«В пединститут попала случайно»
— Светлана Семеновна, за ваш 57-летний стаж работы на одном месте можно проследить историю развития не только родной школы, но и всего образования. Как вам удалось проработать столько лет на одном месте?
— Ничего удивительного нет — я безумно люблю свою работу и детей. Вот сейчас у меня свободные от уроков вторник и четверг, а я все рано прихожу в школу. Привычка. А любовь с нашей школой случилась еще на практике: пришла, да так и осталась. В педагогический институт попала случайно: приехала к бабушке с дедушкой погостить, влюбилась в город и поступила на иняз. Не мыслила себя без школы. Но любовь к учебе мне привили еще дома, на Сахалине. У нас была прекрасная библиотека, а в школе что ни преподаватель, то легенда. Многие из них не по своей воле оказались на острове. Например, историю преподавал друг Василия Сталина — Герман Петрович, он учился вместе со Светланой Аллилуевой.
— Когда было лучше в школе: раньше или сейчас?
— Часто задают такой вопрос. Жизнь сейчас другая стала, многое изменилось — а дети всегда одинаковые. Ну, может быть, раньше хулиганства было больше. Сейчас дисциплина лучше стала, заинтересованности в учебе больше. Нужно культивировать любовь к школе. Ведь дети изначально настроены на добро, и так было во все времена. Да, это не просто воспитать любовь к школе, но нужно разъяснять, работать над собой, иногда заставлять, приводить примеры. В школе радость общения во всем, в каждой мелочи. Например, увидеть друга на перемене или понравившуюся девочку, сходить в столовую вместе пообедать. Вы знаете, какая у нас столовая? Она как в кафе, поэтому старшеклассники стали всем классом там обедать, а раньше не хотели.
«Детей надо приучать к труду»
— Школа должна образовывать или воспитывать?
— Конечно, и то и другое. Сейчас много обращают внимание именно на воспитательную функцию. В школе появилась новая должность — советник директора по воспитательной работе. Главное — избежать формальности и сохранить живой интерес детей.
— Нужно ли привлекать детей к общественно полезному труду?
— Очень правильно, что возвращают трудотерапию в школу. Дети должны уметь убирать за собой, уметь заниматься такими маленькими, но важными делами. Надо приучать, чтобы им захотелось что-то оставить после себя. Все годы мы сажали с детьми деревья во дворе школы, а сейчас ко мне приходят выпускники и удивляются, что деревья такие большие стали. Наши деревья и в сквере на площади Ленина есть — давно это было, мой сын еще учился в школе. А сейчас ребята туда внуков водят и с гордостью рассказывают, что эти елки они сами посадили.
— А почему ваш сын не пошел в пединститут?
— Он сначала собирался поступать на иняз, а потом приходит и говорит: «Я в мед пойду!» И пошёл по стопам отца, но мы были рады. Сыну уже 50 лет (Евгений Брегадзе — заслуженный врач России, зам. главного врача по хирургии областной больницы. — Прим. АП). Старший внук уже два года работает врачом, младший тоже собирается в медицинский.
Почему процесс воспитания — как телега
— 2023 год указом президента России объявлен Годом педагога и наставника. Как считаете, в чем особый статус педагога?
— В школе сейчас очень много позитивных перемен. И это хорошо. Но престиж профессии учителя совсем не такой, как был раньше. И дело здесь не только в педагогах. В процессе воспитания, как в телеге с четырьмя колесами, участвуют все: учителя, родители, ученики, общество. Сломалось одно колесо — и телега не поедет. Так и здесь. Почему у нас сейчас такое отношение к школе? Очень часто негатив идет из семьи, дети уже запрограммированные приходят в школу. А ведь лучше настраивать ребенка на позитив, рассказывать, убеждать, помогать, где-то перспективу нарисовать, где-то положительный пример привести. Родителям тоже нужно помогать в воспитании детей — их же этому никто не учит, поэтому каждый занимается воспитанием своего ребенка как умеет, как чувствует и как его самого воспитывали родители. А у невежественных и безграмотных родителей и ребенок будет таким же. И не всегда наличие дипломов — показатель.
— Какие качества необходимы современному учителю?
— Главное в воспитании — это любовь, желание знать и хотеть. Если учитель уверен, что он может дать ребенку что-то новое, научить, заинтересовать, повести за собой, — это уже залог успеха. А если в школу приходит бывший студент, который сам не очень хорошо образован, равнодушный, методически слабо подготовлен, то дети это сразу чувствуют. Молодой педагог должен быть подкован психологически, уметь держать дисциплину, снять напряжение в классе, предвидеть и погасить начало конфликта. Ведь изначально все дети настроены на добро. Они идут в школу с позитивом, поэтому и к ребенку нужно с добром, с любовью относиться. Морально не все могут работать с современными детьми. Многие поработают до первой зарплаты — и уходят. И не всегда из-за денег. Боятся детей, ведь 6, 7, 8-е классы — это очень трудный возраст. Не все справляются.
— Вы были во многих странах, где система образования лучше?
— Сложно сказать. Везде есть плюсы и минусы. На мой взгляд, методика преподавания у нас лучше, мы постоянно что-то изобретаем, придумываем, чтобы детям интересно было на уроке. Если учитель любит свой предмет, то дети это чувствуют. Я много где побывала с детьми: Швеция, Финляндия, Англия, Филиппины, Мальта, Канада, Америка, Кипр. Но в основном это было летнее обучение, по нему сложно судить. Во многих странах, например, на Мальте обучение похоже на летние курсы.
Когда я была на стажировке в Пенсильвании по программе «Партнёрство в образовании», у меня была возможность давать уроки и общаться с детьми. Мне показалось, что дети на уроках сидят с потухшим взглядом, нет заинтересованности. А вот решать конфликты через суд — это обычная практика для них. Меня очень удивила ситуация, когда девочке не понравилось, что одноклассник, который сидел перед ней, пришел в школу в майке с изображением Иисуса Христа на скейте. И вместо того чтобы пересесть на другое место, она подала в суд. И все время, что мы там были, судилась с ним. Из очевидных плюсов — система контроля. Утром, если ученика нет в школе, секретарь сразу обзванивает родителей и уточняет причину пропуска. Если пропусков много, то родителей штрафуют.
— Думаете, нам нужна система штрафов в школе?
— Ну, возможно, не совсем такая система, как в Пенсильвании, но контроль посещения уроков должен быть строже. Сейчас дети стали очень много пропускать занятий: кто-то ездит с родителями в отпуск несколько раз в год, кто-то ходит учиться вождению, кто-то часто болеет, а кто-то просто гуляет, потому что родители совсем не контролируют. Разве может ребенок адекватно судить о школе, о системе образования, усваивать материал, когда его нет на уроке?
— Часто вам говорят: «Зачем мне этот предмет, он мне не пригодится в жизни?»
— Такой вопрос мне не задают. Обычно дети знают, для чего учат иностранный язык. Надо почувствовать ребенка, узнать, почему он сидит и ничего не делает. Расстроен чем-то или демонстративно ничего не хочет делать. Помню, как-то я вместе с детьми сидела на уроке физики у Евгении Николаевны (это мама нашего министра образования Светланы Яковлевой). И я, далекий от точных наук человек, все поняла, а дети — тем более. Она рисовала, объясняла все очень эмоционально, с огнем в глазах. Вот у таких педагогов не спрашивают, зачем мне этот предмет.
— Вам часто признаются в любви?
— Я очень часто плачу, вот и сейчас глаза на мокром месте, когда вспоминаю своих учеников. Мне часто дети и родители пишут письма, открытки, отправляют доставку цветов с разных концов страны со словами любви и благодарности. Это очень волнительно. Это счастье, когда ты всю жизнь делаешь то, что тебе нравится. Я не мыслю свою жизнь без школы и никогда не хотела поменять свою профессию.
Что лучше: традиционный экзамен или ЕГЭ?
«ЕГЭ — это не плохо. У детей есть возможность определиться с набором предметов и подать заявление сразу в несколько вузов, — говорит Светлана Брегадзе. — Но то, что дети учат только те предметы, которые понадобятся при поступлении и совсем не учат другие, — это плохо. Вот недавно пришла мама с сыном и говорит: «Мне дали отпуск, мы улетаем на море». Отвечаю: «Море — это прекрасно, но как же подготовка к экзаменам?! «А мы найдем репетитора и подготовимся», — парирует мама. На ЕГЭ можно натаскать, но часто приличный балл не означает владение языком. Сдача экзаменов по билетам дает возможность порассуждать, высказать свое мнение, хорошо тренирует память. А сейчас многие дети надеются только на телефон».
Почему английский директор поцеловал амурчанке руку
«В Англии квартира, в которой должна была жить наша девочка, оказалась совсем непригодной. Я просила заменить жилье, но мне ответили отказом. Тогда я сама пошла по улице рядом с колледжем и стала искать жилье, которое сдается. И нашла. После этого случая директор Королевского колледжа на общей линейке поцеловал мне руку и сказал: «Светлана, ты научила меня работать». Я по-другому не могу: у меня же дети, за которых я отвечаю».
Возрастная категория материалов: 18+
Светлана Семеновна — великолепный, строгий, но справедливый педагог. Очень приятно читать материалы об учителях своей родной школы. НО! Буква «П» из аббревиатуры школы №5 исчезла еще в начале 2000-х. И с тех пор она выглядит так: МАОУ СОШ №5)))))
— Созидатель