Фото: freepikФото: freepik

Автор собрала и проанализировала различные варианты использования книги не для чтения. Причем она даже установила период, с которого началась эта традиция — впервые книга перестала быть только транслятором знаний и сакральным предметом в эпоху Возрождения. 

Юлия Щербинина исследовала книжную культуру через призму изобразительного искусства. На картинах Босха и Кранаха-старшего уже видно, что книга воспринимается не только как носитель текста, но и как символ. Ее могли изобразить и на голове героини как олицетворение перехода знаний из книги в ум, и даже во чреве дьявола — в контексте сатиры на религиозные течения. 

Культура использования книг не для чтения пошла дальше — уже в 17-м веке начали появляться различные книгоподобные диковины, или фейкбуки (думаю, перевод англицизма не требуется).

В эпоху барокко начали появляться книги-обманки, которые использовались для хранения чего угодно, от нумизматических коллекций до специй. Они не только несли эстетическую функцию, но еще могли служить тайниками. Самый известный пример фейкбука — библиобар «Ликерная Библия», когда внутри коробки, изображенной в виде стопки фолиантов, были скрыты бутыль и бокалы.

Впрочем, мода на фейкбуки сохраняется по сей день. Как и на фальшбуки и библиомуляжи. «А это еще что такое?» — спросите вы. А это когда часть мебели, например, стенка шкафа, представляет собой муляж из множества книжных корешков. Человек тянется, чтобы взять книгу, а это обман.

Люди стали ценить книги не только за содержание, но и за красивую форму. Книга-грелка, книга-фляга, книга-часы и другие изделия в виде книг из керамики, металла, полудрагоценных камней — чего только не придумали! 

Но это, как говорится, одна сторона медали. Вторая сторона использования книги не по прямому назначению — альтербукинг, то есть создание из бумажных книг украшений, предметов быта и других вещей. 

Перфомансы и инсталляции не обошли стороной книгу как материал для творчества. Особенно преуспел в этом швейцарский художник Дитер Рот, который использовал книгу как объект и делал колбасу из трудов Гегеля и сочинений других авторов («Литературная колбаса»). Он измельчил книги, и 20-томное собрание сочинений превратил в 20 палок колбасы, а внутри колбас видны буквы. 

Всё? Нет. Из книги я узнала новое для себя слово: библиофер. Так называют человека, использующего книги не по назначению. Например, если кто-то использует книгу как подставку для чашечки с кофе или стряхивает пепел на книжную страницу, его вполне можно назвать этим словом.

Книга Юлии Щербининой посвящена исследованию альтернативной книжной культуры.  С одной стороны, это хорошо, что люди ценят книгу не только за содержание. Но мне как книголюбу немножко обидно. Все же хочется, чтобы книги использовались для чтения. А всяких библиоферов было бы поменьше.

А вы как считаете?

Возрастная категория материалов: 18+