Заглянуть в бабушкин сундук
Надежда Грудинина встречает нас на пороге клуба села Васильевка. «Красивое у вас село, дома крепкие», — говорю я после приветствия. «Правда? Да разбитое все», — отвечает она. Надежда Аркадьевна родилась в Серышевском районе, но здесь живет уже 30 лет. И это ее деревня — еще и потому, что названа в честь одного из ее прадедов. В Васильевку Надежда Грудинина приехала сразу после окончания благовещенского педучилища. Все это время она проработала в местной школе — учила детей рисовать и чертить.
— Я с детства помню, как бабушка говорила: сами мы из Пензы, а здесь наши две деревни — Паруновка и Васильевка. Вот я и поехала сюда, — начинает рассказ Надежда Грудинина.
Она никогда не носила фамилию рода, историей которого так увлечена. В девичестве была Давыденко. Фамилию Парунова носила та самая бабушка — мамина мама. Она, по воспоминаниям внучки, была неразговорчивая. С фотографии сорокалетней давности на нас, сдержанно улыбаясь, смотрит старушка в строгом черном платочке. «Помню, мы маленькие сидели возле печки и глазели на ее сундук, накрытый сукном. Он все время был на замке, и за все детство она ни разу при нас его не отпирала. Я так и не узнала, что там хранилось», — говорит Надежда Аркадьевна.
В 2000 году она начала вести в школе новый тогда предмет — краеведение. Оказалось, углубляясь в изучение заселения Томской волости (так в 19-м веке назывался Белогорский район), она погружается в историю собственной семьи. Может, это неутоленное детское любопытство подтолкнуло ее заглянуть в сундук прошлого, хранящий столько интересного.
— Первую родословную Паруновых мне передала педагог Валентина Парунова, которая составила ее вместе с ученицами. Это был мой черновик, — Надежда Аркадьевна показывает испещренный пометками лист бумаги. — За 10 лет работы я его дополнила. Меня интересовало, прежде всего, как наши прадеды заселились на амурскую землю.
Василий первый, Василий второй
В сельской библиотеке, где мы разговариваем, тишина. Со столов белыми простынями свисают широкие бумажные листы с именами дедов, отцов и детей необъятного семейства Паруновых. В этой родословной, которую Надежда Аркадьевна скромно называет схемой, 770 человек — начиная с деда и бабушки братьев Паруновых, в честь которых и были названы деревни, заканчивая самым молодым восьмым коленом. К нему относятся уже внуки Грудининой.
После десяти лет, что она потратила на изучение истории рода, впору стало писать историю ее изысканий. Теперь ее не удивишь ни метрической выписью, ни ревизской сказкой, она бегло читает бледные от времени дореволюционные документы. Свои поиски Надежда Аркадьевна начала с областного архива. Ездила в Благовещенск летом чуть ли не каждую неделю, потом стала писать запросы в архивы Пензы, Владивостока, Иркутска, Читы, Енисейска. Каждая справка стоила денег — где 500 рублей, где тысячу, а то и две. На родословную она потратила уже не один десяток тысяч рублей. «Ответа из Пензы ждала целый год. И это еще быстро — у них там документы в очереди стоят по три года, а я вышла на директора, и он попросил, чтобы мне сделали побыстрее», — вспоминает она.
Надежда Аркадьевна выяснила, что Василий Парунов с большим семейством (трое сыновей и трое дочерей) как казенный переселенец двинулся на повозке из Пензенской губернии на амурскую землю весной 1859 года. На берегу реки Томь — в будущей Васильевке — семья обосновалась в 1861 году. Дорога заняла два с половиной года. Еще один, самый младший сын Семен, вероятно, родился уже в пути. По версии Надежды Аркадьевны, в честь отца Василия и двух его сыновей — Василия первого и Василия второго — и названа Васильевка. Это подтверждает и топонимический словарь Амурской области. Название села Паруновка, которое стоит на противоположном берегу Томи, говорит само за себя.
— Старшего брата в селе звали большак, младшего — меньшак, — рассказывает Надежда Грудинина. — А второго назвали Василием, потому что он родился в день святого Василия. И поп отказывался его крестить под другим именем. Братья потом ушли от родителей на другой берег реки — туда, где теперь Паруновка.
Четыре ветви семейства Паруновых, идущие от четырех братьев, так разрослись и переплелись, что однажды один Парунов, сам того не зная, усыновил другого. «Вот этот вот Тимка — так его в селе звали, — говорит Надежда Аркадьевна, показывая имя на одной из ветвей схемы. — Погулял с девушкой, а жениться не стал. Она родила сына, а потом ее в жены взял Григорий Парунов из другой ветви — его Гришка Хромой звали. Так и получилось, что его приемный сын тоже из Паруновых был. Он сейчас работает учителем в Серышевском районе».
В погоне за утраченным прошлым она несколько лет назад написала во Владивосток профессору Института истории археологии и этнографии народов Дальнего Востока, доктору исторических наук Юлии Аргудяевой — спросить совета. С тех пор у них научная дружба. «Сейчас я вам покажу легендарного Петрована — у него было 9 детей. Где он у нас?» — скользя взглядом по родословной, спрашивает Надежда Аркадьевна саму себя. Благодаря архивам прошлое для нее обретает реальные черты — может, даже более реальные, чем настоящее. Рассказывая о своих почивших прадедах, Надежда Аркадьевна увлекается настолько, что спроси я ее, какой сегодня день, ответит не сразу.
Встреча на Томи
— Мы всех позвали приехать шестого октября в Паруновку к часу дня. Но не знали точно, кто будет. Помню, как я волновалась: без 20 минут час, а еще почти никого нет, — вспоминает она день сбора большого семейства. На то, чтобы разыскать и пригласить всех, у нее ушел год.
— Очень помог интернет — в «Одноклассниках» мужчина создал группу Паруновы, правда, я его не могу найти в родословной, так что он, может быть, просто однофамилец. В группе около 150 человек — я со всеми списалась, и большая часть оказались тоже однофамильцами. На прошлой неделе нашла еще Парунову на Багамских островах — написала ей, но тоже не факт, что она из наших, — рассказывает Надежда Грудинина.
Из «наших», амурских, Паруновых со всей страны собралось около 150 человек. Надежда Грудинина говорит, что приехали не все — кто-то не смог, кому-то родственники не передали приглашение. Почти 30 человек прибыли из западных областей и отдаленных регионов Дальнего Востока. Они приехали заранее и остановились у родственников — благо и в Паруновке, и в Васильевке их хватает. Остальные — по большей части амурчане, стали подтягиваться в сельский клуб после назначенного времени.
— Они как повалили на машинах, — вспоминает организатор. — В актовый зал все не влезли, стояли в коридоре. Я рассказала о нашем роде, о прапрадедах. Мы повесили на стенах большие схемы каждой из ветвей — люди подходили и удивлялись. Они не знали, что у них столько родни. Все перезнакомились. А потом было застолье — куда ж без этого. Готовили все родственники из Паруновки.
Большая часть родни из Приамурья приехала в село на один день, и Надежда Аркадьевна даже не со всеми успела пообщаться. Из Сочи на встречу прилетел один из старейших представителей семейства — 79-летний Виктор Парунов. Он сделал Грудининой бесценный подарок — привез с собой фотографию одного из четырех братьев Паруновых — Кузьмы. «Для меня это просто сенсация — это же один из основателей Паруновки!» — улыбается она.
10 лет для исследования родословной — ничто, считает Надежда Грудинина. Сама она, изучая прошлое, в настоящем продолжает неожиданно для себя обретать пусть дальних, но родственников в старых знакомых. «Я много лет проработала в школе с женщиной — она была бухгалтером. В этом году пришла в гости к одной бабушке из Паруновых — поговорить. И тут заходит моя коллега. А ей: что ты тут делаешь? А она: я к маме пришла».
130-летие Паруновки, которое село отметит в следующем году, для Надежды Аркадьевны, считай, семейный праздник. На него она хочет вновь созвать всю родню. Надеется, что на этот раз приедет больше молодежи. Должна же она хоть чуть-чуть интересоваться своими корнями.
К слову, в следующем году селу Паруновка Белогорского района, названному в честь семьи первопоселенцев Паруновых, исполнится 130 лет.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии