Фото: amurobl.ruФото: amurobl.ru

«Мы давно общаемся и дружим с Китаем»

Поворот на Восток и сотрудничество с Китаем — в России это главная тема последних санкционных лет. И приграничная Амурская область — в авангарде социально-экономического сотрудничества со своим соседом.

— После вступления в должность президента Владимир Путин первую зарубежную поездку совершил в Пекин, в Поднебесную, что говорит безусловно о самом высоком уровне взаимодействия России и Китая, — отметил журналист и поинтересовался у Василия Орлова: — Как это сказывается на Амурской области? Что в регионе меняется в последние два года — в связи с, конечно же, прессом западных санкций. Это же стимул для вас?

— Действительно, на Амурскую область возложена дополнительная ответственность, — констатировал губернатор. — У нас самая продолжительная граница с Китаем — 1200 километров проходит по территории нашей области. Два города — Благовещенск и Хэйхэ — расположены друг напротив друга. И у нас накоплен огромный багаж знаний, компетенций во взаимоотношениях с Китаем. В наших школах учат китайский язык, в Хэйхэ — учат русский в школах. Налажена межвузовская коллаборация, бизнес. Мы с Китаем давно общаемся и дружим. В том числе поэтому президент принял решение о создании Центра компетенций российско-китайских отношений в Благовещенске. Он будет располагаться на базе конгрессо-выставочного центра, который сегодня уже проектируется. На «Золотой миле», на берегу Амура, строится уникальная канатная дорога между Россией и Китаем, в следующем году мы ее сдадим. Рядом планируется построить две гостиницы и музей российско-китайской дружбы.

Что предложить китайскому туристу

По словам Василия Орлова, последние годы растет торговый оборот с КНР, увеличивается туристический поток, развивается международная инфраструктура.

— Уже построен мост через Амур, там же ведется строительство полноценного пункта пропуска: я рассчитываю, что осенью по нему можно будет перемещаться и пассажирам. Увеличится и грузовой оборот, — рассказал глава Приамурья. — Строится новый международный терминал аэропорта, в прошлом году там построена вторая взлетно-посадочная полоса, которая позволяет принимать все типы воздушных судов. Это тоже отразится на развитии туризма. Потому что мы с нашими китайским партнерами просчитываем варианты, как китайскому туристу переместиться из Пекина в Москву. Сегодня это можно сделать напрямую на самолете, а можно через Амурскую область: посетив город Хэйхэ, переехав по канатной дороге в Благовещенск, посмотрев космодром Восточный, а после этого улететь в Москву, Санкт-Петербург или любой другой город России.

Говоря о развитии туризма, губернатор акцентировал: у Амурской области особый акцент на туризм — при поддержке федеральных властей и китайских партнеров. Это направление является одним из семи приоритетов, отраженных в стратегии экономического развития Амурской области.

— Конечно, нас немного придержал коронавирус — были очень жесткие ограничения, поэтому туристический траффик опустился в ноль. Но сейчас мы видим, что он восстанавливается и уже превосходит допандемийные цифры. По плану, регион будет ежегодно принимать до 1 миллиона 200 тысяч китайских туристов, — сообщил Василий Орлов. — Но значение имеет не только их количество, но и качество: платежеспособность, заинтересованность в посещении тех или иных объектов. В Амурской области есть что посмотреть: это и космодром, и объекты промышленного туризма: ГЭС, заводы Газпрома и Сибура. У нас прекрасная природа! И все это в коллаборации интересно китайским туристам. Но мы верим и в российского туриста, к нам часто приезжают гости из других регионов. Конечно, в этой связи требуется дополнительное развитие гостиничного комплекса: несколько четырех- и пятизвездочных гостиниц запланировано построить на «Золотой миле». Инвестор найден, ведется проектирование и, надеюсь, в течение двух-трех лет они будут построены.

Экономика: от газохимии до культуры

На вопрос, какие сферы привлекательны для китайских инвесторов, амурский губернатор ответил, что у региона большой набор совместных с Поднебесной проектов.

Фото: пресс-центр СИБУРа. 

— Например, у нас в городе Свободный строится Амурский газохимический комплекс — его возводит СИБУР. И значительную роль в этом играет китайская компания Синапек, которая является и соинвестором, и соучредителем проекта. Канатная дорога — тоже совместный проект, без китайского участия она была бы невозможна, — подчеркнул Василий Орлов. — Большое количество проектов в гуманитарной сфере— мы проводим порядка 200 мероприятий совместно с Китаем. Это и традиционная Российско-китайская ярмарка культуры и искусства, которая длится все лето, гастрофестиваль, зимний фестиваль на льду Амура — мы совместно с китайскими друзьями играем в хоккей, проводим авторалли. И каждый год количество таких активностей все больше и больше. Действительно уровень взаимопроникновения экономики и культуры очень высокий. И все это, на мой взгляд, благодаря уникальном опыту, накопленному за годы дружбы и работы с Китаем.

«Задача — оставить сою в регионе и переработать»

Еще одна важная тема интервью — развитие сельского хозяйства.

— В Амурской области АПК стал одним из драйверов развития. Как это удалось и как так замечательно получается развивать эту отрасль, — поинтересовался тележурналист.

— Да, сельское хозяйство — один из приоритетов стратегии социально-экономического развития. У нас за последние пять лет вдвое вырос вклад в ВРП от сельского хозяйства — до 100 миллиардов рублей в 2023 году, — сообщил глава аграрного региона. — У нас значительно увеличился объем и урожайность продукции растениеводства, бизнес активно вкладывается в переработку и строительство молочных ферм. На мой взгляд, важнейшим условием для прихода инвестиций в эту отрасль стали ограничительные решения Минсельхоза России — введение вывозных пошлин на сырье. В частности, на нашу главную культуру — сою. Благодаря этому потенциальные инвесторы, которые заходят сейчас в регион, обеспечены сырьем. В частности, у нас строится перерабатывающий завод компании «Содружество», который ежегодно будет перерабатывать миллион тонн соевых бобов в год.

Фото: архив АП. 

Для сравнения: в прошлом году валовый сбор составил 1 миллион 560 тысяч тонн, в позапрошлом — 1 миллион 600 тысяч. Это очень хорошие результаты, и мы рассчитываем выйти на 2 миллионов тонн и понимаем, как этого добиться. Но ключевое — нам надо эту сою оставить в регионе и переработать: чем глубже, тем лучше. Предприятие активно строится и урожай 2026 года будет перерабатываться уже на этом заводе.

«Развитие БАМа недооценить нельзя»

В год 50-летнего юбилея Байкало-Амурской магистрали журналист коснулся расширения Восточного полигона и бонусов от этого для региона.

— Здесь напрямую корреляция с санкциями, — объяснил Василий Орлов. — У нас пять лет назад пропускная способность Восточного полигона по территории Амурской области — это Транссиб и БАМ — составляла 120 миллионов тонн. Последние годы по поручению президента велась масштабная стройка. В этом году пропускная способность — уже 180 миллионов. Задача к 2032 году — обеспечить 270 миллионов тонн. И это все за такой относительно короткий исторический промежуток. Что такое железная дорога для Амурской области? Транспортная логистика — это она из ключевых отраслей. Но РЖД — это еще и 20 тысяч работающих и 8 миллиардов рублей налогов ежегодно. Это крупнейший налогоплательщик в регионе. Соответственно: если увеличится пропускная способность и будет больше грузов, мы получим прямой эффект с точки зрения рабочих мест и налоговых отчислений.

Фото: Алексей Сухушин. 

Губернатор акцентировал: развитие БАМа — это еще и развитие Тынды и населенных пункты вдоль трассы.

— И освоение месторождений, прилегающих к БАМу — их достаточно много и разрабатывать их невозможно без развития Бама и Трассиба. Поэтому значение РЖД и Восточного полигона недооценить для Амурской области невозможно, — подчеркнул Василий Орлов.

«Борьба с пьяными водителями: нужны не только штрафы, но и общественный контроль»

Во время интервью ведущий вспомнил страшное ДТП на улице Василенко в Благовещенске, унесшее жизни пяти человек. За рулем смертельной иномарки был пьяный водитель.

— Какая работа идет на законодательном уровне, чтобы ужесточить меры к таким виновникам. Я знаю, что вы решили внедрить механизм поощрений за сообщения о пьяных за рулем? — поинтересовался журналист.  

— Через Законодательное собрание мы направили в Госдуму инициативу по ужесточению ответственности водителей за пьяную езду: это и увеличение штрафов: сегодня он 30 тысяч рублей — до 300 тысяч. Это и арест автомобиля, как залог об оплате этого штрафа, причем независимо от того, принадлежит он тому, кто им управлял или другому лицу. Автомобиль будет стоять на штрафстоянке до тех пор, пока не будет выплачен штраф, — рассказал глава Приамурья. — Еще одна важная тема — увеличение срока по лишению водительских прав. И третье — эксперимент по поощрению граждан за сообщение о нетрезвых за рулем. Я знаю, что в некоторых регионах тоже подобные решение были приняты. Сегодня мы получаем в бюджет от ареста пьяного водителя штраф в 30 тысяч рублей. Но мы заинтересованы не в этих деньгах, а в том, чтобы таких нарушений не было совсем. Мы предложили амурчанам получить вознаграждение за сообщение о пьяном водителе — в том случае, если эта информация приведет к остановке и аресту этого водителя. Надеемся, что мера будет работать. Я уверен, что важнейшим элементом борьбы с пьяными водителями являются не штрафы и наказания, а общественный контроль.

Возрастная категория материалов: 18+