
Вызов забвению: волонтеры и родоведы оцифровали тысячи могил в центре Благовещенска
ОбществоЧетыре жительницы Благовещенска за два дня сделали работу, которая долгие десятилетия была не под силу муниципальным и государственным органам. Женщины с помощью волонтеров организовали перепись, точнее — оцифровку всех захоронений Вознесенского кладбища. Для чего они это делали и как справились с неимоверно сложной задачей — в материале «Амурской правды».
Фото: «Амургенеалогия»
Чем удивили сельские погосты
Когда генеалоги восстанавливают родовое древо, они опираются в первую очередь на три факта: когда человек родился, создал семью, умер. Но порой они сталкиваются с полным отсутствием информации в архивах, и тогда кладбище становится единственным источником, который может поведать о датах жизни человека. Об этом прекрасно знают учредители сообщества «Амургенеалогия» Елена Слободчикова, Мария Чикунова, Ольга Овчаренко и Наталья Олейникова.
— Я знаю, где похоронены мои родственники, — рассказывает Мария Чикунова. — Но где на кладбище села Междугранка Белогорского округа находится могила сестры моего прапрадеда, никто не знает. А личностью она была незаурядной: всю жизнь прожила в Чехословакии, а после смерти мужа переехала на Амур. Здесь умерла в бедности и была похоронена на кладбище Междугранки.
Фото из личного архива
Зачем искать родовые корни и кто создал в Амурской области уникальное сообщество генеалогов
В село Мария поехала со своей коллегой Натальей Олейниковой — тоже родом из Белогорска, которая так же хотела отыскать могилы своих родственников. Родоведы не только искали захоронения, но и фотографировали все надгробия.
— Это была отправная точка нашей работы, — продолжает Мария. — А в октябре была экспедиция в Серышевский округ: нас было уже восемь человек, и мы оцифровали кладбища сёл Лебяжье, Казанка, Липовка, Сретенка, Белоусовка, Калиновка, Тавричанка.
Сельские кладбища удивили родоведов своей ухоженностью. Казалось бы, маленькие, практически вымирающие села, где мало людей, а заброшенности последнего человеческого приюта нет. Похоже, что односельчане, ухаживая за могилами своих родственников, убирают и соседние захоронения.
Нужна охрана!
Атаман казаков Эдуард Тихонов тоже пришел на помощь волонтерам. Фото: Василий Артемчук
Перед поездкой в Междугранку Мария Чикунова изучала не только как правильно и с какого ракурса фотографировать могилы, но и что необходимо брать с собой из снаряжения, и даже — как надо одеваться. И только отработав все вопросы в теории и на практике, «Амургенеалогия» обратила свой взор на Вознесенское кладбище в Благовещенске. Родоведы понимали, что самостоятельно такой объем работы им не осилить, поэтому в соцсетях распространили информацию о поисках волонтеров.
— Мы работали с гугл-картами, по ним высчитали площадь кладбища: оно занимает 132 тысячи 690 квадратных метров, — рассказывает Мария. — Предварительно съездили с коллегами на место, чтобы разбить территорию на сектора и обозначить их сигнальной лентой: так волонтерам будет легче работать. Но мы, наивные, даже не думали, что именно увидим на кладбище!
После идентификации фотографий, сделанных волонтерами и членами сообщества «Амургенеалогия», список захоронений на Вознесенском кладбище будет размещен на российском генеалогическом сервисе Familio.
Фото: «Амургенеалогия»
Некоторые надгробия в глубине некрополя облюбовали бомжи и наркоманы: на оградках развешено множество одежды, на могилах — кастрюли и другая посуда, бутылки. Здесь жили, ели, пили, а также варили запрещенные вещества. Женщин это повергло в шок!
Прибегая к помощи волонтеров, родоведы понимали, что несут за них ответственность и должны обеспечить безопасность. Поэтому генеалоги обратились к ветеранам «Боевого братства» и амурским казакам, чтобы те выступили в качестве охраны. И мужчины откликнулись.
Мел и щетки для надгробий
Последний инструктаж перед оцифровизацией от Елены Слободчиковой. Фото: Василий Артемчук
В один из выходных дней, еще до первого снега, на Вознесенском кладбище было многолюдно. На призыв помочь оцифровать захоронения откликнулись 20 волонтеров, причем некоторые из них совершенно не были связаны с генеалогией.
— Я пришла, чтобы восстановить справедливость по отношению к нашим предкам. Понимаю, насколько это важно и нужно — историю сохранить, — поделилась своим мнением молодая благовещенка Ольга, экономист по образованию.
