Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №25 (29120) от 26 июня 2024 года
Издается с 24 февраля 1918 года
3 июля 2024,
среда

Белорусские каникулы

Белорусские каникулы / Три майские недели я прожил в маленьком белорусском городке Щучине. Это западная Беларусь, которая до 1939 года входила в состав Польши. Здесь часы жизни идут чуток иначе. Тем они и интереснее.


Три майские недели я прожил в маленьком белорусском городке Щучине. Это западная Беларусь, которая до 1939 года входила в состав Польши. Здесь часы жизни идут чуток иначе. Тем они и интереснее.

В Синеокую билеты раскупают

Фото: Александр Ярошенко

Беспересадочный вагон Москва — Гродно отчалил от Белорусского вокзала столицы поздним дождливым вечером. По этому маршруту по четным числам ходят два беспересадочных вагона — купе и плацкарта. За пару недель до поезди ни одного купейного места в продаже не было, мне досталась уже забытая верхняя полка плацкарты.

Соседками оказались ушлые москвички, которые не понять в какой раз ехали укреплять здоровье в белорусский санаторий. Из их оживленного разговора понял, что дамы давно в материале. Про курорты Беларуси знают много и подробно. Понял, что москвичи в санатории синеокой «ныряют» часто и густо. Соотношение цены и качества — выше всех похвал.

Крошечная станция Рожанка, на ней поезд притормаживает всего на пару минут. От нее до «моего» городка пять минут на такси. На дворе зеленел май, желтые рапсовые поля сливались с пронзительно синим небом. Буйно цвели высоченные каштаны. Аисты, красота и тишина. Тишина, такая пасторальная, малоэтажная, отличительная от нашей.

Пряничный город

Фото: Александр Ярошенко

Щучин — это районный центр, примерно 15 тысяч жителей. Идеальная чистота во всем и везде, помноженная на идеальный порядок.

Городок — такой настоящий белорусский, колоритный, пряничный. Его не стерли с земли бомбежки Второй мировой войны, поэтому сохранилось много панских домов. Так здесь называют польские постройки.

— Город наш очень похож на маленькие городки Польши. Там такой же примерно уклад житя, — поясняла мне продавщица одного из магазинов.

Фото: Александр Ярошенко

Католический костел и православный храм находятся аккурат через дорогу друг от друга. Живут веками мирно и по-Божьему. Так, как и подобает христианам.

Фото: Александр Ярошенко

Заметил, что в костеле народу больше, чем в православной церкви. Католические службы красивые, служатся на польском языке. На стенах — динамики, песнопения разносятся далеко и громко.

Матка Боска!

Не могу не рассказать про магазины, перед которыми, как и перед смертью, все равны.

Беларусь — это вкусно! Очень вкусно. Даже для меня, с моими вечными диетами… Скажу вам по секрету, что белорусские продукты, которые продают у нас, это не одно и то же, что можно купить в самой республике. Подвоха нет, все просто и понятно. К нам везут еду длительного хранения. То, что короткого срока реализации, часто бывает самым нежным, деликатесным и даже изысканным.

Какие там йогурты, молочные десерты, сыры, творожки, блины с начинкой, вареники и пельмени! А колбасы! От нежнейших и диетических до серьезного, ароматнейшего сырокопчения. Свиные, говяжьи, из курицы и индейки. С черносливом, сливками и прочей неописуемой вкусностью.

«Матка Боска!» — так говорят в Щучине.

В республике сохранили все самое лучшее от советской жизни и приумножили все это современными европейскими технологиями. Продукция выпускается по жесточайшим ГОСТам, да, именно ГОСТам, а никаким самодеятельным техническим регламентам. 2024й в Беларуси объявили Годом качества.

Бросается в глаза невероятный ассортимент трикотажа, изделий из льна, национальной косметики. Много стильной мужской одежды, вся — местного производства. А девочкам разгуляться в море шопинга сам Бог и белорусский производитель велел.

В республике сохранили все самое лучшее от советской жизни и приумножили все это современными европейскими технологиями.

