5757 км — общая протяженность региональных автомобильных дорог Приамурья. Фото: Алексей Сухушин5757 км — общая протяженность региональных автомобильных дорог Приамурья. Фото: Алексей Сухушин

Создание новой комфортной и безопасной среды

Многие амурчане замечают перемены, которые произошли за последние годы благодаря национальным проектам. В сфере транспорта это «Безопасные качественные дороги» — один из самых полезных и узнаваемых, по мнению населения, нацпроектов.

2344

км — протяженность региональных автомобильных дорог Амурской области в нормативном состоянии

— К больницам, поликлиникам, ФАПам, школам, детсадам, спортивным комплексам — к любому социальному объекту должна подходить дорога, соответствующая всем нормативам, — рассказывает начальник отдела инвестиций и региональных проектов регионального минтранса Иван Курицын. — Вспоминаю, как сложно начиналась работа по дорожному нацпроекту. Перед нами часто стояла задача синхронизировать работу разных заинтересованных организаций, служб и ведомств. К примеру, в Благовещенске сначала менялась по одной программе коммунальная инфраструктура, и только после этого уже осенью дорожники приступали к ремонтным работам.

Для комплексного развития инфраструктуры руководство страны приняло решение о едином национальном проекте «Инфраструктура для жизни». Он объединил ранее действовавшие национальные проекты и государственные программы, в том числе «Безопасные качественные дороги» и «Жилье и городская среда». А всего в его состав вошли 12 инициатив, которые будут курировать два основные федеральные ведомства —Минстрой и Минтранс.

Ключевая задача — комплексное развитие

— Под словом «инфраструктура» у нас широкое понимание — это где человек живет, работает, отдыхает, чем он пользуется. Из дома выходишь и идешь по хорошему тротуару. Не нужно искать парковку для своей машины — можно с комфортом доехать до работы на общественном транспорте. Ожидаешь автобус на остановке в современном павильоне, где есть электронное табло с маршрутами и другой нужной информацией. Доезжаешь до работы — и там тоже инфраструктура соответствующая. Цель нового национального проекта — чтобы всё это увязать, — пояснил Иван Курицын.

Дорожники со всей страны приезжают перенимать у амурчан успешный опыт применения современных технологий в ремонте дорог.

Нацпроект «Инфраструктура для жизни» синхронизирует все виды работ по созданию инфраструктуры нового качества, в том числе строительство жилья, дорог, социальных объектов, обновление коммунальных сетей и общественного транспорта. А его ключевая задача — комплексное развитие. Для этого ввели понятие опорных населенных пунктов и объединили в единую стратегию программы строительства жилья, социальных объектов и дорог.

Амурских дорожников ставят в пример и едут за опытом

33,2

процента — доля региональных дорог в нормативном состоянии на начало реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в 2019 году

За последние три года дважды Амурская область была площадкой для проведения научно-практических конференций федерального дорожного агентства. Дорожники со всей страны приезжали перенять у амурских специалистов успешный опыт применения современных технологий в ремонте автомобильных дорог и поделиться своим.

Новый год еще только начался, а огромный объем работ по дорожному строительству в Амурской области, запланированный на 2025‑й, выполнен еще в прошлом году. В региональном минтрансе приводят в качестве примера дорогу Благовещенск — Свободный, где в 2024 году по нацпроекту реконструировали самый протяженный одиннадцатикилометровый участок трассы— с 6‑го по 17‑й километр. Причем опережающими темпами. Все основные работы подрядчик завершил еще осенью прошлого года. Осталось только провести обустройство.

Долгосрочные контракты — перспектива для подрядчика

Раньше бывало, что с дорожниками контракты заключали в мае-июне, а к работам приступали только в середине лета. Позитивные перемены начались шесть лет назад, когда начался нацпроект. Появилась возможность направлять федеральное финансирование на развитие местных дорог и перспективного планирования.

— Мы практикуем долгосрочные контракты. Например, на три года. Подрядчик видит перспективу, куда двигаться дальше, это дает бизнесу возможность развиваться, закупать технику, обучать людей. Таких подрядчиков становится больше, и объем работ увеличивается. И самое главное — улучшается качество работ, — отмечают в минтрансе.

«Везде, где строится и ремонтируется дорога, начинается дополнительный приток инвестиций. А реальные вложения дают реальный эффект», — подчеркивает начальник отдела инвестиций минтранса Приамурья Иван Курицын.

Времена, когда вскоре после ремонта региональных дорог новый асфальт начинал сыпаться и его «укатывали многочисленные жалобы», уже в прошлом. Сегодня на качество ремонтируемых дорог жалобы поступают редко. Дорожники вышли на новый уровень.

— Мы изменили полностью подход к развитию дорожной инфраструктуры в нашем регионе. Это ранняя контрактация, ремонт дорог опережающими темпами, применение новых технологий, строгий контроль за качеством проведения работ, в том числе и общественный, — перечисляет Иван Курицын. — Шесть лет представители общественного контроля начали активно участвовать с нами в реализации нацпроекта, посещая строительные площадки, контролируя графики и качество работ. Также они проводили встречи с жителями, получая обратную связь. Благодаря совместной работе улучшилась дорожная инфраструктура региона.

От ливневки до фонаря

Фото: Алексей Сухушин

За скучным понятием «ремонт дороги» может скрываться настоящее преображение улицы. «Как на картинке», — дают свою оценку горожане.

— Помимо ремонта самой дороги, в рамках нацпроекта мы делаем систему водоотведения. Есть хорошая программа по искусственным сооружениям — мосты ремонтируем и реконструируем. Хоть их немного, но они есть. Плюс освещение вдоль дороги, разметка, установка дорожных знаков. Если говорить о Благовещенске, то на магистральных улицах менялась еще и вся коммунальная инфраструктура, которая проходит под дорогой, обустраивали ливневку, обновляли колодцы, а также восстанавливали тротуары, монтировали освещение. При этом еще реализуется программа «Чистое небо» — кабели и провода начали убирать под землю. И даже фасады домов обновили.

Более 400 километров региональных автомобильных дорог и 60 километров дорог Благовещенской агломерации приведено в нормативное состояние с 2019 по 2024 год в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги».

Обратите внимание: все отремонтированные с 2019 года участки городских магистралей стоят нетронутыми. Потому что всю инфраструктуру под дорогой обновили, и теперь десятки лет асфальт не нужно вскрывать.

— Спрятали провода, сделали дорогу, обновили фасады зданий, сделали современные павильоны, остановки, автобусы. В принципе новый нацпроект «Инфраструктура для жизни» — он про всё про это. Чтобы человек мог везде комфортно себя ощущать — не только в Благовещенске, но и Тынде, Белогорске, Свободном. К этому стремимся уже давно. Мы почему себя называем командой Амурской области, — подчеркивает начальник отдела инвестиций. — Потому что в реализации национального проекта участвует большое количество учреждений, людей, и сообща мы эти задачи решаем. Мы выстроили работу с Росавтодором и Минтрансом России таким образом, что у нас сегодня партнерские отношения. Федералам работать с нами комфортно. Потому что все обязательства, которые на себя берем, выполняем. И это очень ценно. 

О «маятниковой миграции»: как в город на работу быстро доехать    

Благодаря национальным проектам дорожная сеть нашего региона существенно преобразилась. Если из Благовещенска поехать в любом направлении (до Маркова, в сторону Гродекова, Райчихинска, Белогорска или по Свободненской трассе) — везде на достаточно большом расстоянии дороги хорошие.

41,5

процента — доля региональных дорог в нормативном состоянии на конец реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» (2024 год)

Есть такое понятие «маятниковая миграция», когда люди работают в областном центре, а живут в каком-нибудь другом населенном пункте. Допустим, в Усть-Ивановке или Волкове. Очень важна и удобная логистика, и качество дорожного покрытия. Чтобы можно было легко и быстро добраться от дома к месту работу коротким путем по ровному асфальту.