Члены «Амургенеалогии» в специально созданной для волонтеров группе в соцсетях предварительно говорили о правилах и методах оцифровки могил. Но на месте еще раз провели инструктаж, снабдив всех тряпками и щетками, чтобы стирать с памятников грязь и пыль. В арсенал волонтеров вошел также… мел. Оказалось, возможности известняка хорошо известны некрополистам, изучающим старые захоронения. Текст, выгравированный на камне или металле, часто трудно распознать, так как буквы «утоплены» внутрь. Если обработать такую поверхность мелом, можно прочитать надпись.
Неопознанные захоронения
Фото: «Амургенеалогия»
— Вознесенское — очень заросшее кладбище, и много времени уходило на то, чтобы подобраться к надгробиям. Очень удивил дикий виноград, мощные лианы которого так обвивали оградки, что невозможно было подойти к памятникам, — говорит Мария Чикунова. — Очень много старых поваленных деревьев, которые, падая, искорежили оградки. И очень много мусора.
Свыше
13
тысяч снимков сделали за два дня амурские родоведы и волонтеры на Вознесенском кладбище
Все волонтеры отмечали, что на городском кладбище большое количество безымянных могил, поваленных надгробий, просто холмиков, в которых с трудом можно опознать захоронение. Мужская сила генеалогам и волонтерам понадобилась не только для охраны, хотя никаких антисоциальных личностей, слава богу, никто не встретил. Казаки и ветераны очищали проход к могилам от кустов и поднимали тяжелые упавшие надгробия, на которых могли быть выбиты фамилия и даты жизни человека. Одной из групп с помощью добровольного помощника Тимофея таким образом удалось идентифицировать три захоронения.
Фото: «Амургенеалогия»
К сожалению, родоведам пришлось констатировать, что более 50 % могил на Вознесенском кладбище остались неопознанными, поскольку на них нет ни табличек, ни даже номеров, которые в 50–60 годах прошлого века наносились на памятник. Самые старые, еврейские захоронения, еще могут хранить тайны: возможно, на лицевых сторонах тяжелых монументов, упавших на землю, есть какие-то надписи.
Все данные будут общедоступны
Фото: Василий Артемчук
Что дальше? И как фотографии помогут людям, которые ищут могилы своих родственников?
— После оцифровки пойдет процесс идентификации, в которой примут участие 23 волонтера. Все фамилии с надгробий будут заноситься в таблицу определенного шаблона, сводиться вместе, затем передаваться на российский генеалогический сервис Familio. Этой электронной базой информации может бесплатно воспользоваться любой человек, ищущий своих родственников, похороненных на Вознесенском кладбище Благовещенска, — подводит итоги оцифровки инициатор акции Мария Чикунова.
План кладбища, разбитый на сектора. Фото: «Амургенеалогия»
Поскольку процесс идентификации кропотливый и долгий, результаты работы амурских родоведов и волонтеров станут известны через несколько месяцев. Возможно, только весной появятся точные цифры: сколько всего захоронений на Вознесенском кладбище и сколько из них опознаны. Тогда же станут известны все данные по сельским кладбищам, которые оцифровали члены сообщества «Амургенеалогия».
Следующим летом Мария Чикунова, Елена Слабодчикова, Ольга Овчаренко и Наталья Олейникова планируют несколько экспедиций в разные населенные пункты Амурской области для оцифровки местных погостов. В планах у них и молоканское кладбище. А мечтают родоведы о том, чтобы найти мецената для выпуска печатного варианта списка похороненных на Вознесенском кладбище благовещенцев.
Потерянная память
Как Вознесенское кладбище стало жертвой времени и людей
Фото: Василий Артемчук
Мимо этого сакрального места ежедневно проезжают тысячи людей. В народе его называют по-разному: Вознесенское, Православное, Мухинское кладбище. О городе мертвых, который оказался практически в центре Благовещенска, известно на первый взгляд многое. А фактически — ничего, поскольку архивных документов почти не сохранилось. Поэтому каждый факт о старейшем некрополе Приамурья интересен и уникален.
Подальше от улицы Иркутской
Фото: Василий Артемчук
В 60-х годах XIX века Благовещенск с северной стороны ограничивался улицей Иркутской (ныне Горького). Поэтому место под кладбище было выделено далеко за городом. В газете «Епархиальные ведомости» за 1894 год писалось: «К северо-западу от городского центра на небольшом рёлоке, покрытом с южной стороны дикими порослями мелкого кустарника, а с северной — довольно крупным березняком и дубняком, расположено городское общественное кладбище, обведенное со всех сторон глубоким рвом и прорезанное несколькими аллеями в 1869 году по распоряжению бывшего губернатора И. К. Педашенко».
В 1888 году вокруг кладбища была сооружена деревянная ограда с воротами, которую затем заменили на кирпичную. Свое название — Вознесенское — городское кладбище получило позже, когда в 1896 году рядом с погостом выстроили Градо-Благовещенскую кладбищенскую церковь во имя Вознесения Господня. Вознесенской также назвали улицу, на которой стоял храм (ныне это улица Красноармейская).
Вознесенское кладбище в свое время делилось на японское и еврейское, которые были расположены на северной стороне некрополя. Краеведы считают, что в Благовещенске до революции насчитывалось 5 мест захоронения, из которых до наших дней сохранились только два: Вознесенское и Молоканское. Магометанское и Военное кладбище разрушены и застроены.
На этом городском кладбище хоронили в основном известных и состоятельных благовещенцев: православных дворян, купцов, военных высоких рангов. Со временем там стали появляться могилы евреев, которых в Благовещенске тоже было достаточно, а также католиков. Захоронения оформляли не скромными надгробиями, над ними возводили склепы, ажурные беседки, ставили колонны, стелы, купола — в основном из мрамора и гранита. Это были настоящие шедевры архитектуры, материал для которых привозили из европейской части России и даже из самой Европы.
Разрушение последней обители
Фото: «Амургенеалогия»
С приходом советской власти началось разграбление кладбища. Первыми пострадали церкви. Как рассказывала краевед Валентина Кобзарь, в одной из местных газет за 1924 год была опубликована заметка о том, что из Вознесенской церкви было вывезено несколько подвод с церковными книгами. Их продавали по пудам китайцам, которые делали из бумаги кульки. А в середине 30-х годов этот храм снесли. При этом на самом кладбище продолжали хоронить вплоть до 1939 года.
Но даже в смутные послереволюционные годы город мертвых не решались тревожить. Борьба с памятью о предках началась с 50-х годов, когда на южной и восточной окраинах кладбища снесли старые могилы, чтобы построить на их месте жилые дома. Там, где стоял кладбищенский храм, в 70-х годах появилось общежитие, потом за домами по улице Красноармейской (бывшей Вознесенской) поставили гаражи — прямо на костях. Поэтому сегодня большая часть Вознесенского кладбища утрачена, на нем построены жилые дома, заправка, гаражи, производственные помещения, проложена улица Октябрьская.
Остров мертвых
Фото: «Амургенеалогия»
Но, если посмотреть на старые, дореволюционные карты Благовещенка, то видно, что огромное кладбище в те времена разделял ручей, впадающий в Бурхановку, и небольшая тропа, соединяющую улицы Офицерскую и Графскую (ныне Мухина и Калинина). За ручьем располагалась вторая часть Вознесенского кладбища, от которой сегодня остался совсем небольшой участок.
Фото: «Амургенеалогия»
Возможно, первоначально здесь, отдельно от православных, хоронили евреев, поскольку надгробия над их могилами являются самыми старыми: они вросли в землю, покрыты столетним мхом, и многие уже безымянны. Потом в этой части кладбища стали появляться захоронения рядовых благовещенцев. С развитием города разрасталась и площадь последнего приюта горожан, всё дальше продвигаясь к улице Северной. Последние захоронения там датируются 1965 годом, так как в 1970-м открыли кладбище на 8-м километре Новотроицкого шоссе. Хотя были и исключения: например, ветеран войны полковник Илларион Николаевич Найдёнов, родившийся в 1917 году, похоронен в 1974 году.
Сколько осталось захоронений на этом островке Вознесенского кладбища, не знает никто. На частный запрос одного из соучредителей сообщества «Амургенеалогия», которая разыскивала могилу своей прабабушки, в подразделении ГСТК, в ведении которого находится кладбище, ответили, что книг учета у них нет. Но, по неофициальным данным, на этом участке расположено 14 тысяч могил.
Аллея Давида и актрисы Глыбиной
Фото: Василий Артемчук
В прошлом году на Вознесенском кладбище появилось 11 указателей: аллея Давида, аллея Южная, аллея А. Г. Глыбиной, аллея Северная, аллея 50-х годов и другие. Их установил Владимир Поломошнов вместе с товарищами.
Фото: Василий Артемчук
В Благовещенске Владимир Михайлович живет с 1983 года, и на Вознесенском кладбище у него никто из родственников не похоронен. Но, сокращая дорогу, он часто ходил через территорию некрополя. А заодно стал изучать захоронения, поскольку интересовался историей Благовещенска.
Фото: Василий Артемчук
— Думаю: всё заброшено, хотя бы указатели поставили! — рассказывает Владимир Михайлович. — Обратился к товарищу, который имеет материалы: давай сделаем? Тот согласился. Я эскизы табличек сделал, потом мы с Павлом Савинкиным установили указатели.