Щучинцы, как в том анекдоте, народ баловной. Часто колбасу покупают в одном магазине, мясо — в другом, яйца — в третьем, а за бульбой и луком спешат в четвертый. Тонко считая, что там подешевле, а здесь вкуснее. Кстати, белорусы умеют считать деньги. Высокую по российским меркам зарплату здесь найти не просто. Сложнее, чем в России.

Много продается российских товаров и лекарств. Большинство импортных брендов не ушли из республики. Политика, как восток, — дело тонкое…

Везде и всюду принимаются российские карты «МИР», обменять наши рубли на белорусские — проще простого. Цены? Что-то сродни нашим. Добрая треть товара (по моим ощущениям) дешевле. Например, десяток яиц эквивалентен по цене 110 российским рублям.

Европа едет в Беларусь

Фото: Александр Ярошенко

Поучить сегодня визу в Евросоюз для белорусов непросто. Но правительство республики для граждан Европы оставило безвизовый въезд. Мудрейшее решение.

Поляки, латыши, литовцы валом валят в соседнюю республику. Им очень выгодно покупать белорусскую вкусноту, лекарства, бензин. Многие лечатся в белорусских санаториях, едут к здешним дантистам, и вообще медицинский туризм очень развит.

К примеру, поменять тазобедренный или коленный сустав для латыша или поляка в Беларуси намного дешевле, чем дома. А качество медицины на порядок выше.

Еще про гроши. Любят здесь вражеский доллар. Считается хорошим тоном с получки и даже с пенсии купить немного «зелененьких». На всякий черный непредвиденный день.

Любой фельдшер скорой помощи за несколько минут войдет в республиканскую медицинскую базу данных и увидит все ваши анамнезы, аллергии и прочие патологии. 

Медицина здесь на уровне. Не поленился, зашел на сайт Щучинской ЦРБ. Районная больница, а здесь работают кардиолог, гастроэнтеролог, эндокринолог и даже психотерапевт.

Многим нашим малым городам до такого бежать и мечтать! Вся медицинская помощь для граждан Беларуси бесплатная! Россиянам бесплатно помогут только в жизнеугрожающих случаях. Все остальное — платно.

Во всей медицине давно и надежно работает электронный документооборот. Любой фельдшер скорой помощи за несколько минут войдет в республиканскую медицинскую базу данных и увидит все ваши анамнезы, аллергии и прочие патологии. Все, как и должно быть в ХХI веке!

Здесь часы идут иначе…

Фото: Александр Ярошенко

Менталитет!.. За три недели жизни в этом городке я три раза слышал на улице мат. Черноротились подростки, но не похабно, а так, от гормональной дури. Между собой. Не видел на улице ни одну курящую женщину. Ни единую! Не видел покупных губ и купленных зубов цвета бабкиного унитаза. Мало молодежи, разукрашенной пестрыми татухами. Она есть, но ее намного меньше, чем у нас.

Белорусы называют себя «помаркованными» — значит, спокойными, степенными, без бурных эмоций.

Здесь не знают и даже не понимают, что такое вандализм.

— Разве так можно?! 

— У мене соседи сваруются (ругаются. — Прим. авт.) часто! Так вони воду включают на всю катушку, чтобы меньше слышно было, — делилась прозой жизни одна из бабулек.

Здесь не знают и даже не понимают, что такое вандализм! Искренне удивлялись моим рассказам о наших «купаниях» в фонтанах, периодическом разгроме ледовых фигур, памятников, остановок и лавочек.

— Разве так можно?! — восклицали белорусы.

Память о минувшей войне здесь свята и даже сакральна. Фашисты зверствовали в Беларуси страшно. Вдумайтесь: 216 деревень повторили нечеловеческую судьбу Хатыни. Их сожгли вместе с жителями. В центре Щучина стоит обелиск в память о погибших в той адской войне. Под ним братская могила, в которой захоронены несколько сотен несчастных.

Фото: Александр Ярошенко

9 мая памятник утопал в венках, живых цветах и плачущих воском свечах. Я дней десять проходил мимо обелиска — никто не тронул ни единого цветочка, не опрокинул лампаду. Люди часто подходили к памятнику, заботливо меняли воду в вазонах, а вечерами зажигали лампады.

