• Чтобы сбылись благие желания, в городские ворота надо входить со стороны Амура.
  • Арку восстановили в 2005 году.
  • Место вокруг храма обладает сильной  положительной энергетикой.
  • Эти люди отдали свою жизнь во имя будущего цветущего города.

Когда-то он возвышался там, где сегодня в тени деревьев укрывается памятник Мухину, — в сквере возле площади Ленина.

— И хотя самого храма давно уже нет, это одно из святых и намоленных мест нашего города. Сюда надо приходить, чтобы просто постоять, — говорит Нина Меньщикова, которая накануне Дня города предложила совершить экскурсию по святым местам Благовещенска.

Эту удивительную женщину саму можно назвать живой достопримечательностью областного центра. Нина Михайловна вот уже почти 50 лет работает на кафедре географии педуниверситета. А еще увлекается историей. Больше 20 лет она проводила экскурсии по городу. Несмотря на «элегантный возраст» — ей уже 76, Нина Михайловна обладает удивительной ясностью ума, памятью и может часами рассказывать о Благовещенске, подкрепляя исторические факты цифрами, фамилиями, цитатами великих деятелей.

— Так как наш город — форпост на востоке, при закладке Благовещенска Николай Муравьев взял за основу планировку военных римских городов, где улицы спланированы строго по сторонам горизонта: с севера на юг и с запада на восток, — рассказывала Нина Михайловна, пока мы ехали к памятнику первопроходцев. — Это удобно, красиво. Но с экологической точки зрения современному Благовещенску, где число машин постоянно увеличивается, а зеленая зона сокращается, такая планировка не подходит с учетом господствующего северо-западного ветра.

Поклон вам, первопроходцы

Мы подъехали к братской могиле, окруженной с трех сторон зелеными холмами. Здесь покоятся останки казаков, прибывших на амурскую землю из Забайкалья на трех плотах и основавших Усть-Зейский пост. Многие из них не пережили первую страшную зиму с 1856 на 1857 год.

Казаки сделали из плотов небольшой домик, в который сложили продовольствие, а с другой стороны поселился урядник Травин. Для остальных вырыли землянки трехметровой глубины. Зима была лютой, не хватало продовольствия, лекарств, люди стали умирать. Похоронить их сразу не могли — земля была мерзлая. Отдать тела на растерзание зверю — не по-христиански. Поэтому дом приспособили под мертвокладню, а уже весной умерших похоронили в этой братской могиле.

— В мае того же года обеспокоенный судьбой первопроходцев генерал-губернатор Восточной Сибири сам отправился с казаками на плотах в дальний сплав. Останавливаясь то на правом берегу Амура, то на левом, он преклонял калено перед каждым православным крестом и просил прощения у погибших: «Простите, я не виноват перед вами», — Нина Меньщикова вспоминала исторические подробности, от которых щемило сердце. — Когда они причалили сюда, то уже не надеялись увидеть кого-то в живых. Первый вопрос, который Николай Муравьев задал вышедшим навстречу ему казакам: «Сколько человек умерло?» «Двадцать девять, ваше превосходительство»,— доложил урядник Травин. А всего их было 50.

Долгие годы это место было в забытьи. Памятник первопроходцам был неухоженный, вокруг валялись груды осколков от разбитых об него бутылок — заезжавшие молодожены постарались. Кощунственная традиция.

— Когда восстанавливали и освящали это место, много костей уже было смыто, — голос Нины Михайловны задрожал. — Я очень благодарна сегодняшним городским властям за то, что они не только восстановили памятник, но и высекли имена казаков. Эти люди отдали свою жизнь во имя будущего цветущего города.

Арка приносит удачу

Все знают, что Триумфальная арка — ворота нашего города, что ее возвели в 1891 году по случаю приезда цесаревича — будущего царя Николая II. Но почему ее установили именно в этом месте, а не в каком-нибудь другом? Этот вопрос мы задали всем, кого встречали вчера на набережной. Горожане лишь пожимали плечами: «Не знаем!»

— А я вам сейчас расскажу. Это место связано сразу с двумя великими и счастливыми для нашего города событиями. История берет начало в 1858 году. Тогда Николай Муравьев возвращался с Айгунским договором, — в глазах Нины Меньщиковой читался восторг. — Это невероятно: всего за 10 дней без единого выстрела удалось присоединить к России такую огромную территорию! Поэтому настроение у Николая Николаевича и сопровождающего его святителя Иннокентия было радостное. Единственным строением, которое возвышалось неподалеку от берега, была Никольская часовенка. Здесь и бросили сходни. Муравьев спустился и отправился к часовне, где отслужили молебен в честь великого события. Поэтому, когда в 1891 году ждали приезда цесаревича, именно на этом месте установили Триумфальную арку. Существует поверье: для того чтобы исполнялись ваши заветные желания и успешно складывалась карьера, надо, помолившись, пройти под аркой. Но входить в городские ворота нужно обязательно со стороны Амура. И пожелания должны быть благими.

Молись — и исполнится

— Когда цесаревич увидел нашу Никольскую часовню (она была в полуразвалившемся состоянии), то сказал: «Я обязательно пришлю деньги на восстановление церкви». И слово свое сдержал. Правда, на присланные средства построили другую церковь, — улыбнулась наш экскурсовод.

Той церкви давно нет на карте города — сегодня там находится банк. Но благодаря усилиям многих православных благовещенцев удалось всем миром возвести на историческом месте Свято-Никольскую церковь. Она находится рядом с кафедральным собором Благовещения Пресвятой Богородицы.

Нина Меньщикова вознесла руки к небу, любуясь золотыми куполами, на фоне которых прекрасно смотрится памятник Николаю Муравьеву-Амурскому и святителю Иннокентию.

— Замечательно, что памятник установили именно здесь. Он прекрасно вписался в этот духовный ансамбль. Эти два великих и незаурядных человека много сделали для России, Дальнего Востока и для православия. О каждом из них можно рассказывать часами. Я иногда перечитываю исторические документы, в том числе о заключении Айгунского договора, и не перестаю поражаться мудрости, терпению и выдержке Николая Муравьева-Амурского, — признается Нина Михайловна. — Когда он первый раз поехал к соседям на переговоры, они напоили его чаем, а потом встали и… молча, ушли. Другой мог обидеться, амбиции взыграли, но Муравьев был не тот человек. На следующий день он снова поехал в Айгунь. Посидел, попил чай, а потом тоже встал и молча ушел. И все же он добился заключения договора без единого выстрела.

Мы еще долго стояли у памятника. Я слушала о непростой судьбе Муравьева, о бескорыстных деяниях святителя Иннокентия, за что его канонизировали и возвели в ранг святых, и не переставала удивляться духовному величию этих людей.

— Это место вокруг храма обладает сильной положительной энергетикой. Это связано и с тем, что начиная с 19-го века сюда приходило и сегодня приходит много людей, чтобы вознести молитвы к Богу. И с тем, что здесь находится наша главная святыня — икона Албазинской Богоматери. И сам памятник этим великим людям, которые при жизни желали народу только процветания, источает энергетику добра. Он был освящен до того, как его сюда привезли, потом еще здесь проходила служба. Это святое и очень сильное место. Люди приходят сюда с молитвами о помощи, и иногда случаются удивительные вещи...Главное — ваши помыслы должны быть чисты, — говорит Нина Меньщикова.

В одном из следующих номеров АП вы прочитаете, какая связь между Райчихинском и появлением площади имени Ленина в Благовещенске.

Возрастная категория материалов: 18+