В 1922 году в ведении губернского отдела местного хозяйства в Благовещенске было 8 кладбищ площадью 27 десятин, что сегодня составляет более 29,5 га (Из книги «Архитектурное наследие Благовещенска» Т. Холкиной и Л. Чаюн).
Названия аллеям благовещенец давал интуитивно. Южная, Северная — по месторасположению у границ кладбища, Главная — где еще остался асфальт. Аллея Давида указывает на участок с еврейскими могилами, аллея 50-х годов — на время большинства захоронений. Есть аллея А. Г. Глыбиной. По рассказу Владимира Поломошного, это была актриса Амурского драматического театра в 40–50-х годах. О ней никакой информации он не нашел, но решил назвать фамилией актрисы аллею.
— На всех нормальных кладбищах есть указатели! На Родительский день люди идут, им легче ориентироваться, чтобы отыскать могилу родственников. На указатели уже кто-то цветы поставил — значит, они нужны, — уверен Владимир Михайлович.
Знаменитые фамилии
Фото: «Амургенеалогия»
Кто из известных людей похоронен на второй части Вознесенского кладбища.
Здесь находится могила амурского историка, этнографа, археолога Григория Новикова-Даурского, чье имя носит областной музей. Он скончался в 1961 году, рядом с ним нашла свой последний приют и его вторая жена Варвара Петровна. За десятилетия, прошедшие со дня смерти краеведа, захоронение обветшало, близких родственников в Приамурье у Новиковых не осталось, поэтому сотрудники областного музея в 2011 году объявили сбор средств на новый памятник выдающемуся амурчанину. Необходимо было 50 тысяч рублей, но за год собрали… всего 10 тысяч. Помощь оказал фонд «Петропавловск».
Печальная участь постигла могилу еще одного известного благовещенца — амурского режиссера, первого и единственного в области заслуженного деятеля искусств РСФСР Николая Уралова, именем которого назван переулок возле городского парка. Он умер в 1964 году, и за полвека последнее место упокоения главного режиссера Амурского драмтеатра оказалось заброшенным до такой степени, что отыскать его было практически невозможно. Кстати, возле его могилы похоронен десяток артистов драмтеатра, скончавшихся в 60-х годах: например, Нина Гейнтце и Фаина Марина. Около 15 лет назад драмтеатр организовал установку нового памятника Николаю Уралову, средства на который выделил гендиректор Амурской ярмарки Анатолий Телюк.
Фото: «Амургенеалогия»
В прошлом году силами ГУ МЧС был поставлен новый памятник на могиле Семена Бориско, который 30 лет защищал Благовещенск от пожаров и был третьим брандмейстером в истории города и Приамурья. Его биография запечатлена на обратной стороне надгробия. Скончался Семен Федорович в возрасте 66 лет в июле 1943 года, похоронен рядом с внуками Борисом и Алей.
Валериан Саввич Телятьев (1883–1959) — редактор «Благовещенских епархиальных ведомостей». Выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, в Благовещенске он работал преподавателем духовной семинарии и епархиального училища.
К сожалению, неизвестно, где находится могила Петра Сергеевича Евстафьева. Выпускник Императорской академии художеств, ученик Ильи Репина, он приехал в Благовещенск в 1920 году и стал одним из основателей первого на Дальнем Востоке художественно-промышленного училища, преобразованного в педучилище. Петр Сергеевич скончался в 1958 году в возрасте 78 лет.
Также утеряно захоронение внучки Петра Ершова — автора знаменитой сказки «Конек-Горбунок». Надежда Владимировна окончила Алексеевскую гимназию, училась в престижном Сорбонском университете, была знакома с Максимом Горьким. Всю жизнь она проработала учителем литературы в школе № 4, имела звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Умерла, по некоторым сведениями, в 1951 году.
***
Возвращение имен: на Вознесенском кладбище в Благовещенске обнаружили могилу коллежского советника
Погреб в склепе: что нашли на месте старых гаражей на Вознесенском кладбище в Благовещенске
Возрастная категория материалов: 18+
Фото: Василий Артемчук
Амурская правда
от 21.11.2025
Материалы по теме
Книгу «На страже интересов Отечества» презентовали благовещенским школьникам
Не шпионский роман: как чекисты Дальнего Востока боролись с японской резидентуройКомментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Порядок слов Александра Ярошенко

Общество
Жители Свободного смогут получить консультации юристов и помощь с льготами в Семейном МФЦ



















Добавить комментарий
Комментарии