— Мы сделали во Владимировке, Усть-Ивановке и Волкове главные улицы этих сел, которые имеют статус региональных дорог. Конечно, на всё бюджета не хватает, но есть долгосрочное планирование. На самом деле сегодня делается многое для того, чтобы жизнь амурчан стала комфортной. По инициативе губернатора в регионе идет обновление пассажирского автотранспорта.  В Благовещенске сегодня курсируют все новые автобусы, — привел пример Иван Олегович. — Важно, чтобы человек не только по хорошей дороге ехал, но и в удобном пассажирском транспорте. За предыдущие два года в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» и через инфраструктурный бюджетный кредит в регион поступило 47 современных автобусов. Эта работа будет продолжена, сейчас занимаемся этим вопросом.

Развитие опорной дорожной сети Приамурья

Протяженность региональных автомобильных дорог в нашей области составляет 5750 километров. Из них почти 800 километров относятся к опорной сети. На 2025 год запланирована масштабная программа по ремонту и реконструкции нескольких значимых дорожных артерий региона.

235

километров дорог, включая ключевые магистрали и региональные трассы, удалось привести в порядок в регионе за прошлый год благодаря слаженной работе дорожных служб и поддержке федерального центра

—  Мы работаем в рамках пятилетки, — уточнили в амурском минтрансе. — Большинство объектов уже определены, они у всех на слуху: это наша региональная опорная сеть и развитие дорог муниципалитетов.

За пять лет аэропортовская трасса станет четырехполосной  

54,2

процента составит доля региональных дорог в нормативном состоянии на конец 2030 года благодаря нацпроекту «Инфраструктура для жизни»

Все региональные дороги у нас двухполосные. Первая четырехполосная дорога с разделением потоков и освещением на всем протяжении появится в столице Приамурья — это трасса, ведущая из города в аэропорт. За несколько лет ее областной минтранс планирует расшить. Она станет комфортной для жителей области и гостей, прибывающих в Благовещенск.

— Конечно, разом мы ее не сделаем — реконструкция будет идти в несколько этапов. В первом — будет участок дороги, прилегающий к аэропорту. Там больше километра составит расширение до четырех полос, работы планируем завершить в текущем году. Затем начнем от нулевого до шестого километра — уже заключили контракт, — поделился планами начальник отдела инвестиций минтранса. — В планах до конца 2030 года эту дорогу расширить до четырёх полос. Ведем работу с Росавтодором по финансированию.

На свободненской дороге «срезают» сопки

Фото: Минтранс Приамурья

Трассе Благовещенск — Свободный с учетом развивающегося газового кластера — особое внимание. Протяженность этой региональной дороги 135 километров: 80 из которых уже в нормативном состоянии, а 55 километров нужно обновить.

793,3

км составляет протяженность региональных автомобильных дорог опорной сети Амурской области

— В основном идем по пути реконструкции, потому что у трассы сложный рельеф, приходится выполнять большой объем спрямлений, срезать сопки. Это не просто переасфальтировать дорогу, — пояснил Иван Курицын. — В этом году завершаем реконструкцию двухкилометрового, достаточно сложного участка — с 66-го по 68-й километр, начнем ремонт участка с 83-го по 90-й километр в районе Натальинского перевала.

Работы начнутся уже в мае. Дорожники расчистят отрезок от древесно-кустарниковой растительности, восстановят земляное полотно. Заменят асфальтобетонное покрытие, укрепят откосы и кюветы, сделают водосбросы. Помимо этого, установят металлические барьерные ограждения и сигнальные столбики. На завершающем этапе нанесут дорожную разметку и поставят новые знаки. Все работы должны завершить до 29 августа.

