• Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин

Уборочная со слезами на глазах

Путешествие по югу Амурской области в сентябре не балует сменой пейзажа – за окном автомобиля мелькают скошенные поля, где колосился ячмень, их сменяют зеленые бескрайние просторы с дозревающей соей. Из зернового Тамбовского округа – в Константиновский район, не менее аграрный и с той же картиной за окном. Но недалеко от села Коврижка на ярком солнце вдруг сверкает золотым блеском лежащий на земле урожай – здесь идет уборочная лука, который третий год выращивает крестьянско-семейное хозяйство «Пчела». На полях стоит крепкий аромат, который даже режет глаза. «Можно на лечение простуды сюда отправлять», — шутят фермеры.

В этом году к уборочной закупили новую технику и оборудовали хранилище на 200 тонн с системой вентиляции. 

Два трактора идут по полю след в след, оставляя за собой дорожку из крупных луковиц. Из первого спрыгивает нам навстречу Юрий Шелихан – фермер в третьем поколении. Основал хозяйство его дедушка Василий Иванович, а главой сейчас является отец Николай Васильевич – оба его сына тоже остались «на земле». По их стопам пошел и младший Шелихан – сын Юрия, Максим.

«Весна была очень мокрая, поэтому и посевную провели позже»

Первой по полю идет косилка ботвы, следом – копалка, которая очень «нежно» толкает луковицы лепестками, чтобы не повредить их. Фото: Алексей Сухушин

Погожие деньки дают поработать вволю, а старт работ дал сам сочный овощ: как только ботва ложится набок, значит – лук дозрел. Пора!

Чтобы не отвлекать от уборочной, общаться приходится в процессе – прямо в работающей технике.

— В этом году начали убирать лук позже, чем в прошлом. Весна была затяжная, поэтому и посевную провели позже, зерновые тоже не сеялись — было очень сыро, ждали, когда земля подсохнет, — поясняет Юрий Шелихан, одновременно следя за работой косилки позади трактора.

Приходится быть максимально внимательным – из-за неровностей почвы косилка то не дорезает ботву, а то наоборот — ранит торчащие из земли луковицы. Поэтому регулировать уровень приходится вручную. Если луковица залетает в межу перед колесами, фермер жмет на клаксон, чтобы работник убрал с пути урожай.

— И давно вы на этой технике?

— Третий день, — смеется Юрий. — Мы в этом году специально купили косилку. Видите, она «ветром» поднимает ботву и срезает ножами, а затем измельчает ее. В прошлом году убирали ботву ручной косилкой, но она полегший лук не берет. Сортировка потом занимает много времени.  И стало очевидно — без специальной техники никак. Удовольствие не дешевое, конечно, но такой закон: если есть тарелка, нужна ложка. Палочками так не поешь.

Лук как альтернатива сое

Фото: Алексей Сухушин

Созданное еще в 90-х хозяйство «Пчела» начиналось с меда, занимались фермеры зерновыми и соей. Сегодня им отдана большая часть из 1 600 гектаров посевных площадей. Все мужчины в династии Шелихан — агрономы. По цепочке передают друг другу азы земледелия и трудятся рука об руку. Сменить вектор и «пойти в лук» было идеей Юрия Шелихана.  

— Дело в том, что у нас 80 процентов площадей попадает под затопление в годы наводнений. И понятно было давно, что нужна какая-то резервная культура – чтобы было чем заниматься в годы наводнений, — рассказывает Юрий Шелихан. — Нельзя все яйца складывать в одну корзину. Разные были идеи, даже думали поставить завод и заниматься пивоварением. Но как-то нам принесли рассаду лука, мы посадили в огороде и вырастили крупный лук. Мне стало интересно – а можно ли его вырастить в поле не из рассады, а из семян? Зима была, много свободного времени, и я всерьез занялся изучением этого вопроса. И пришел к выводу, что у нас климатические условия подходят, мы можем выращивать лук в промышленных объемах. Так и начались «пробы пера» – сначала на своем огороде, а потом в поле.

Нет конкуренции и есть спрос

Фото: amurobl.ru

Первый опыт в поле был очень удачный – тогда сын Юрия, студент ДальГАУ Максим, с дедушкой Николаем Васильевичем приехали на совещание, которое проводил губернатор Василий Орлов и угостили своим урожаем главу региона. На следующий год фермеры в два раза увеличили посевные площади, тогда в поля по приглашению аграриев приехал губернатор. Ну а в этом году засеяли сочным овощем уже четыре гектара. Под лук выбрали участки, которым не угрожает вода.

— Почему не картошка, например? – спрашиваю фермера.

