Фото: «Амурская правда»Фото: «Амурская правда»

По этой палубе бегали и мэры, и губернаторы

Прогулки по бронекатеру — это целая эпоха. На его палубе выросло не одно поколение амурчан. Хотя бы раз в детстве на него вскарабкался каждый благовещенец, и многие стали достойными людьми — врачами, учителями, военными.

Не удивлюсь, если в числе тех, кто бегал по его броне, есть и мэры, и губернаторы. Ну а как пройти мимо, бронекатер — это же живая история. Сам грешен — любил постоять на носу. Виды оттуда, скажу я вам…  И тут же с замиранием сердца следил за непоседливой малышнёй.

Есть «Аврора» в Санкт-Петербурге, во Владивостоке на Корабельной набережной открыта для посетителей подводная лодка, в Иркутске — целый ледокол. Чем мы хуже?

Пару лет назад с бронекатера упал ребенок. Поэтому надо закрывать. Не те времена, чтобы оставлять такие реликвии без присмотра и пускать их судьбу на самотек. Сегодня с бронекатера кто-нибудь упал, а завтра какой-нибудь недоумок раскрасит его поверхность похабщиной. Так что решение во всех отношениях правильное, однако вопросы всё-таки остаются.

Экскурсия без риска для жизни

Вся история Приамурья — это история флота. По реке шло освоение новых земель, по реке проходила линия обороны в годы Второй мировой войны.

Областной центр нуждается в хорошем флотском музее, который мог бы рассказать массу интересного. Желательно на базе какого-нибудь списанного, но добротного, сохранившего внешний лоск и техническую начинку корабля.

Чтобы каждый желающий мог без опаски для здоровья и жизни вполне официально взойти на обветренную палубу, покрутить штурвал на капитанском мостике, посмотреть в морской бинокль, спуститься в трюм и познакомиться с исторической экспозицией.

В качестве аналогии — артиллерийский полукапонир в районе городского парка. Такие объекты десятилетиями находились на консервации и медленно приходили в запустение. Благодаря ДВОКУ полукапонир восстановлен, приведен в порядок, насыщен соответствующей начинкой и в дни работы никогда не пустует.

Это действительно интересно и здорово, когда можешь своими руками потрогать историю, постоять под сводами подземного каземата и прочувствовать ощущения, с которыми жили и служили защитники государственных рубежей. Словами такое не опишешь.

У нас есть Аэрокосмический музей и «Автобус Победы», которые так же пользуются большой и заслуженной популярностью — людям это интересно. История амурского флота, в этом плане пока недостающее звено, её тоже хочется познавать не только по учебнику, но и воочию. Спуститься в трюм или подняться на палубу — значит,ощутить себя её частью.

В конце концов есть «Аврора» в Санкт-Петербурге, во Владивостоке на Корабельной набережной открыта для посетителей подводная лодка, в Иркутске — целый ледокол. Чем мы хуже?

Вторая жизнь вместо переплавки

Даже если корабль-музей окажется более современным, чем его исторический собрат — наш родной бронекатер, не страшно. Важна атмосфера и уважение. Мы ведь часто говорим — запретить легко, так давайте поищем альтернативу. Боюсь только без вмешательства властей города и региона столь масштабный вопрос не решить, тут на одном энтузиазме не уедешь.

Зато в плане содержания, думаю, проблем не будет. У нас дислоцируется целый филиал морского университета имени Невельского, плюс Амурское погрануправление, а еще ветераны флота и просто неравнодушные. Дефицит экспонатов и информации нам точно не грозит. Рассказать будет о чём.

Зато отдачу от такого проекта не измерить никакими издержками. У нас единицы знают, в честь кого названа улица Воронкова. А ведь Герой Советского Союза Максим Воронков — командир Зее-Бурейской бригады Амурской речной флотилии, которая сыграла ключевую роль в войне с Японией.

Корабли под его командованием высадили на вражеский берег 23 тысячи десантников, перевезли 120 тысяч тонн боеприпасов, больше 400 орудий и минометов, почти 300 танков и бронемашин, полторы тысячи автомобилей. Корабли бригады участвовали в освобождении Сахаляна, Айчуня, Фугдина. 

Ну как — интересно? А ведь это всего лишь эпизод. Это ли не повод по-настоящему увековечить и наглядно обо всём рассказать. И не только об этом.

В новостях часто говорят про обновление армии, в военно-морской флот и пограничную службу приходят корабли нового поколения. Значит, старые экземпляры списываются, идут на металлолом. Думаю, государство не обеднеет, если какой-нибудь флотский «ветеран» избежит переплавки и получит вторую жизнь на вечной стоянке.

Кстати

Надо отметить, что моя идея не нова. Сам знаменитый бронекатер, прежде чем занять почетное место на постаменте, проделал большой путь. Вопреки официальной версии, он не участвовал в форсировании Амура и в войне с Японией. Да, он родной брат-близнец бронекатеров Зее-Бурейской бригады, но воевал на Западе, участвовал в штурме Берлина.

В Амурскую область он прибыл только в 70-х годах прошлого века и сначала использовался в качестве учебного корабля в Свободненском клубе юных моряков. Несколько лет назад мне об этом рассказал Иван Максимович Сердюк — ветеран войны, который лично доставил этот бронекатер на Дальний Восток.

Жизнь и судьба амурского бронекатера: где воевал знаменитый корабль с благовещенской набережной

 

Возрастная категория материалов: 18+