• Николай Кухаренко на центральной пешеходной улице Шэньяна. Личный архив
  • В Шэньянском университете спорта. Личный архив
  • За столом в Шэньяне с другом из Шэньянского университета спорта. Личный архив

«За границу отправился по работе»

В Китае я был с рабочим визитом с 11 по 16 апреля, посетил три учебных заведения, с которыми у педуниверситета налажено сотрудничество. В профессиональном училище готовят медсестер, лифтеров, пекарей, электриков. Руководство этого учебного заведения заинтересовано, чтобы медицинский персонал, востребованный в Хэйхэ и других китайских городах, владел русским языком. Потому что все больше россиян едут в Китай лечить зубы. Вдобавок случается, что русские туристы попадают в больницы, и там требуется медперсонал со знанием нашего языка. А в Китае БГПУ хорошо известен, поэтому нам поступило предложение о сотрудничестве — чтобы китайские студенты-медики проходили языковые курсы в Благовещенске.

С проректором Хэйхэйского университета преподаватель БГПУ дружит уже более 20 лет. Фото из личного архива

С удовольствием побывал в Хэйхэйском университете, с которым педвуз взаимодействует больше 30 лет. Именно с ним мы открыли Институт Конфуция. С радостью отметил, как изменился вуз за годы пандемии. Там построили огромный спортивный комплекс с легкоатлетической зоной, залами ушу и фитнеса, ледовой ареной, где можно заниматься фигурным катанием и хоккеем. Такого уровня ледовых арен в университетах Китая всего три — еще в Цинхуа и Харбине.

Новшества на таможне

Приглашение для посещения Китая мне выдал Хэйхэйский университет. За две недели и 23 тысячи рублей одна из турфирм Благовещенска оформила многократную годовую М-визу, которая подразумевает деловые поездки.

В Хэйхэ мы добирались на «пуме», билет туда и обратно стоил 3 тысячи рублей. Однако суда на воздушной подушке ходили не по расписанию, а по наполнению (от ред. — с 24 апреля работа «пум» временно приостановлена из-за ледохода). И в потоках туристов с обеих сторон наблюдается большая диспропорция. Оттуда едут десятки китайцев (не тургруппы, а граждане с деловыми визами), а с нашей стороны туда — единицы.

«Некоторые китайцы, увидев иностранца, натягивали маску на лицо. Другие, наоборот, даже демонстративно кашляли — мол, пандемии никакой нет».

На российской таможне — тоже перемены. Место, где были билетные кассы, затянуто лентой, висит объявление: «Проходите на второй этаж, на второй терминал». Я поднялся наверх, сообщил приветливой сотруднице «АмурАССО», что мне надо поехать в командировку в Китай, она меня узнала: «Вы — Николай Кухаренко». И спросила мой телефон: «У нас примерно на 13:30 набирается группа, я вам позвоню».

Не дожидаясь звонка, к 13:30 я был на таможне. Там уже находились командированный мужчина с портфелем и девушка-студентка из Якутии. Мы быстро прошли нашу таможню, потом ждали минут 40, пока подготовят судно. Затем в большом автобусе втроем доехали до «пумы», сели в нее и отправились на противоположный берег. Там нас ждал китайский автобус, который перевез до местной таможни.

«Въезжающим нужно загрузить WeChat»

Вид с китайской таможни на Благовещенск. Фото из личного архива

Если раньше на китайской таможне мы заполняли желтые карточки и рвали их напополам, то сейчас миграционная карта синего цвета и заполняется иначе. Теперь надо указывать номер своего телефона, вид транспорта, на котором прибыл. Заполняется все по-английски. Мне это не составило труда, а попутчику пришлось помочь.

Еще одно новшество — обязательное заполнение медицинской анкеты. Окна слева, где раньше мы покупали талончики за 50 юаней за безвизовый въезд, сейчас нет. На том месте висит большой QR-код — ссылка на китайский WeChat с переходом на страницу их Министерства здравоохранения.

WeChat — это популярная в Китае платформа для общения, некая смесь WhatsApp и «ВКонтакте», где можно размещать свои фотографии, переписываться, но при этом там есть платежная система и можно оплачивать коммунальные платежи, услуги такси. В общем, если вы едете в Китай, то WeChat вам необходим.

Дата открытия безвизового режима, который действовал для амурчан на поездки в Хэйхэ, пока не известна — между китайскими и амурскими властями еще не заключено отдельное межправительственное соглашение. И пока жителям Приамурья, пожелавшим отправиться на другой берег Амура, приходится оформлять визу.

Поскольку он у меня уже был загружен, то я навел сканер на QR-код, появилась страница, где нужно заполнить выездную декларацию иностранца, прибывающего в Китай: Ф. И. О., паспортные данные, откуда прибыл, в каких странах был за последние 14 дней, имеются ли симптомы ОРВИ. Указал везде «нет», прошел верификацию (собрал пазл из картинок), подтвердил, что согласен на обработку данных.

Затем в моем телефоне появился код, который я показал сотрудникам китайской таможни. Они его отсканировали, и информация обо мне появилась в их системе, после чего мне дали черную карточку размером с визитку. Ее я передал сотрудникам санитарного контроля и пошел проходить пограничный контроль — где мы обычно сканировали пальцы. Я приложил один палец, и система меня быстро узнала (видимо, потому что раньше я часто здесь бывал).

После пограничников ждал таможенный контроль. Положил вещи на сканер, а у меня был один рюкзак, и направился к выходу в город. Китайскую таможню, как и русскую, тоже прошел быстро.

«Гостиницы и кафе переориентировались на внутренний туризм»

Цена на городской автобус с Большого Острова в Хэйхэ выросла — с одного до двух юаней. Потому что раньше город компенсировал автобусным компаниям расходы на топливо, а теперь нет. На крыльце ко мне робко подходили отвыкшие от русских туристов таксисты и предлагали свои услуги: «Такси нада?» «Нет, спасибо, меня встречают». За такси с русских граждан берут 10 юаней, а китайцы платят шесть. Я подождал немного китайского товарища, и мы поехали.

Конечно, на китайской стороне за годы пандемии произошли перемены. Например, старый торговый центр с зеленой крышей возле таможни отреставрировали — сейчас это большой магазин русских товаров. Туда китайцы часто наведываются, чтобы купить российскую муку, рыбу, молоко, шоколад, торты или пиво.

Популярные у амурчан рестораны, кафе и гостиницы выжили, но перепрофилировались на свой внутренний туризм. Размещался я в гостинице «Дунфан Сявэи», или «Восточные Гавайи» — это большая гостиница, совмещенная с баней-сауной. На ресепшене на меня смотрели, конечно, с удивлением — отвыкли от русских. Но постояльцев в гостинице было много, и все китайцы. В сауну я не сходил, так как было много встреч и переговоров.

Питались мы с китайскими друзьями в разных местах, они меня угощали. Все так же вкусно, как и раньше. Обедали в многоэтажном ресторане «Синь Юй», который находится рядом с гостиницей. Там подавали в основном блюда из морепродуктов. На ужин поехали в шашлычную, поели шашлыка под китайское пиво.

Фото из личного архива

В Шэньяне, куда я отправился из Хэйхэ, сходил в ресторан сычуаньской кухни — провинция Сычуань славится своими острыми блюдами. Ресторан был по типу «самовар», где готовить нужно самим. Нам принесли металлический таз с продуктами, разделенными пополам: с одной стороны — острое, с другой — обычное. И острое было настолько острым, что аж слезы из глаз брызнули. Китайский коллега подначивал: «Давай-давай, ты что, не мужик?» Я доказал, что мужик, а потом долго чаем отпаивался.

«Вывесок на русском мало»

На русском языке в Хэйхэ теперь мало вывесок. Хотя по центральной пешеходной улице они остались — там, где стоят бронзовые статуи наших покупателей. Например, сохранилась вывеска «МNР брюков» с буквой «И» наоборот.

По-прежнему идет уличная торговля. Я с ностальгией прошелся среди лотков и за два юаня купил жаренную на углях сосисочку на шпажке. Съел ее хрустящую, такую вкусную! Еще купил свежую клубнику и рахат-лукум — просто прелесть! Тут же меня зазывали в тир — побросать колечки, но я направился дальше.

Популярные у амурчан рестораны, кафе и гостиницы в Хэйхэ выжили, но перепрофилировались на свой внутренний туризм.

Расплачивался за покупки юанями, по курсу 12 рублей за 1 юань. Рубли в Хэйхэ пока что не востребованы. Но, думаю, когда пойдут большие потоки туристов туда и обратно, то рубль у китайских торговцев снова будет в ходу.

Когда гулял по Хэйхэ, понял, что очень соскучился. И буквально вдыхал этот воздух, и наслаждался китайской речью.

Заметно было, что китайцы тоже соскучились по нам. Когда я уезжал из Хэйхэ в Шэньян, один китайский друг принес к поезду огромный пакет с едой. Горячие пельмени еще дымились, а фрукты ароматно пахли. Не успел я сесть в поезд, как второй друг позвонил и сказал, что его жена собрала мне пакет. Он тоже принес фрукты и порезанный на кусочки арбуз. До Шэньяна я ехал почти 14 часов и делился угощениями с моими китайскими попутчиками.

«Маски носит половина населения»

Переживали ли китайцы, что русские могли привезти ковид? Реагировали по-разному. Некоторые, увидев иностранца, инстинктивно натягивали маску на лицо. Другие, наоборот, были без маски и даже демонстративно кашляли — мол, пандемии никакой нет.

Вообще, там 50 на 50 — те, кто в маске и кто без. Многие в Китае считают, что вирус ослабел. Пока он был наиболее опасен, вводили локдаун, а сейчас, значит, нечего бояться — ну, посопливите три дня, и все.

Хотя перед поездкой я на всякий случай сделал ПЦР-тест на антитела, что переболел (российский сертификат о прививках там недействителен). Но он мне не пригодился, никто его даже не спрашивал.

«Здорово, что границы открыли»

Фото из личного архива

Здорово, что границу открыли! Тем более что мы с Китаем сейчас сближаемся, у нас много проектов. 2023 год объявлен Годом российско-китайского сотрудничества в области физической культуры и спорта. Коллеги из Шэньяна пригласили нашу баскетбольную команду, коллеги из Хэйхэ зовут играть в хоккей.

15 июня у нас будет большой заезд в Хэйхэ, мы проводим X Молодежный фестиваль «Мир, где нет чужих». Два дня наши делегации будут в Китае, затем китайские гости приедут к нам. В областной филармонии состоится заключительный концерт.

«Билеты на поезд обменивают бесплатно»

На обратном пути, когда уезжал с южного вокзала Шэньяна, произошел курьезный случай. Я приехал заранее и сел в массажное кресло отдохнуть, воткнул наушники и уснул. Проснулся, а мой скоростной поезд вот уже 20 минут как ушел! Побежал в кассы и совершенно бесплатно поменял билет на следующий поезд.

Так же мне пришлось поменять билет и на следующий поезд — из Харбина в Хэйхэ, на более позднее отправление. И тоже его поменяли бесплатно. Только вместо нижней полки в купе мне досталась третья верхняя в плацкарте.