— Ей все занимаются, да и много минусов — картошка боится морозов, зеленеет на солнце, боится осадков. А луком никто не занимается, то есть конкуренции нет. Урожайность картофеля с одного гектара – 200 центнеров, а лук можно разогнать до 100 тонн – представляете разницу? Сами видите, как лежит лук – чистенько, аккуратно, — поясняет свой выбор Юрий Шелихан. – У нас не только Дальний Восток, страна в целом сильно луком не занимается. На нашем рынке китайский и узбекский лук, еще Поволжье сеет. 50-я широта – это край, где может расти лук, а дальше, от 60-й, он не получается. Выходит, Амурская область и есть этот «край». Те, кто занимаются луком, находятся далеко. Его «съедает» логистика, так как на продукцию ложится доставка. А у нас нет этого. Еще один плюс – есть спрос на продукцию.

Полив на благо урожайности

Употреблять ботву лука в пищу нельзя – поля обрабатываются от сорняков, и в пере могут сохраниться остатки препаратов.​ Фото: Алексей Сухушин

4

гектара отдали под лук в этом году в КСХ «Пчела», всего фермеры выращивают три сорта лука

Как водится в сельском хозяйстве, любой путь без протоптанной дорожки возможно пройти только методом проб и ошибок. Потому семью Шелихан смело можно назвать экспериментаторами. В прошлом году фермеры пришли к выводу, что хорошей урожайности можно добиться только с поливом. Одно из полей в 2023-м разместили на песчаной почве, и после засушливого лета урожай там оказался мизерным. Зато со второго гектара — на пойменном участке — получили 40 тонн отборного лука.

Учтя этот опыт, в эту посевную на трех гектарах из четырех пробили скважины и «бросили» ленточный полив. Кстати, на это фермеры планируют получить поддержку регионального минсельхоза – сейчас собирают документы для этого. Через систему можно добавлять в почву и микроэлементы. Конечно, полив работает в комплексе и с другими факторами: удачные сорта (их у «Пчелы» три), правильная обработка и так далее. Но, по словам фермера, результат от этого решения налицо.

— Урожай отличается: там, где есть полив, лук намного крупнее, — отмечает Юрий Шелихан.

Как говорят любители этого овоща, лук из Коврижки очень отличается по вкусовым качествам от привычного амурчанам привозного.​ Фото: Алексей Сухушин

— А я вот, как хозяйка, не люблю крупный, — признаюсь фермеру.

— Ну конечно, у потребителя запрос разный, — смеется Юрий Шелихан. – Такой крупный лук рассчитан на промышленную переработку. У нас в районе есть местное предприятие, занимается мясными полуфабрикатами, они уже мне заказ предварительный сделали: больше тонны в неделю. Конечно, нам удобно работать с крупными предприятиями. Лук наш охотно берут школы и детские сады, Амурский казачий колледж. Ну и простых жителей не обидим.

В этом году на уборочной побывал и зампред амурского правительства, министр сельского хозяйства Олег Турков. По его мнению, амурский лук должен «отбить» все магазинные полки у привозного овоща.

— Всю область накормить, конечно, для нас слишком амбициозная задача. Но юг постараемся. Только урожайность нужно поднять. Набираемся опыта потихоньку: понимаешь со временем, как надо, — говорит Юрий.

Выкопать, сушить и хранить

Фото: Алексей Сухушин

Сейчас в хозяйстве собрали целый автопарк под новую культуру. Кроме новой косилки, в уборочной лука в этом году участвует и специальный комбайн.

Успеть за шесть часов

У каждой культуры свои особенности: лук нужно выкопать в течение 6 часов после срезания ботвы, и не позже. Фото: Алексей Сухушин

— Технология такая: после срезания ботвы в течение шести часов нужно выкопать лук. Ну а потом он около недели лежит на поле – шейка должна полностью высохнуть. Зеленой массы много, много влаги, в куль если положить – «загорится» (то есть сопреет. — Прим. ред.), — поясняет Юрий Шелихан. — Если дождь пройдет на выкопанный лук — ничего страшного, даже мороз до минус 2 градусов не страшен. Сейчас выкопанный лук будет наращивать свои «одежды», до трех чешуек. А если собрать его мокрым, то в шейку попадет инфекция: долго такой лук храниться не будет. При разрезании вы увидите, как изнутри он становится мягким, это значит, инфекция проникла. А если срезать ботву и лук в земле оставить, начнется его повторное прорастание – это недопустимо: из лука тогда начнут уходить питательные вещества, и он будет рыхлым.

Четыре поколения семьи Шелихан занимались сельским хозяйством в Коврижке – они не только работают, но и живут в родном селе.

 

После того как лук подсох, на поле заходит комбайн, который подбирает его «лепестками» и закидывает в машину. По бокам следят за процессом два работника.

Фото: Алексей Сухушин

Внешне комбайн напоминает картофельную копалку, но отличается от нее, поясняют фермеры. Новая техника – белорусского производства. Со временем в хозяйстве мечтают сменить и сеялку – к имеющейся у аграриев есть претензии.

«Грех не взять – как для нас стоит»: овощехранилище вместо подвала

Фото: Алексей Сухушин

Самый первый урожай фермеры хранили в подвальном помещении, куда раньше на зиму загружали пчелиные ульи. А в этом году под лук запустят совершенно новое место хранения – купили заброшенное овощехранилище, которое, словно по велению судьбы, находилось рядом с территорией их базы. «Нам очень районные власти помогли, спасибо главе Александру Семеновичу Колесникову», — говорит Юрий Шелихан и ведет нас по территории базы к большому зданию.  

Фото: Алексей Сухушин

— Когда-то это было картофелехранилище, но давно заброшенное – кровля протекала. А разделял хранилище и нашу базу только забор. Рядом подстанция. Всё уже запланировано под наш лук, ну грех не брать. Здание большое, мы пока отделили только его часть – на 200 тонн хранения. Ремонт сделали, починили кровлю, а также оборудовали вентиляцию. Конечно, не на автоматике, как бы хотелось, но не всё сразу, — рассказывает и показывает фермер.

67

процентов – такая влажность будет поддерживаться в хранилище лука.

Большие вентиляторы загоняют воздух в шахту, через специальные отверстия он выходит в помещение, и лук, разложенный по палетам, будет сохнуть здесь еще несколько недель. После чего он может храниться до весны. При этом температуру и влажность будут контролировать и при необходимости снова подсушивать. Пока в развитие вкладывают свои средства, при этом есть возможность получать и меры поддержки от государства. Например, амурский минсельхоз готов предоставлять грант на создание овощехранилищ – их в нашем регионе остро не хватает. «Пока решили своими силами, посмотрим на результаты этого года», — отмечает Юрий Шелихан.

Использование такого хранилища тоже первый опыт для экспериментаторов; правда, до этого урожай «не доживал» до весны – его разбирали почти весь до Нового года.

«Как только продадим урожай — поймем, увеличивать ли посевные площади»

Фото: Алексей Сухушин

— В прошлом году уже к декабрю лук мы продали, а весной покупатели потянулись по второму кругу. Мне было интересно, почему. Многие покупательницы в шутку жаловались, что мужья раньше так лук не ели, а за зиму вся сетка с нашим «ушла», — смеется Юрий. — Но в этом году объемы другие.

«Многие покупательницы даже жаловались, что мужья раньше так лук не ели, а за зиму вся сетка с нашим «ушла», — говорит Юрий Шелихан.

Тем не менее планы на будущий год аграрии строят осторожно.

— Пока это всё – инвестиции; когда пойдет прибыль, одному богу известно. Простому человеку это всё не вытянуть, нужно иметь запас, какой-то доход, чтобы развивать новое направление. Как только реализуем урожай, поймем: будем ли увеличивать посевные площади в следующем году, — отмечает Юрий Шелихан.

Рука об руку с сыном

Друг за другом по жизни и в поле: впереди на тракторе отец, а следом – сын. Фото: Алексей Сухушин

Основные работники на полях – Юрий и его сын Максим. Остальные работники КСХ «Пчела» готовятся к уборочной сои. Кадровый вопрос для хозяйства села Коврижка, как и для многих других, тоже актуален – здесь расположено крупное сельхозпредприятие, и конкуренция за специалистов присутствует. Впрочем, многие просто не хотят работать руками, констатирует Юрий Шелихан.

Для него самого вопрос о том, чем заниматься в жизни, не стоял – он сразу знал, что пойдет по стопам отца в агрономы и вернется в родное хозяйство. Таким же легким было и решение его сына Максима – он закончил бакалавриат, затем магистратуру, а сейчас учится на втором курсе аспирантуры ДальГАУ по специальности «агрономия».

Фото: Алексей Сухушин

— Помню с детства все эти выезды в поле с отцом, с дедом, с дядей. Где-то прокатиться на технике, где-то порулить. Наверное, в первый раз лет в 13–14 сел на трактор и сам «прикатал» всё поле сои – 150 гектаров. (Это когда сою посеяли, потом поле закатывается специальным «катком»). Постепенно начал разбираться в технике, и мне это нравилось. Это интересно и, я считаю, прибыльно. Выбор очевиден был, — вспоминает Максим, не отрываясь от баранки работающего трактора.  

Ровно в 12 часов за фермерами приезжает машина и везет на обед. Живут отец и сын соседями на одной улице, а дома построили своими руками. Супруга Максима тоже окончила аграрный вуз, а малышке-дочке Катюше чуть больше года.

— А как же династия? Без сына никак — семейное дело нужно передавать! — шучу на прощание.

— Лук отнимает все силы, — разводит руками молодой аграрий. — Но нужно работать надо этим. 

***

Семья фермеров из Коврижки хочет накормить амурчан гигантским луком

 

Амурский лук произвел фурор: фермеры-экспериментаторы из села Коврижка увеличили посевные площади

Возрастная категория материалов: 18+