• Ирина Бугайшова, учитель музыки свободненской школы № 2.
  • Оксана Дмитриева, учитель  начальных классов  благовещенской гимназии № 25.
  • Антон Зайцев, физрук из  Усть-Ивановки  Благовещенского района.
  • Сергей Суханов, учитель  физики со станции Бам  Сковородинского района.
  • Дети активно участвовали  в конкурсных экспериментах.

Как звучат русские богатыри

Ирина Бугайшова пришла на урок к пятиклассникам с аккордеоном. Она учитель музыки в свободненской школе № 2. Озадачила ребят вопросом: а можно ли услышать живопись? На ее уроках в родной школе ребята этим как раз и занимаются — смотрят музыку и слушают живопись.

На конкурсном уроке Ирина Евгеньевна предложила послушать, как звучит картина Васнецова «Богатыри». Ребята предлагали свои варианты: музыка должна быть смелой, жесткой, но при этом доброй и веселой.

— А давайте послушаем «Богатырскую симфонию» Бородина? — предложила учитель. — И сравним свои ощущения и то, что создано композитором. А заодно повторим средства музыкальной выразительности.

На этом уроке ребята успели много — учились слушать шедевры живописи, пищали и громыхали, сложив губы трубочкой, — это они так разучивали артикуляционную гимнастику, а потом и новую песню. Заодно поразмышляли о добре и патриотизме. А в конце урока получили ненавязчивое домашнее задание — найти репродукцию картины и попытаться ее послушать.

Конкурс, который проходит на базе благовещенской школы № 6, собрал 27 педагогов из разных территорий области. Всем им есть чем поделиться — все они стали победителями муниципальных конкурсов педагогического мастерства. И, похоже, их совершенно не пугало, что в классе сидели не их ученики, а дети, которых они видят впервые.

Секрет сказки Джанни Родари

— Ну где же он, этот звонок? Так хочется открытий! — учитель начальных классов благовещенской гимназии № 25 Оксана Дмитриева не может дождаться начала конкурсных испытаний.

Свой урок она начала с песенки «Начинай замечать чудеса», задавшей эмоциональный фон разговора. А потом подвела детей к мысли, что учебник литературы таит в себе немало чудес. С одним из них — сказкой Джанни Родари «Солнце и туча» — второклассники тут же начали знакомиться и искать секрет, заложенный писателем.

Секрет оказался прост: туча все время обвиняла солнце в том, что оно зря транжирит свои лучи, а светило не соглашалось и продолжало заливать светом планету.

— Кого напоминают герои?

— Добро и зло! Врагов! — послышались ответы.

— Может, людей? А раз это люди, то у них есть характер. Как его показать?

И дальше началось выразительное чтение по ролям. А потом ребята синими и желтыми маркерами выделили в распечатанных текстах реплики солнца и тучи.

— Где же у меня сидит тот, кто первый выполнит задание? — мотивирует не отвлекаться учитель.

И вот, наконец, узнали секрет, на чьей стороне писатель, — желтого цвета на листе оказалось гораздо больше. А потом раскрывается секрет коробки, которую в начале урока поставила на стол Оксана Леонидовна. Там лежал бумеранг — символ того, что все в жизни возвращается — и солнце, и утро, и лучи, которые дарит солнце. И добрые поступки тоже возвращаются.

— Мы учились извлекать нравственный смысл из аллегорического текста, — прокомментировала свое выступление на конкурсе Оксана Дмитриева. — Я адаптировала цель как поиск обыкновенного чуда. Эмоциональный фон урока важен, поэтому включала песни. У детей этого возраста внимание произвольное, поэтому старалась менять деятельность, подготовила интригу с бумерангом. Думаю, что все получилось.

Баскетбол с таблицей умножения

На уроке физкультуры молодой и обаятельный физрук из Усть-Ивановки Благовещенского района Антон Зайцев придумал для второклассников сказку про Машу, которую нужно научить играть в баскетбол. После разминки прошла эстафета — ребятам нужно было не только вести мяч одной рукой, огибая препятствия, но и быстро прорешать примеры из таблицы умножения.

— Кто поставил неправильный ответ? Почему дважды семь — 16? — громыхает на весь спортзал голос физрука. В ответ — веселый детский хохот.

Домашнее задание в преддверии дня космонавтики — рисунок, как в баскетбол играют инопланетяне. А дыхание ребята восстанавливают не иначе как с помощью гимнастики Стрельниковой.

— Придумываю сказки, чтобы детям было интересно, — поделился методикой Антон Александрович. — Они бегут ко мне с вопросом, не какой урок, а какая сегодня сказка? Вовлекаю всех, в том числе детей с различными группами здоровья. Гимнастику Стрельниковой использую все три года работы в школе. Я сам вылечился благодаря ей, у меня двое детей, и их научил. Я увидел, что дети начали меньше болеть. Даю ее детали педагогам в нашей школе, чтоб проводили физкультминутки. Моя задача — чтобы мои выпускники пришли в вузы или колледжи и там не говорили на уроке физкультуры: а, ты из этой школы, ну с тобой все понятно.

Закон и порядок в интернете

Если на конкурсных уроках участники в основном чувствовали себя уверенно, то конкурс под названием «Беседа с учащимися» дался педагогам труднее. Ведь в этом году по условиям одну из пяти тем беседы дети выбирали в классе.

Учителю физики с железнодорожной станции Бам Сковородинского района Сергею Суханову досталась тема «Запретное всегда интересно». Десятиклассникам было предложено написать то, что они считают запрещенным, написать на листе и спрятать его в карман. И предположить свои действия, если эту записку обнаружит мама.

— Отмазываемся: «Это не мое. Я не такой. Меня подставили!» — послышались ответы.

— Но никому в голову не пришло — почему мама посмотрела? А ведь для нее тоже запретное интересно! — прокомментировал учитель. — У любого запретного есть последствия. А как найти компромисс между запретным и интересным? На второй половинке листа напишите, что из запретного все же можно допустить. Ведь за возможно запретное последствия будут меньше! А если мы из запретного делаем разрешенное, оно сразу же перестает быть интересным.

Ксения Шиманаева, учитель школы № 6, принимавшей конкурс, проводила классный час с приглашенными ребятами из школы № 5. Беседа шла на тему «Порядка без закона не бывает». Ксения Андреевна — учитель информатики — поэтому быстро перевела беседу в профессиональную плоскость — закон и порядок в интернете.

 Оказалось, что все ребята считают себя законопослушными, но при этом нарушают правила сплошь и рядом.

— Как мы регистрируемся на форумах? Там есть соглашения и правило, но кто их хоть раз читал? У нас у всех дома стоит лицензионное оборудование? Мы никого не оскорбляем на форумах? Мы не обсуждаем никого в микроблогах? Не ставим чужое фото на свою аватарку? Не скачиваем рефераты, нарушая авторское право?

Вывод, к которому пришли в результате обсуждения, — соблюдать закон и порядок надо начинать с себя.

На 21-й конкурс педагогического мастерства собралось 27 профессионалов из 26 территорий. Среди участников конкурса 18 учителей сельских школ и 9 учителей городских школ, 23 женщины и четверо мужчин.  Все участники конкурса оказались очень творческими и талантливыми педагогами. Кто окажется самым-самым — узнаем уже сегодня.

Возрастная категория материалов: 18+