Вера Богданова «Сезон отравленных плодов» (18+)
Детство Жени, Ильи и Дарьи пришлось на смутные 90-е. Это роман взросления целого поколения с хорошо прописанными приметами и тревогами того времени, живыми и узнаваемыми персонажами — обычными маленькими людьми, не вписавшимися в реформы 90-х.
Бабушка Жени лишилась квартиры из-за доверия к финансовым пирамидам и живет с семьей дочери. Папа Жени, бывший военный, вынужден оставить армию и открыть торговлю колготками на рынке, мама тоже стоит за прилавком — иначе не выжить. А мамина сестра тетя Мила пытается существовать за счет окружающих мужчин.
На даче, где начинается действие романа, растет несколько яблонь. Взрослым, которые сосредоточены на выживании, не до садоводства, и яблоки вырастают настолько кислые, что скулы сводит. Так и Женя, Илья и Дарья отравлены каждый по-своему. Они мощно запутываются в личной жизни. Зарабатывают булимию, алкогольную и наркотическую зависимости. Становятся жертвами домашнего насилия.
Личные переживания Жени написано так ярко, что невозможно не сочувствовать запутавшейся и затравленной девчонке. Хотя периодически хочется ей сказать: «Женя, ну включи ты хоть раз голову!» К сожалению, персонажи редко «включают голову», они отключают ее вообще и живут чувствами или, скорее, животными инстинктами.
Мне кажется, это свойство детей из 90-х, когда советская система воспитания, учившая «прежде думать о Родине, а потом о себе», была объявлена несостоятельной, а новые ценности на смену еще не пришли. Дети нулевых уже другие, они больше мотивированы на личный успех, на саморазвитие, на достижения.
Финал книги мог быть трагичным, но Вера Богданова оставила нам надежду. Мы ведь и правда это непростое время как-то пережили.
Алексей Сальников «Опосредованно» (18+)
Фото: chitai-gorod.ru
С первых страниц книга погружает в атмосферу 90-х, с забытыми уже понятиями и словами, их обозначающими. С «комками» (помните, так называли коммерческие киоски?), с песней «Карнавал» Леонтьева по телевизору, с видеосалонами, где шел фильм «Чужие». Со справочными вокзальными автоматами с шевелящимися таблицами расписаний поездов.
Люди, нацеленные жить по советским меркам, еще не осознали наступающих перемен. 90-е что только не породили из того, чего мы даже представить не могли раньше. И Лена, главная героиня романа, закончившая школу и поступившая в институт, вдруг пробует ... стишки. У Сальникова стишки — не просто поэзия, а нечто сродни наркотикам. И фраза «баловаться стишками» обретает совсем другой смысл.
Есть люди, которые, как ни бьются, не могут дорастить свою поэзию до уровня стишков, от которых по-настоящему «торкает». А Лена оказалась самородком, случайно обнаружившим в себе этот дар.
Лена понимает, что путь стишков — прямой путь к «холодку» (крайняя степень воздействия, вплоть до летального исхода). Она пытается загасить в себе этот дар, скрывать его даже от самых близких, но в жизненных передрягах именно стишки спасают и утешают.
Эта книга про женщину, разрывающуюся между призванием и семейными заботами, чье взросление пришлось на 90-е, которые стали переломными и заставили нас поверить, что небывалое — бывает.
Евгений Водолазкин «Брисбен» (16+)
Фото: dzen.ru/evodolazkin
Здесь в центре повествования — талантливый гитарист Глеб Яновский, которому рукоплещут лучшие залы мира. Он внезапно понимает, что из-за проблем со здоровьем должен завершать свою карьеру. Яновский рассказывает о своей жизни биографу Нестору, который пишет о нем книгу.
Из эпизодов детства и юности Глеба, пришедшихся на 90-е, становится понятно, как Глеб стал тем, кем стал, и откуда взялись в его жизни люди, которые его окружают сегодня, и при чём тут Брисбен. Для Глеба это далекое и недосягаемое место, город-мечта, куда можно стремиться, но невозможно попасть при жизни. Хотя, казалось бы, для Глеба ничего недосягаемого нет, где он только не собирал аншлаги!