На трассе Екатеринославка —Константиновка обновят почти 20 километров

Фото: Алексей Сухушин

В Октябрьском районе продолжится ремонт автомобильной дороги Екатеринославка — Тамбовка — Константиновка. Она тоже является частью опорной сети автодорог области, обеспечивая связь между населенными пунктами Екатеринославка, Тамбовка, Константиновка, Благовещенск, а также с другими крупными селами области.

«У нас большое число сел, поселков и станций, где мы приводим в норматив транзитные дороги. Освещение, хороший асфальт, нет пыли. С людьми общаешься, все довольны. Десятки лет дороги не ремонтировались, а сейчас — красота!»

— За последние три года отремонтировали более 30 километров трассы, в предстоящий сезон начнем и закончим уже в 2026 году ремонт еще 20 километров дороги. Там достаточно простой ремонт, нет таких серьезных проектных решений, как на свободненской трассе. Дорожники начнут с расчистки и формирования кюветов, затем восстановят земляное полотно и основание, выполнят укладку двухслойного асфальтового покрытия, отремонтируют автобусные остановки, тротуары и водопропускные трубы, установят барьерное ограждение, выполнят новую дорожную разметку. Окончание всех ремонтных мероприятий намечено на август 2026 года, —  сообщили в минтрансе.

Шесть километров дороги Зея — Тыгда приведут в норматив  

45

процентов — доля дорог опорной сети Амурской области, находящаяся в нормативном состоянии на конец 2024 года

Самая северная и самая протяженная региональная дорога Зея — Тыгда. К сожалению, она сейчас в самом худшем состоянии.

— Потому что на севере области небольшой пул подрядчиков, готовых выполнить эти ремонтные работы, — пояснили в минтрансе. — В прошлом году завершили ремонт четырех километров, в этом году шесть километров дорожной сети приведут в норматив. Мы проводим максимальное количество работ, исходя из бюджетной обеспеченности. По каждой дороге есть планы, надеемся, что все они будут реализованы. В течение ближайших шести лет все основные региональные дороги приведем в соответствие.

Дороги и путепроводы в муниципалитетах

Фото: amurobl.ru

В этом году начинаем реализацию нацпроекта «Инфраструктура для жизни» в городах Белогорске, Свободном и Тынде, где также запланированы ремонтные работы.

— Планов очень много. Уже большой объем работ проведен в Новобурейском, Магдагачах. По Свободному огромные планы, потому что город президентского внимания быстро развивается и от населения запрос большой, — пояснил Иван Курицын.

85

процентов составит доля дорог опорной сети Амурской области, находящаяся в нормативном состоянии на конец 2030 года по завершении нацпроекта «Инфраструктура для жизни»

Улично-дорожная сеть Свободного составляет порядка 300 километров. За три года дороги существенно обновят. В перечень планируемых к ремонту вошли участки улиц, по которым часто обращались жители города, но на их преображение не хватало средств городского бюджета. Теперь это стало возможным благодаря нацпроекту. Преобразится улица Шевченко, ведущая к железнодорожному вокзалу, улица Гоголя, используемая как альтернатива улице Ленина в микрорайоне Северном, и другие городские артерии. Конкурс на проведение работ объявят до конца января, заключение контракта состоится до 1 апреля. Это позволит начать работы с наступлением благоприятных для проведения работ погодных условий.

— Продолжается строительство путепроводов в поселках Новобурейский и Серышево, завершение работ ожидается летом 2025 года. В самом конце прошлого года был заключен контракт на возведение второго путепровода в Белогорске. Планируем его за три года построить. Проект очень сложный, интересный, — уточнили в минтрансе. — У нас большое число сел, поселков и станций, где мы приводим в норматив транзитные дороги. Между населенными пунктами они могут быть в гравийном исполнении, а въезжаешь в село — картинка: освещение, хороший асфальт, нет пыли. С людьми общаешься, все довольны. Десятки лет дороги не ремонтировались, а сейчас — красота!

Возрастная категория материалов: 18+