Съедобный ремень, сирена-ревун и обезьяна: амурчанам показали артефакты из блокадного Ленинграда
ОбществоПочерневший и высохший кусочек хлеба, кожаный ремень, из которого делали котлеты, и уникальный экспонат, который практически невозможно найти в музеях — студень из столярного клея военных времен — могут увидеть все амурчане и гости региона. В Благовещенске впервые открылась посвященная блокадному Ленинграду выставка с экспонатами-свидетелями тех страшных лет. Познакомились с артефактами, которые впервые представлены в музее, и журналисты «Амурской правды».
Фото: Алексей Сухушин
Свидетели блокады
872
дня длилась блокада Ленинграда. Сегодня она признана массовым геноцидом советского народа
В зале Амурского областного краеведческого музея на втором этаже всего несколько витрин с экспозициями. Но на каждой — не только документы, картины и фотографии, но и предметы — настоящие артефакты времен блокадного Ленинграда. Щипцы и краги, с помощью которых жители осажденного города боролись с зажигательными бомбами. Игрушки, пережившие 892 страшных дня вместе со своими хозяевами. Буржуйка — спасение для квартир, оставшихся без отопления, воды и электричества.
Фото: Алексей Сухушин
— В наших залах, посвященных Великой Отечественной войне, есть комплекс, который знакомит посетителей с блокадой Ленинграда. Но выставку с таким огромным количеством экспонатов по этой теме мы проводим впервые, — объясняет специалист по экспозиционной и выставочной деятельности музея Марина Юрченко. — Узнав, что у детского технопарка «Кванторум-28» есть предметы из блокадного Ленинграда, мы предложили организовать совместную тематическую экспозицию.
Фото: Алексей Сухушин
— Мы уже несколько лет занимаемся темой блокады, рассказываем о ней школьникам. Но слушать хроники тех лет или изучать документы детям не так интересно: эмоции вызывают именно подлинные предметы того времени, — рассказывает директор детского технопарка Наталья Домашенко. — Они переносят нас в прошлое, дают возможность ощутить, что чувствовали люди в осажденном городе. После этого история воспринимается совсем по-другому.
Фото: Алексей Сухушин
Открыла выставку зампред правительства региона — министр образования и науки Амурской области Светлана Яковлева. Она напомнила присутствующим, что нация сильна своей памятью. И именно свидетельства войны тех лет не дают забывать о том, кому мы обязаны жизнью.
Голодные годы
В центре зала — витрина с кусочком блокадного хлеба. Он почернел от времени, но гораздо страшнее — историческая справка рядом. Норма хлеба для ребенка к концу 1941 года была всего 125 граммов в сутки. Такая же — для служащих и иждивенцев. Солдатам, которые сражались на передовой — по 500 граммов в день, рабочим горячих цехов — по 375 г, остальным труженикам — по 250 г.
Фото: Алексей Сухушин
Рядом — оригинальные карточки 1946 и 1947 годов. «Немногие знают, но карточная система не была отметена сразу же после снятия блокады, а действовала еще несколько лет», — говорит Наталья Домашенко.
Привлекает внимание посетителей и витрина с пищевыми суррогатами. Плитки столярного клея, который называли блокадным шоколадом, в голодные годы спасали людям жизни. Здесь же стоит уникальный экспонат, который не увидеть ни в одном музее страны — это студень из клея.
Сам клей сотрудники детского технопарка искали почти два года. А затем нашли и рецепт, который использовали ленинградцы. В технопарке разломали столярный клей на кусочки, замочили его на сутки и сварили на паровой бане, добавили специи. Затем застывший студень разрезали на кусочки и представили посетителям выставки.
Фото: Алексей Сухушин
Еще один экспонат — ремень из сыромятной кожи. По воспоминаниям жителей, именно такой считался наиболее вкусным: он был без красителей и более мягким, чем другие кожаные ремни. Его разрезали на куски, замачивали на несколько суток, затем варили, пропускали через мясорубку и делали котлеты.
Фото: Алексей Сухушин
Детская витрина
Фото: Алексей Сухушин
С этим детским платьем амурчане уже знакомы: «Амурская правда» описывала его необычную историю. Вещь принадлежала трехлетней Кате Анитовой. Сверток с платьем подготовили для нее при эвакуации из Ленинграда. Маленькую хозяйку успели вывезти до начала осады, а вот платье еще несколько десятилетий пролежало на чердаке одного из зданий города.
— Мы нашли Екатерину Сергеевну, встретились с ней и готовы были отдать ей платье, однако она попросила оставить экспонат в нашем музее. Учитель технологии из 28-й школы Любовь Ивановна Щербакова сделала выкройку, мы оцифровали ее и предложили амурчанам сшить это платье военных лет. И по всей области школьники, учителя, воспитатели детских садов делают сегодня такие платья для девочек и кукол, — рассказала Наталья Домашенко.
Фото: Алексей Сухушин
Рядом — старенькая матерчатая обезьянка. Это немецкая игрушка, которую выпускали еще до Великой Отечественной войны. Такая же хранится в Музее блокады Ленинграда в Санкт-Петербурге. Побывала ли именно эта обезьянка в осажденном городе, неизвестно, но точно такие же были у детей тех лет во время блокады.
А вот мишка, которой расположился на витрине ниже, точно пережил блокаду вместе со своей хозяйкой. Осада застала женщину уже во взрослом возрасте. И она до конца жизни хранила игрушку и свои детские рисунки. Они тоже представлены на выставке.