Мы живем иначе. Нет года, чтобы в малолюдном Приамурье не осквернили кладбище. Когда я говорил об этом в Беларуси, многие не верили. Недоуменно спрашивали: «Как же так можно?! У нас такое исключено…»

А у нас — нет. К сожалению.

«Хрущевки»-красавицы

Фото: Александр Ярошенко

В республике нет управляющих компаний, которые живут на наши деньги и как хотят и как могут управляют нашими многоэтажками. В республике всем эти занимаются старые добрые ЖЭКи. Есть единый телефон, по которому принимают всю жилищно-коммунальную неурядицу. И оперативно ее устраняют.

Большинство советских домов дома выглядят как открытки. Капитально отремонтированы, с новыми крышами и свежими фасадами. Я первое время часто не узнавал родные «хрущевки». Они после ремонта смотрятся нарядными барышнями, со стильными, покрашенными в единый цвет балконами. С полностью замененной инженерией.

Чего мне в Беларуси не хватало? Овощей и фруктов. Да, даже по нашим, дальневосточным, меркам этого добра здесь маловато. Уверен, что нас ждет то же самое, если наши власти начнут массово перекрывать кислород мигрантам, которые нас овощем и фруктом накормили. Нет, здесь в продаже есть все самое необходимое, но не без приятного выбора и уже привычного разнообразия.

Агрессии — ноль

Беларусь — это минимальная преступность. В воздухе ноль агрессии. Просто ноль. Тут редкие алкаши и те с налетом интеллигентности. В маленьком Щучине видел двоих с пропитыми чугунными лицами. Робко жались в стороне возле одного из магазинов. Давили «косяка» на окружающих в надежде, что кто-то подаст рублик на «лечение» души.

В Гродно ко мне однажды подрулил мужик лет 45-ти, запойного вида, со свернутым набок носом.

— Дай 43 копейки. Я тебе за это могу стишок рассказать, — по-детски промямлил запивоха.

— А станцевать сможешь? — не удержался я.

— Не, сил, нет, — честно признался он.

За честность и простодушие он был вознагражден полновесным белорусским рублем.

Беларусь — это минимальная преступность. В воздухе ноль агрессии. 

В республике два государственных языка: белорусский и русский. Белорусскую речь слышал редко, часто говорят на трасянке — смеси белорусского и русских языков.

Для меня здешняя мова приятная, теплая и в большей части понятная. Поэтому вечерами часто включал канал на белорусском языке и радовал слух и душу.

…Советы — дело крайне неблагодарное. Но решусь. Съездите в Беларусь. Вы вернетесь с чувством, что побывали в гостях у брата. Родного и любимого.

Справка АП

Щучин — город в Гродненской области, до областного центра Гродно — 57 километров. Основан в 1537 году, в 1812-м был захвачен французами. Работает завод «Автопровод», фабрика по выращиванию шампиньонов и молокозавод. В городе есть большой стадион и крытый бассейн. Здесь с 1939-го по 1994 год базировался один из крупнейших в Советском Союзе авиаполков. На въезде в город стоит памятник истребителю МиГ-25.

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Неоднозначная ситуация у Весов: гороскоп для всех знаков зодиака на 3 июляСоветы
В дома потребителей из Тындинского и Сковородинского округов вернулся светОбщество
В Магдагачинском округе в ДТП погиб 13-летний подростокПроисшествия
83 амурчанина пройдут стажировку в федеральных ведомствах и госкорпорациях по проекту «Время героев»Общество
Житель Райчхинска попытался на спор с женщиной переплыть озеро и пропалПроисшествия
Амурские борцы завоевали одну медаль на международных играх «Дети Азии» в ЯкутскеСпорт

Читать все новости

Общество

В дома потребителей из Тындинского и Сковородинского округов вернулся свет В дома потребителей из Тындинского и Сковородинского округов вернулся свет
«Судьбы ветеранов — это наша история»: в Приамурье отметили День ветеранов боевых действий
83 амурчанина пройдут стажировку в федеральных ведомствах и госкорпорациях по проекту «Время героев»
На новую площадку для отдыха и спорта в Зее уйдет три месяца и свыше семи миллионов рублей
Свыше семи тонн крышечек передали амурчане на завод по переработке пластика в Белогорске
Система Orphus