Великолепная десятка
Данные о лидерах российского кинопроката в 2015 году, опубликованные сайтом kinodata.pro, быстро приобрели ранг всенародного стенания в средствах массовой информации. Впервые за последние 12 лет в первой десятке не оказалось ни одного представителя отечественного кинематографа. Дольше и отважнее всех за последнее место сражался мультфильм «Три богатыря: Ход конем», но и он был ожидаемо вытеснен «Марсианином». Непонятно только, чему так удивляются обозреватели и новостники — заканчивающийся год стал настолько бесцветным и не выдающимся для родимой индустрии, что упрекать зрителя в голливудопоклонничестве можно только из совсем уж ложного чувства патриотизма.
Вышеупомянутые «Три богатыря» вышли на экраны в первый день нового, 2015 года и заработали почти 20 миллионов долларов. Выходит, что все без исключения последующие премьеры российского производства оказались в кассовом плане неудачнее. Для заокеанской кинофабрики результат тоже не самый воодушевляющий, раз уж январский мультфильм держался в лидерах почти до конца года. Впрочем, если бы его не вышиб «Марсианин», прочие премьеры последних месяцев года все равно шансов не оставляют. «Голодные игры», «Звездные войны», даже не самый удачный «Спектр» — с таким набором сложно конкурировать, особенно, если ты совсем один. Хорошую кассу пророчат фэнтези-проекту Бекмамбетова «Он — дракон», однако долгожданным блокбастерам и он не соперник.
Перемалывающий средства господдержки в не пользующуюся особой популярностью муку российский кинематограф в условиях экономического кризиса впал в некую прострацию. Нас уверяют, что в этом году то ли выпущено (что вряд ли!), то ли сделано картин в полтора раза больше, чем в прошлом. Но даже то, что появилось на экранах, не произвело впечатления на аудиторию. Это понятно и профессионалам, дружно отправившим на «Оскар» прошлогодний «Солнечный удар» Михалкова — в кои-то веки это не выглядит как культурная коррупция. Продюсеры и режиссеры выдвигают различные версии: по одной из них, например, среднестатистический россиянин до экономических передряг ходил в кино три раза в месяц, а теперь посещает кинотеатр единожды за 30 календарных дней. Статистика, как это часто бывает, врет самым наглым образом, иначе мы уже наблюдали бы закрытие кинозалов, а сборы российских фильмов подсчитывали бы в тысячах, а не миллионах рублей.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!
Мы есть в Twitter, на Facebook, Вконтакте, YouTube, в «Одноклассниках», Instagram и в Моем мире на mail.ru!
Примечательно, что так долго и активно работавший конвейер по штампованию военных лент абсолютно выдохся в год 70-летия Победы, на прощание выдав «А зори здесь тихие...», едва ли отбившие собственный бюджет (особенно с учетом падения национальной валюты). Несколько успешнее оказалась «Битва за Севастополь», которая, впрочем, является совместным с Украиной проектом. Прочие картины о войне прошли абсолютно незамеченными, параллельно с этим и телеканалы отказались от сериалов про Великую Отечественную, закрыв обязательную по случаю юбилея программу повторами и продуктами, лежавшими в долгом ящике по причине низкого качества.
В последние годы в топ-10 российского проката попадали не только «Елки 1, 2, 3», но и, к примеру, «Сталинград», «Высоцкий. Спасибо, что живой» и «Вий». Это значит, что зритель все-таки смотрит отечественный продукт, а дефицит низкопробных комедий, уходящих в историю вместе с видеокассетами — не главное, чем руководствуется аудитория. Тем не менее процесс импортозамещения явно нуждается в серьезной корректировке: замещать с каждым годом получается хуже, а на фоне общего кризиса даже те, кто стабильно выпускал кино (пусть даже сомнительного качества), делают паузу в ожидании господдержки. Последнюю, как ни печально, ждет неминуемое, как сейчас модно выражаются чиновники, секвестирование, а внебюджетные источники — они не любят, когда инвестиции просто испаряются. Даже если объяснять это всероссийским отравлением вредоносной западной культурой и отсутствием эффективной вакцины.
Рассчитывать на Минкульт вообще не очень правильно. Государство, дающее деньги на кино, пытается помогать и в его продвижении, главным образом при помощи давления на региональные власти и подведомственные им СМИ. Такой подход не лучшим образом отражается на результате — опыт «Территории» это очевидно доказывает. При этом многократно озвученная необходимость строительства сети кинотеатров в российских городах еще долго будет вызывать у властей сомнение, тем более сейчас, когда они прикидывают, что бы закрыть или хотя бы заморозить. Впрочем, есть еще один вариант — вернуться к советской практике определения лидеров проката. Тогда считали не деньги, а зрителей, которые посмотрели тот или иной фильм в течение года. Впрочем, даже в те времена ленты, просачивающиеся на киноэкраны СССР из-за железного занавеса, часто обходили родные блокбастеры. Просто проклятие какое-то.
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 11.11.2015
Добавить комментарий
Комментарии