фильме старались показать не только историю самого Шаляпина, но и судьбу русского театра того времени, и события, которые повлияли на людей. Ну и конечно же, тут присутствует и любовь. В общем, каждый в этой истории увидит что-то своё!
Звездный состав
Юлия Снигирь исполнила роль второй супруги Федора Шаляпина — Марии Петцольд.
Кроме самого Шаляпина, зрители увидят и других знаменитых людей той эпохи. Прежде всего это две женщины, любовь к которым терзала и мучила певца: его первая супруга, итальянская звезда балета Иола Торнаги (эту роль исполняет Мария Смольникова), и вторая жена Мария Петцольд (в этой роли — Юлия Снигирь). Предстанут в сериале и друзья, соратники, выдающиеся современники Федора Ивановича: художники Константин Коровин (Александр Яценко) и Михаил Врубель (Александр Яцко), актер Мамонт Дальский (Ян Цапник), антрепренёр Михаил Лентовский (Роман Мадянов), оперная прима Татьяна Любатович (Ирина Пегова) и другие. Отца великого артиста сыграл Федор Добронравов. Как справедливо утверждают создатели проекта, про каждого из людей, кто был в окружении Федора Шаляпина, можно было бы снимать отдельный сериал.
Чей голос за кадром
Ирина Пегова играет оперную певицу Татьяну Любатович.
Вокальные партии за главного героя исполняет звезда мировой оперной сцены Ильдар Абдразаков. То, что он сразу дал согласие на участие в этом проекте, — невероятное везение! Специалисты говорят, что его бас максимально близок по звучанию к басу Шаляпина. «Я рад, что Фёдор Иванович Шаляпин запоёт моим голосом, — признается Ильдар Абдразаков. — Вообще, мой интерес к кино неслучаен. В детстве отец (Амир Абдразаков — знаменитый башкирский актер, режиссер, основатель киностудии «Башкортостан». — Прим. авт.) часто брал меня с собой на киностудию и на телевидение, я даже снимался в нескольких его фильмах и передачах. Съемочный процесс всегда был мне интересен. Но, когда пришло время задуматься о будущей профессии, я не пошел учиться на киноактера, а выбрал театр. Тем не менее кинематографическая среда осталась мне близка.
Фото автора и пресс-службы телеканала «Россия»
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии