• Фото: Евгения Хромова
  • Фото: Евгений Петраш

«Не представляю себя без кино»

Моё воображение с детства подкидывает движущиеся картинки. С ранних лет я стремилась передать настроение через слова, рисунки и вообще любое творчество, — говорит девушка. — А во взрослом возрасте познакомилась с большим кино и с тех пор не представляю себя без него. Кинематограф даёт возможность наиболее красочно и полно поделиться с людьми своим мироощущением.

К слову, образования в этой сфере у девушки пока нет: на настоящий момент она занимается самообучением.

Обычно Юлия называет себя кинематографистом, а понятие «режиссёр» использует только для обозначения роли при создании фильма. Она признается, что выступать в роли создателя кино ей нравится больше, чем быть зрителем. Однако просмотр малоизвестных или давно позабытых фильмов тоже приносит ей огромное удовольствие — всегда есть шанс наткнуться на какое-то сокровище. Среди наиболее значимых и оказавших влияние фильмов она выделяет «Зеркало» (12+) Андрея Тарковского, «Табор уходит в небо» (16+) Эмиля Лотяну и «Цвет граната» (16+) Сергея Параджанова.

– Сейчас у меня снято, можно сказать, три с половиной коротких метра (короткометражных фильмов. — Прим. авт.). Самый любимый из них — моя семейная хроника, — делится кинематографистка. — На отснятые кадры я наложила стихи собственного сочинения. Для меня это такая поэма о детстве, калейдоскоп из воспоминаний и ощущений. Очень личная работа.

Актеры с улицы

Фото: Евгений Петраш

Юлия ещё ищет свой комфортный жанр. Однако девушка уже попробовала снять драму, «уся» — китайскую вариацию боевика с фантастическими элементами и триллер. В планах — комедийное и фэнтезийное кино. Режиссер признается, что жанр для нее не играет большой роли. Главное — это любование дальневосточным и амурским пространством. А еще важна искренность, возможно, даже на грани с исповедью.

— Вообще очень хотелось бы поработать в жанре фэнтези. Мне кажется, на Дальнем Востоке он недооценен, — считает молодой режиссер. — Хотя наша земля как будто специально для этого создана. Тут китайская медицина соседствует с буддистскими практиками и славянским желанием узнать «В чём сила, брат?».  Настоящая эстетика пограничья и синтез культур.

Вместо профессиональных актеров Юлии больше нравится снимать обычных людей. Она выбирает их без какого-либо кастинга. Она считает, что только так может передать характерные для родного региона типажи и колорит дальневосточников.

— Ни в коем случае не недооцениваю профессионалов в актерском мастерстве. Просто иногда хочется показать реальных героев, пусть и в выдуманных обстоятельствах, — говорит она.

История об амурском пафосе

Фото: Евгений Петраш

А последняя работа Юлии — триллер под названием с двойным смыслом «T(r)ig(g)er». Эта притча языком кино рассказывает о важности интеграции тени — принятия человеком «тёмной», осуждаемой обществом стороны своего характера. Девушка не выбирала жанр заранее — в процессе история об «Амурском пафосе и красоте разрушенных зданий» приобрела определенное настроение и получилась снятой по законам триллера.

На создание фильма ушло около года. Съемки проходили в ускоренном режиме: одного из членов команды — Егора Лихно — должны были забрать на срочную службу. Было весело и одновременно сложно совмещать репетиции, создание раскадровок и реквизита, а также заниматься черновым монтажом. Показ прошел в Pushkarёv Art Gallery.

— Мне реакция зрителей понравилась. Многие оказались сбиты с толку, кто-то ушел подумать. Мне кажется, это интереснее, чем если бы фильм просто похвалили и забыли. А еще в зале была моя мама. Под конец показа она заплакала. Для меня это показатель того, что работа удалась, — поделилась Юлия.

Все на «Ковёр»

Фото: Евгения Хромова

Через пару лет девушка хочет приступить к созданию полнометражного кино. Сценарий почти дописан — фильм будет лёгким, про подростков и как раз в жанре фэнтези. Однако в ближайших планах у Юлии — развитие и продвижение творческого объединения «Ковёр». Это местное сообщество любителей кино и тех, кто причастен к его созданию. В клубе состоят и мультипликаторы, и режиссеры, и актеры, и просто заинтересованные зрители. Основать такой клуб они вместе с Егором Лихно решили около года назад.

– Мы как-то интуитивно почувствовали, что нужно расширяться и собирать народ. Не только со своими друзьями кино снимать, а лично знать всех, кому это интересно, — вспоминает девушка. — Название предложила я. Оно про объединение людей, как кинематографистов, так и просто любителей посмотреть. Этакая тусовка творческих и свободных.

Киноклуб проводит мероприятия в разных локациях. Идея ребят состоит в том, чтобы организовать некий «передвижной балаган» ­— встречаться в кафе или более официальной обстановке по желанию. «Ковру» уже удалось собрать вместе около 100 участников, 30 из которых активно себя проявляют. Помимо формального руководителя Юлии, работу клуба контролируют Илья Трифонов и Ирина Соколова. Первый отвечает за создание медиаконтента и мастер-классы, а девушка занимается пиаром.

– В «Ковре» есть только одно правило — делаем то, что хотим. Мы за свободу самовыражения. Илья, например, снимает видеоконтент, который очень заходит киноманам. Рассказывает про устройство камеры, что и как работает, — поясняет Юлия. — Ире мы отдали кинопоказы. Она выбирает фильм для широкой публики и общается со зрителями после сеансов. А я веду рубрику «Старое кино», где пытаюсь развеять представление о том, что все старые картины сложные и неинтересные.

Изначально ребята думали проводить три-четыре мероприятия в месяц: образовательные беседы со спикерами, творческие вечера для общения и открытые кинопоказы с обсуждением фильмов. Сейчас они хотят сделать акцент на поиск зрителя и популяризацию местного киноискусства, поэтому форматы мероприятий со временем будут меняться. Например, образовательный контент планируется перенести в онлайн. 

— В первую очередь нам нужен зритель. Поэтому, пожалуйста, присоединяйтесь, чтобы поддерживать местное кино, смотреть наши фильмы, давать обратную связь, — призывает девушка. — Киноманов и кинотворцов мы тоже рады видеть, разумеется. Очень нужно, чтобы Благовещенск болел за местное кино, поддерживал, обсуждал. Если этого не будет, то не важно, сколько местных режиссеров будут с образованием и сколько интересных фильмов мы сможем снять. А еще следите за нами в соцсетях.

***

«Это попытка найти код Амурской области»: «Тигриный» триллер сняла в Благовещенске молодой режиссёр Юлия Щербакова

Возрастная категория материалов: 18+