Свободненской детской железной дороге завтра исполнится 66 лет с момента сдачи в эксплуатацию. За эти годы азы профессии железнодорожника получили более 20 тысяч ребят. В преддверии праздников в Свободном побывали корреспонденты «Амурской правды».
Игра по-взрослому
«Уважаемые пассажиры! Приобретайте билеты в кассе вокзала, не переходите путь в не отведенных для этого местах, будьте внимательны», — юный девичий голос из громкоговорителя вежливо предупреждает собравшихся на станции «Юность» несколько раз в минуту. Как гласит расписание, мини-составы отсюда отправляются в одно и то же время строго 4 раза в день: в 8.45, 10.25, 14.00, 15.40. Столько же рейсов везут пассажиров сюда. Работает железная мини-дорога всю неделю, кроме воскресенья и понедельника. До конечного пункта — станции Пионерская (село Бардагон) — вас доставят за 35 минут. Средняя скорость здесь 30 км/ч. Маршрут проходит через промежуточные станции — Дальневосточную и Подгорную.
Малая Забайкальская железная дорога до сих пор остается самой длинной в России. Ее протяженность 11 тыс. 600 м, из которых главные пути — 10,5 км.
— У нас сложная дорога, западные тянутся всего на 2,5 -3 км, — рассказывает начальник Свободненской детской железной дороги Василий Заводянский. — Многие в парках вроде как придаток аттракционов. А мы уходим за город — у нас пересечение идет с магистралью, целых четыре переезда и четыре станции.
Ощущение взрослой игры для детей появляется сразу, как только видишь узкоколейку. Ее ширина всего 750 сантиметров в отличие от «взрослой» 1620-сантиметровой. Длина вагона — 10 метров (большого — 22), весит «детский» 9 тонн, в то время как «настоящий» — до 40.
«Тут все по-взрослому, только раза в два меньше», — улыбаются железнодорожники. Форменная одежда подрастающей смены тоже специфичная — из-за миниатюрных размеров — 34, 36, 38. Ее для ребят шили в местном ателье, ткань с грехом пополам заказали из Республики Коми. Сейчас есть 360 комплектов формы. Здесь все серьезно: учеба, экзамены, практика, работа. Юных железнодорожников обучают три основных инструктора. Есть на дороге и лаборатория технического моделирования, где ребята делают макеты железнодорожной техники, собирают колею, строят тоннели и мосты в мини-масштабе. Но самое интересное, конечно, не теория. Перед тем как на станцию прибудет состав из восьми мини-вагонов, на колею выбегают две девчушки — «стрелочницы».
— Я первый год работаю, перевожу «стрелки» и встречаю поезд, — объясняет Лена Симоненко. — Научилась очень быстро — это совсем не тяжело и интересно, обязательно на следующее лето сюда приду. Тут и подружек много со школы.
Поезд тронется, даже если на вокзал придет один пассажир, уверяют корреспондентов «АП». Хотя народу в обычный будничный день нашего приезда было немало.
— Ой, ну где-то около 100 человек обычно перевозим, — оценивает выбежавшая из поезда 11-летний старший контроллер Ира Конорева. — В мои обязанности входит собирать сведения, сколько состав перевозит пассажиров, но я еще вот этот рейс не подбивала.
Юные ревизоры говорят, что здесь «зайцев» не бывает. Видно, что исполнять должностные инструкции никто не отлынивает, детям, судя по довольным лицам, действительно нравится на малой железной дороге. Проводник Женя Кобышев проверяет билеты у пассажиров вагона и рассказывает, что, наверное, будет поступать на железнодорожника. Главный кондуктор Дима Забродин записывает, когда прибывает поезд и время его отправления. За всеми действиями детей обязательно наблюдают взрослые. Только вот «у руля» тепловоза оказался машинист солидного возраста. Как выяснилось, инструктор ушел на пенсию и не успел воспитать новую смену.
Я в дежурные пойду, пусть меня научат
На детской железной дороге своя «карьерная» лестница. С той лишь разницей, что «перешагнуть» какую-либо ступень здесь не получится — придется обязательно освоить несколько специальностей. В первый год обучения ребята выбирают из таких профессий, как проводник вагона, диктор, дежурный стрелочного поста, дежурный по перрону, дежурный по вокзалу. На следующий год уже можно попробовать свои силы в качестве бригадира поезда, осмотрщика вагонов, дежурного по промежуточной станции, главного кондуктора. А вот в третье лето ребята занимают должности дежурного по станции, поездного диспетчера, старшего ревизора, начальника поезда, помощника машиниста и машиниста. «Топовых», особенно популярных, профессий здесь нет: один ребенок тянется к тому, что гремит и гудит, другие, более общительные, с удовольствием сидят у микрофона или идут в проводники. Главное — сориентировать детей, чтобы смогли определиться, считают учителя. И это удается.
— Я уже был стрелочником, но мне больше нравится работать проводником, — говорит 12-летний Кирилл Сиренко из Магдагачей. — Это интереснее — пассажиров обслуживаю, объявляю все станции, когда будет остановка, слежу за порядком в вагоне, и меня все слушаются, не мусорят.
Тем не менее, как замечают преподаватели, время накладывает свой отпечаток — последние годы дети чаще хотят заниматься управленческой работой.
— Управлять движением — престижная интеллигентная работа.Поэтому многие хотят стать в будущем начальником, дежурными по станции. Ребята знают, что это хорошо оплачиваемые места, — рассказывают инструкторы.
Из путейца в кресло замминистра
На Малой Забайкальской железной дороге ежегодно летнюю практику проходят около 600 ребят — учащиеся пятых-девятых классов. Романтика профессии железнодорожника одинаково притягивает как девочек, так и мальчиков. Большинство детей из Свободного, остальные с линейных станций: Буреи, Завитой, Поздеевки, Серышева, Арги, Шимановска, Магдагачей, Ушумуна, Талдана, Благовещенска. Летний сезон, который, как и обычно, открылся 30 мая, поделен на смены. Сейчас проходят практику около 80 человек. Юные железнодорожники работают (именно так говорят взрослые) по 4 часа в день — отправляют или принимают по два поезда. Свободненские ребята трудятся 10 дней. Смена у приезжих детей короче — 5 дней. Что немаловажно — обучение в школе бесплатное. Как подчеркивает руководство, 60 процентов учеников — из малообеспеченных семей. Иногородние мальчишки и девчонки проживают в общежитии, их обеспечивают трехразовым питанием и бесплатным проездом на практику и домой. Местных детей также кормят обедом и даже довозят автобусом «на работу» и обратно. По окончании учебы юным железнодорожникам выдается свидетельство.
Корочка не освобождает от сдачи экзаменов при поступлении в учебные заведения. Но тем не менее прибавит ребенку баллов: выпускники детской железной дороги уже имеют представление о профессии и им легче учиться в дальнейшем. Наша малая железная дорога воспитала около 20 тысяч кадров для отрасли. Причем есть и выдающиеся личности, и целые династии. Например, окончивший Свободненскую детскую железную дорогу Эдуард Поддавашкин занял впоследствии кресло заместителя министра МПС, а его брат около 15 лет возглавлял локомотивное депо Белогорска.
Венгерские коллеги зарабатывают 500 тысяч долларов
Малая дорога — предприятие убыточное. За прошлое лето мини-составы перевезли около 11 тысяч пассажиров. Основная масса — это дети, отдыхающие в оздоровительном комплексе. Плюс ребят навещают родители. Пассажиропоток зависит и от погоды — если дождя нет, то свободненцы едут в Бардагон, покупаться в Зее. Ну и, конечно, на экскурсии приезжают школьники и туристы. Интересно, что за границей ситуация в корне другая. Например, детская венгерская железная дорога, чья протяженность 12 км, перевозит пассажиров круглый год на лыжный курорт и зарабатывает более 500 тысяч долларов. У коллег узкоколейка представляет собой целую индустрию — 7 станций, на каждой обустроены автомобильные стоянки, буфеты, кафе...
«Приезжайте к нам в гости, мы научим вас зарабатывать деньги», — приглашал во время одной из встреч начальник венгерской дороги свободненского коллегу. Даже если учесть прибыль от платного кружка, доходы наших юных железнодорожников более чем скромные — в среднем 150 тысяч рублей в год. Но трудных времен здесь практически не было, как не было и угрозы закрытия дороги. Пока она входит в состав Российских железных дорог, свободненцы не жалуются. «Младшему брату» на год выделили 9 млн 925 тысяч рублей. По плану на перевозке пассажиров детская железная дорога этим летом должна заработать около 45 тысяч. Кстати, цена билета для взрослых всего 15 рублей, для детей — 6. Ее не меняют уже три года — город небогатый.
— Это не соответствует себестоимости, — объясняет начальник Свободненской детской дороги. — Если брать по рентабельности, то нам нужно увеличить цену раз в 20. Но перевозка пассажиров — это не главное наше назначение. Все-таки первостепенная задача — профессиональная ориентация детей для учебы и работы в учебных учреждениях и на предприятиях железнодорожного транспорта. Естественно, детским дорогам в крупных городах России внимания больше. В Хабаровске, например, не так давно сделали реконструкцию. А Свободненская, увы, пока не попала в программу развития детских железных дорог.
Местные железнодорожники подготовили грандиозный проект еще в 2000 году. В планах — новое устройство СЦБ и связи, строительство разъезда на станции Подгорная, замена рельсов на более тяжелый тип и самое главное — удлинение пути еще на 1800 метров. Мы не гонимся за тем, чтобы наша дорога была самая длинная в мире, говорят в Свободном. Но если «добавить» магистраль, то можно охватить все зоны отдыха — еще один детский лагерь, а также довозить пассажиров до озера. Возможно, получить деньги на реконструкцию удастся в 2010 году. По крайней мере, свободненцы на это надеются.
Паровоз из детства
На перроне замечаем пожилую пару. Они снимают миниатюрный состав на видеокамеру. Семья Захарьевых уже давно живет во Владивостоке — здесь не были лет двадцать.
— Для нас это памятное место, я здесь учился в 5-м и 6-м классе, — улыбаясь, вспоминает Евгений Васильевич. — Был и машинистом, и контролером, и дежурным по станции. Тогда еще никакой автоматики не было. Железнодорожником не стал, хотя и поступал в Хабаровский железнодорожный техникум, но не прошел из-за плохого зрения. Всю жизнь отдал Тихоокеанскому флоту.
— Мы пришли сюда вспомнить свое детство. Заснять и показать детям, внукам, правнукам, какое чудо на нашей малой родине есть. В Малую железную дорогу влюблены до сих пор. Жаль, что старого паровозика уже нет. Мы постоянно ездили в Бардагон за цветами. И вот эти тополя сажали еще школьниками, — осматриваясь, показывает Алла Ивановна.
Кстати, Малоамурская железная дорога (так свободненскую узкоколейку называли до 59-го года) — первая на Дальнем Востоке. Уже после нашей появились детские магистрали в Хабаровске, Южно-Сахалинске и Чите. Всего же в России насчитывается 22 малые дороги, а в мире — около 80.
Раритет еще на ходу
Парк детской железной дороги не обновлялся уже давно. Только чтобы купить один вагончик, нужно 4,5 миллиона рублей. А среди тепловозов есть вообще раритет. Его бортовой номер — ТУ2-001, т. е. он первый из серии. Московский музей узкоколейных железных дорог уже давно просит этот экземпляр у свободненцев, однако исторический локомотив еще на ходу. А нынешней весной на тепловоз установили новый «дизель», так что в экспонаты он в ближайшее время вряд ли попадет. Всего в Свободном три тепловоза серии ТУ-2, однако «бегает» по пути только два.
— Тепловозы 58-го года выпуска. И к нам они поступили не с конвейера, а уже с узкоколеек, по которым перевозили грузы. До 90-го года каждые лет пять мы их отправляли на капитальный ремонт на украинский завод. А теперь нет... — рассказывает Василий Заводянский.
Нам на малой места мало
В воскресенье воспитанники Свободненской дороги наравне со взрослыми будут принимать поздравления на торжественном собрании в ДК железнодорожников. Для ребят подготовлен конкурс «Нам на малой места мало», викторины и сладкие призы. Кроме того, детей ожидает праздничный обед. А в конце августа пятеро учеников поедут в Москву на всероссийский слет малых железных дорог — он проходит раз в три года. Ребята будут бороться за звания лучшего проводника, осмотрщика вагонов, дежурного по станции... Юные железнодорожники сдадут теорию и продемонстрируют практические навыки. Свой 66-й сезон Свободненская детская железная дорога закроет 26 августа.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии