Сцена из спектакля. В роли Ленина артист Денисов, в роли Сталина артист Чекмарев.Сцена из спектакля. В роли Ленина артист Денисов, в роли Сталина артист Чекмарев.

В центре пьесы образ Иосифа Сталина. Суть пьесы: в 1919-м году на Петроградском фронте и в самом Петрограде создается напряжение, всюду кишат шпионы и диверсанты, зреет контрреволюционный заговор. В этот критический момент в городе появляется товарищ Сталин, посланный большевистской партией и лично Лениным на защиту красного Питера. Товарищ Сталин проводит колоссальную работу по обороне города, разоблачает и ликвидирует заговор, добивается коренного перелома на Петроградском фронте.

Большие и сложные задачи стояли перед постановщиком этой пьесы Николаем Ивановичем Ураловым и всем коллективом театра. Нужно было пронизать весь спектакль идеей единства вождя и народа, нарисовать образы солдат революции, показать превосходство сталинской военной науки — науки побеждать — над военными доктринами армий капиталистического мира. С этими задачами театр в основном справился.

Создавший образ гения революции Ленина артист Денисов добился хорошей внешней характеристики образа Ленина и сделал многое, чтобы показать неугасимое творческое горение вождя, безграничную преданность делу народа. Значительную творческую победу одержал артист Чекмарев, воплотивший на сцене образ товарища Сталина. Он умело подчеркивает несгибаемую всесокрушающую волю вождя, его беспощадность по отношению к врагам и их пособникам, пламенную любовь к народу.

Успех Чекмарева несомненен, однако было неправильно сказать, что роль его совершенна, что он может успокоиться на достигнутом. Нет, это лишь хорошее начало, необходимо работать, чтоб полнее раскрыть образ, чтобы за скупыми жестами вождя и полководца всегда чувствовалась напряженная мысль.

В пьесе много массовых сцен. Это создало большие трудности для театра, но они преодолены — все сделано убедительно и правдиво. Менее удалась театру сцена борьбы за порт. В ней мало динамики, слабо передан наступательный дух матросов. Серьезные недостатки присущи третьей картине — совещание в Ораниенбауме. В выступлениях многих командиров, их репликах, их реагировании на каждое выступление не чувствуется взволнованности, революционного пафоса, решимости сокрушить любую вражескую преграду.

«Режиссеры и актеры умело нарисовали образы большинства врагов. Чувство ужаса и отвращения вызывает английская шпионка в исполнении артистки Горской. Уралов. Играющий английского шпиона Эгара, оттенил в этом посланце Черчилля звериную ненависть к нашему народу, звериный цинизм и тупую самоуверенность», — дает оценку актерским работам рецензент Павел Уханов.