• «Уолл-стрит»
  • «Фирма»
  • «Олигарх»
  • «Гленгарри Глен росс (АМЕРИКАНЦЫ)»
  • «Волк с Уолл-стрит»
  • «Джобс: Империя соблазна»

«УОЛЛ-СТРИТ»

Конечно, этот фильм Оливера Стоуна первый, который приходит на ум, если речь о теме бизнеса в кино. История Бада Фокса и Гордона Гекко, разыгранная Чарли Шином и Майклом Дугласом, получила всего одну номинацию на «Оскар» — и Дуглас ее выиграл — только потому, что в сезоне 1987—88 все были без ума от «Последнего императора» Бертолуччи. Стоун на самом деле снимал кино о собственном отце, который был преуспевающим биржевым брокером и скончался за пару лет до премьеры «Уолл-стрит», но так уж вышло, что собирательный образ Гекко на долгие годы стал своеобразным лицом американского делового мира в кино. «Жадность — это хорошо», — говорит опытный герой неопытному и тут же на долгие годы попадает во всеобщий цитатник. Имя Гекко стало нарицательным, его неоднократно вносили в самые разные рейтинги киногероев, а сам фильм при высоких оценках и хороших сборах и сегодня советуют смотреть начинающим бизнесменам.

Примечательно, что при двухчасовом хронометраже ленты окончательный монтаж лишил ее множества сцен, в том числе — очень важных в сюжетном смысле. Режиссер сражался с XX Century Fox как мог, но в конце 80-х к фильмам, длительность которых превышала полтора часа, зритель относился с подозрением, а за 120 минут выходили только в случае крайней необходимости. Мартин и Чарли Шины сыграли здесь отца и сына, так что и играть особо не пришлось, а Дэрил Ханна умудрилась заслужить «Золотую малину» за роль любовницы главного героя. Обогащение в фильме Стоуна почти по Марксу не может происходить честным путем, а его следствия, пусть и через возможности и удовольствия, ведут к потерям, разочарованиям и вообще наручникам. На Уолл-стрит нет места дружбе или верности, а миром, естественно, правят цифры, напечатанные на бумажных прямоугольниках. Примечательно, что почти четверть века спустя Стоун снял первый в своей карьере сиквел «Уолл-стрит: Деньги не спят» с куда менее жестким сюжетом, зато впятеро дороже первой части.

 

«ФИРМА»

Том Круз очень хотел сыграть в вышеописанной картине, однако выбор Стоуна пал на Чарли Шина, который тогда еще не ассоциировался с одним только дуракавалянием. Через шесть лет на экраны вышел проект «Фирма», основанный на одноименном романе Джона Гришэма — детектив с элементами триллера получил признание как фильм о бизнесе не только благодаря названию. И в книге, и в кинокартине поднимается вопрос невинной молодости, которую с готовностью пытаются испоганить старшие товарищи. В случае с героем Круза у них ничего не выходит — Том в те времена вообще предпочитал играть «правильных» американских парней, которые не совершают ничего постыдного, а людей убивают исключительно за дело. Но это единичный случай, говорят нам авторы, — в погоне за доходами и в стремлении обогнать конкурентов нет никаких запретных методов. И не за каждым преступлением так уж неминуемо следует наказание.

Картину снял Сидни Поллак, а Paramount приложила максимум усилий, чтобы обеспечить «Фирме» успех. На разной весомости ролях заняты такие актеры, как Джин Хэкмен, Эд Харрис и Гэри Бьюзи, а сценарий весьма продолжительной картины (два с половиной часа) построен таким образом, чтобы как можно точнее следовать первоисточнику и держать публику в напряжении. Исключение, пожалуй, составляют только романтические сцены между Митчем Макдиром и его благоверной — уж очень они ненатуральны. Но и они не помешали картине собрать очень и очень хорошую кассу и заслужить оценки «выше среднего» и две номинации на «Оскар». Конечно, к своему финалу, который как раз совсем не соответствует книге, картина превращается почти в боевик, но перед этим зритель успевает в подробностях разглядеть работу отдельно взятой юридической компании — небольшой, но зубастой, как пиранья, — а также осознать, что у молодого карьериста с понятиями о честности и чести стартапов может быть гораздо больше, чем один.

В российском кинематографе деловая тема представлена совсем не так разнообразно, как в заморском. В наших фильмах бизнесмены появляются сразу готовенькие и обычно долго не живут.

«ОЛИГАРХ»

В российском кинематографе деловая тема представлена совсем не так разнообразно, как в заморском. Наверное, потому, что большое кино у нас снимали до того, как появился бизнес, а с его появлением начались проблемы у кино. В наших фильмах бизнесмены появляются сразу готовенькие и обычно долго не живут. «Олигарх» Павла Лунгина — в некотором роде исключение, потому что картина показывает постепенное превращение в глаза не видавшего крупных сумм студента в уравновешенного и чувствующего направление ветра бизнесмена. Владимир Машков вполне успешно справляется со всеми переменами в своем персонаже, а остальной актерский состав не так уж и важен, поскольку каждый из героев выполняет конкретную функцию в этой истории о превращении. Криминал и политика, в конце концов, вытесняют накопление капитала на обочину, и скажите спасибо, что режиссером «Олигарха» не стал Алексей Балабанов, как это вполне могло случиться, а то крови было бы на пару ведер больше. (ТРЕЙЛЕР)

«ГЛЕНГАРРИ ГЛЕН РОСС (АМЕРИКАНЦЫ)»

Фильм поставлен по пьесе Дэвида Мэмета — драматурга, который по совместительству является одним из самых именитых голливудских сценаристов, приложившим руку к таким картинам, как «Неприкасаемые», «Почтальон всегда звонит дважды» и «Ганнибал». Речь идет снова о небольшой фирме, на этот раз — риелторской, но ставки для ее сотрудников более чем высоки. Личные неприятности улаживаются торговлей рабочими секретами, конкуренция ничем не гнушается, а вопросы личного развития необходимо решать как можно быстрее. Аль Пачино, Кевин Спейси и Алек Болдуин в списке исполнителей, увлекательный сюжет и напряженные отношения между коллегами обеспечили картине высокие зрительские оценки и положительные отзывы критиков. При этом излишняя, по кинематографическим меркам, театрализованность лишила продюсеров ожидаемых сборов, зато кино вошло в историю как поучительное и искреннее.

«ВОЛК С УОЛЛ-СТРИТ»

Фильм живой легенды Мартина Скорсезе о том, куда приводят связанные с богатством мечты, на сегодняшний день является последней полнометражной картиной режиссера. Выход следующего запланирован только на будущий год. Своего «Оскара» постановщик получил раньше — за «Отступников», но и этот фильм достойно выступил, выиграв пять номинаций. В центре здесь талант ДиКаприо, который, похоже, в этой картине решил раскрыть все стороны своего таланта, даже ценой откровенного плагиата, а вокруг — мир, в котором из воздуха можно сделать такое количество денег, что этого самого воздуха вскоре станет не хватать. Взлет, сопровождающийся развратом, наркотиками и наплевательским отношением к законам и приличиям, завершается падением, тем более любопытным, что главный герой — вполне реальная персона. При этом местами картина превращается в некое подобие водевиля, когда смеяться уже не хочется, а петь — ещё. Мораль все та же: похмелье неизбежно, но меру знать все равно никто не хочет.

«ДЖОБС: ИМПЕРИЯ СОБЛАЗНА»

«Настоящий» фильм про основателя Apple выйдет осенью. Главную роль в нем сыграет Майкл Фассбендер (а должен был Кристиан Бейл), а режиссером выступит Дэнни Бойл (а должен был Дэвид Финчер). Предыдущая картина, в отличие от готовящейся к выходу, снималась автономно, и сотрудники компании в работе над ней участия не принимали. Вышла довольно любопытная лента, в которой, надо признать, преотвратительно сыграл Эштон Катчер и даже чуть было «Золотую малину» за это не схватил. Тем не менее в фильме четко видны этапы превращения студента-компьютерщика в финансового гения, реальные персонажи предстают в своем обычном и не всегда приглядном виде, а бизнес показан как жестокая и местами подлая игра. Создателей отлучают от детищ, месть подают в сильно охлажденном виде, ну а о том, что Джобс — истеричка, мы и так всегда догадывались. Что характерно, малопримечательному постановщику Джошуа Майклу Штерну с тех пор ничего выдающегося не доверяют.