Фото: Алексей Сухушин
«Не бойся бомбы»
Привлекают внимание к еще одной экспозиции яркие плакаты. На них — информация о том, как нужно бороться с зажигательными бомбами, призывы не бояться, действовать решительно и быстро. Такие плакаты размещали на стенах домов. Фашисты хотели спалить город дотла. Самолеты раскидывали над городом тысячи зажигательных бомб, которые в воде, по воспоминанием ленинградцев, практически не гасли. Корпус у них был магниево-алюминиевый, внутри — «громовой студень», липкая пластифицирующая взрывчатка, которая очень активно горит и трудно тушится.
Фото: Алексей Сухушин
На полу — ящик тех лет с песком и две макеты бомб, которые сделали ученики детского технопарка. Рядом стоят щипцы. Во время осады с их помощью бомбы кидали на песок, где они и прогорали. Работали с щипцами в основном девушки и подростки: мужчины были заняты на более тяжелой работе.
Но как голодающие молодые люди могли их поднять, современному человеку понять сложно. Щипцы с трудом можно оторвать от пола, они очень тяжелые, высотой почти с человеческий рост. А ими нужно было еще удержать и перенести бомбу.
Фото: Алексей Сухушин
Дети и те, у кого таких щипцов не было, использовали асбестовые или кожаные рукавицы: краги. Такая же крага, наполненная песком, лежит рядом с ящиком.
Фото: Алексей Сухушин
— Это уникальный предмет, и песок внутри — тех лет. При пересылке нам предлагали высыпать песок, но мы хотели сохранить аутентичность экспонатов. Предполагаем, что такие «песочные подушки» использовали в случаях, когда ящика с песком не было. В этом случае крага, весит она, кстати, больше четырех килограммов, использовалась как мобильная подушка, которую подкладывали под бомбу, — объясняет директор детского технопарка.
Еще один интересный экспонат — сирена-ревун. «Такие стояли в каждом дворе: их использовали, когда начинался авианалет. Предупредали всех о том, что надо спускаться в бомбоубежище. Мы регулярно выезжаем с лекциями-выставками в образовательные учреждения, и это — один из любимых экспонатов: детям нравится раскручивать ручку», — добавляет Наталья Домашенко.
Страницы войны
Представлены на выставке книги, пережившие блокаду, а также издания, которые выпускались непосредственно в осажденном городе. Книги тоже помогали людям: сборники стихов поднимали боевой дух, а другие издания в буквальном смысле учили выживать. Например, брошюры «Как выращивать овощи в комнате», «Грибы и использование их в пищу».
Фото: Алексей Сухушин
Несмотря на то что выставка небольшая, экспонатов здесь немало. У каждого — своя история, порой уникальная. И лучше всяких слов они рассказывают о жизни осажденного города, о страшных судьбах и невероятной воле людей.
«Кобальтовая сеточка»
Фото: Алексей Сухушин
К 80-летию полного освобождения Ленинграда от блокады благовещенский детский технопарк заказал тематические конфеты. Внутри — отрывок письма краснофлотца к своей дочери, которую он просит не капризничать, и обещает за это после войны купить ей конфет и других сладостей. Рядом — чайная пара, украшенная известным орнаментом «кобальтовая сетка». Ее автор, Анна Яцкевич, пережила блокаду. По одной из версий, мотивом рисунка стали ее воспоминания: заклеенные крест-накрест окна и свет прожекторов в небе, которые подсвечивали вражеские самолеты для зениток.
Выставка будет работать до 4 марта. Ее можно посетить в дни работы музея, а если вы захотите стать участником экскурсии, необходимо обратиться в экскурсионный отдел.
Время, чтобы познакомиться самим и познакомить с настоящей историей своих детей, у амурчан еще есть.
Комментарий
Светлана Яковлева, зампред правительства Амурской области, министр образования и науки региона
Фото: Алексей Сухушин
— Сложно переоценить значимость этой выставки. Живых свидетели блокады практически не осталось, а историю сегодня пытаются переписать, навязывая нам обесценивание подвига людей того времени. Мне про блокадный Ленинград рассказывала мама. Она была на экскурсии в этом городе и привезла оттуда маленькую книжку – дневник Тани Савичевой. Я пронесла память о блокаде через школьные, студенческие годы, рассказывала о подвиге советских людей своих детям, а теперь — внукам. И надеюсь, что наше новое поколение не предаст забвению эти страшные, но важные страницы нашей истории. Такие выставки дают нам самое главное — возможность помнить, благодаря кому сегодня мы живы. Я благодарю Амурский институт развития образования и лично Наталью Александровну Домашенко, которая по крупицам собирает эту историю. Ленинград далек от нас во времени, а Санкт-Петербург — на большом расстоянии, но все это — наша история.
***
Как старинное платье объединило блокадный Ленинград и Амурскую область
Благовещенские кванторианцы передали «Автобусу Победы» клей для студня из блокадного Ленинграда: 70-граммовая плитка прибыла в Приамурье из Белоруссии
Амурчане бесплатно получат конфеты «блокадного» Ленинграда
Благовещенские школьники сварили блокадный студень из клея
Возрастная категория материалов: 18+
Фото: Алексей Сухушин
Амурская правда
от 27.01.2024
Добавить комментарий
Комментарии