Про профессию
Профессию выбрал сознательно, она мне нравится. Сказать, что перед какими-то операциями волнуюсь больше, не могу. Без разницы — взрослый это или ребенок. Особо не переживаю по этому поводу, страшные сны по ночам не снятся. Конечно, сердце екает — думаю, это никогда не пройдет.
Все, чему учат в институте — это букварь. Настоящее начинается только на месте работы, когда тебе дали скальпель и ты идешь и делаешь. В учебниках пишут то, что должно быть в идеале. На самом деле так практически никогда не бывает. Организм человека непредсказуемый. Каждый раз ты делаешь выбор и сам принимаешь решение. У хирургов есть негласное правило: пока не научился сам принимать решение, ты не хирург. А вот опытным врачом можешь не стать никогда — именно сам для себя. Можно всю жизнь работать, но так и не осознать, что вот он, опыт, пришел. Потому что каждая операция как чистый лист, все индивидуально.
Про зарплату и взятки
Есть два варианта заработка в наших больницах: работаешь на окладе, плюс дежурства и все надбавки, или работаешь «дежурантом» — день-ночь, двое суток дома. При первом варианте зарплата повыше, на втором — тысяч 15. Хирург не получает денег за каждого больного. То есть я могу за смену сделать три операции, могу ни одной — на зарплате никак не скажется.
Деньги за каждого больного получает медицинское учреждение. Только, например, за травматологического больного выплатят 30 тысяч, а больница может затратить на него 100 тысяч. Также и с хирургическими больными: платят за них 23 тысячи, а затраты в пять раз выше. Врачи этих денег не видят.
В этом году хирургам убрали надбавки за вредность, сократили стаж, еще и отпуск хотят сократить — вместо 50 дней сделать 37. Причем по области есть больницы, где уже сократили отпуск. По мне, хирург должен получать 35—40 тысяч рублей. За эти деньги я готов и днем и ночью работать, дежурить… На 15 тысяч не прожить. Тем более если у тебя семья. Не везде так, я не в одной больнице работал — есть зарплаты выше. В этом вопросе очень многое зависит от руководства.
Сам я взятки не беру. Хотя что в этом плохого? Почему не взять деньги за помощь пациенту? Сейчас некоторые больницы неофициально перешли на коммерческую основу. Люди работают и зарабатывают — проблем нет. А взятки берут все, кто может — просто выбора нет. Насчет того, что у хирургов куча подарков — вранье. Благодарных пациентов единицы. А так чаще всего и спасибо не дождешься. Также и со стороны руководства.
Про нехватку кадров
Сейчас в хирургии 25-летние и те, кому за 50. Молодым остается 5—8 лет, чтобы чему-то научиться. Промежуточное звено отсутствует — 30-летние из Амурской области уезжают. Набираются немного опыта и чемоданы пакуют. Причем едут куда угодно. У нас полкурса уехало — в Биробиджан, Москву, Сочи, Санкт-Петербург… Все, кого знаю, нормально зарабатывают. Знакомый во Владивосток уехал. Он ожоговый врач, за десять дежурств в месяц 40 тысяч рублей получает. У меня здесь 15 тысяч за ту же самую работу.
Те, кто уезжают, трудоустраиваются как угодно — по блату, за бабки, лишь бы зацепиться. Официально оклады в той же Москве маленькие. Зарабатывают платными услугами и «леваком».
У нас платные клиники тоже есть, но молодым туда путь заказан — без опыта не возьмут. Чтобы туда попасть, надо хорошую лапу иметь. И потом, чтобы работать в Благовещенске, нужна жилплощадь. А как платить ипотеку с такой зарплатой? В муниципальных больницах нехватка кадров существует, меня тоже не раз звали в городские больницы. Были варианты и с жильем, но страшно в кредиты влезать.
Сейчас работает программа «Земский доктор», по который врачам дают миллион, если они едут работать в район. По договору зарплата нормальная, но потом медики получают совсем другие деньги. А деваться некуда — 5 лет отработать обязан. Но я поехал, сразу квартиру дали ведомственную, детский сад без проблем.
Меня сейчас возьмут куда угодно. В Благовещенске не хватает урологов, анестезиологов, хирургов. Но в плане опыта городская больница — это не то. В районе помогут, подскажут, покажут, научат. Ни один городской хирург не делает то, что делают в районе. Если это не советский хирург.
Про стресс, алкоголь и приметы
Пьют все, но такого, чтобы пьяный на операцию пошел, не было. Самая страшная операция? Все страшные. Пожалуй, самая сложная из тех, что у меня были — удаление желчного пузыря. Я тогда просто один остался на весь район, страховать некому.
Делал все — ампутацию, трепанацию черепа, ножевые, язву, аппендицит… Работаем на материале заказчика, как говорится. Есть нелюбимые — грыжи не люблю. Не знаю, почему. Перед операцией обязательно покурить надо. Ну и в туалет сходить — мало ли, сколько операция продлится. Если в операционной инструмент упал — значит, пахать будешь еще как минимум сутки.
Про лекарства
Такого, чтобы инструментов в больнице не было, не случалось. А вот с лекарствами систематические перебои. Больница готовит заявку, ее разыгрывают на аукционе, потом идет закупка. Зависит от того, кто занимается закупками — этот человек должен следить, прошли ли деньги, отгружены ли препараты и так далее. Периодически нет спазмолитиков, растворов, антибиотиков, даже бинта, гипсов, обычного кетарола и ношпы не было одно время. Был случай, что не было препарата для наркоза. Благо не попала на этот период операция, тогда не знаю, что бы делали.
Нет лекарств, и в истории болезни пишешь: лекарства за счет пациента. Главврач вызывает и спрашивает: «Вы зачем так пишете? За это же штраф положен». А я здесь при чем? То есть лекарства должны быть, а их просто нет. Слава богу, у меня не было случаев, когда это привело к каким-то последствиям. Стоит заикнуться об этом, а в ответ — работайте. Так и работаешь: идешь к больным и говоришь — этого нет, будете покупать? Вот тебе и бесплатная медицина. В другой больнице все то же самое, но лекарства есть. Вопрос — кто не дорабатывает?
Многие мои знакомые ушли из профессии, некоторые после получения диплома даже не стали пробовать. А потому что не стоят семь лет учебы тех денег, что мы зарабатываем. Я не хочу уходить, есть надежда, что станет лучше. Потому что хуже — уже некуда.
Добавить комментарий
Комментарии