Детство Глеба прошло в Киеве, а в начале 90-х он поступил на филфак Ленинградского университета. 90-е — это возможности и шансы, не будь их, вряд ли Глеб смог бы стать великим музыкантом. 90-е — это еще и приход к вере. Восприятие православия молодым человеком, воспитанным в атеистическом обществе, — тоже одна из примет 90-х.
Алексей Варламов «Душа моя Павел» (18+)
Фото: labirint.ru
Домашний мальчик из закрытого городка, где производили что-то секретное, поступает в МГУ и попадает в новую для себя среду. Действие книги происходит чуть раньше, в начале 1980-х, перестройка только грядёт, и на юношу-идеалиста обрушивается вал новой информации.
Одна из главных тем книги — столкновение чистого наивного сознания с поздней советской действительностью. Свою любовь к СССР Павел привозит с собой в Москву. И удивляется, что в Москве, олицетворяющей для него величие страны, в МГУ, где собрались умнейшие люди, его взглядов никто не разделяет. Более того — студенты главного вуза страны обижены на советскую власть, выравнивающую всех под одну гребенку, запрещающую инакомыслие в фильмах и книгах.
Писатель максимально погрузил нас в метания и переживания Павла, его внутренний бунт и духовные поиски. Большая часть действия происходит в колхозе, куда студентов отправили копать картошку. Не обходится без обретения алкогольного опыта и «науки страсти нежной», без пространных споров за полночь об авторстве «Слова о полку Игореве». Это же филфак на картошке, чтобы вы понимали! Не обходится и без мистики, от которой Павла спасает только крещение в церкви и святая вода.
Алексей Варламов — не только известный писатель, он еще и доктор филологических наук, в прошлом выпускник, а сейчас профессор МГУ, и эта среда для него родная. Поэтому он провел своего героя к 90-м через ломку идеологических стереотипов и взросление.
Алексей Иванов «Общага-на-Крови» (18+)
Фото: labirint.ru
Главные герои книги — примерный юноша по кличке Отличник, двое парней-старшекурсников, живущих с ним в комнате, и две их нескромные подруги. Компания обильно выпивает, ее участники постоянно выворачивают наизнанку душу друг перед другом, а в большей степени — перед Отличником.
Также есть администрация общаги, которая воплощает мировое зло. После очередной попойки неразлучную пятерку выселяют из общежития, и дальнейшее развитие сюжета определено тем, как ребята пытаются в этой общаге остаться нелегально.
Эту книгу Алексей Иванов начал писать, будучи студентом, в 90-е, а опубликована она в 2006-м на волне успеха его исторических романов и «Географа». Поэтому студенчество 90-х описано очень живо, по горячим следам.
Роман хорош описаниями общаги конца 1980-х – начала 1990-х, где «в вестибюле у телефона-аппарата маялась очередь», где суета на главной лестнице, голоса, смех, дым сигарет и гитарные переборы — на черной, где балконы густо усеяны курильщиками. И типажами студентов, которые характерны для того времени. В частности, прототипом одного из ребят стал известный поэт и бард Александр Башлачев — скольких таких поэтов с босыми душами знавала общага?
По жанру это триллер, где к Иванову, которого уже успели полюбить читатели, добавлен и густо подмешан Достоевский и еще чуть-чуть Шекспир. Студенты ведут диалоги со свидригайловской дотошностью, и почти каждый из героев время от времени чувствует себя Раскольниковым («Тварь ли я дрожащая или право имею?»). Это нормально для юности — задаваться вопросом: а на что я способен? А от Шекспира здесь классическая история о юных Ромео и Джульетте.
Поностальгировать, читая «Общагу-на-Крови», не получилось — чем дальше, тем больше роман уходил в жанр триллера. Лично мне не хватило авторской любви к персонажам, которая есть в других романах Алексея Иванова, не хватило его повествования с улыбкой, которое бы компенсировало нагнетаемый мрак. Но видимо, это объясняется тем, что книга — юношеская. Если бы Иванов задумал такой роман сегодня, он получился бы совершенно другим.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии