Гиллеспи, конечно, такого кино ещё не снимал и, соответственно, с такими бюджетами не работал. Команда вообще подобралась достойная: группа сценаристов оскароносного «Бойца», оператор, который катастроф не снимал, зато снимал все остальное — от фильмов Вуди Аллена до пары частей «Сумерек», композитор «Невидимой стороны» и «Большого Лебовски». Опять же в актерском списке значился Кейси Аффлек, ради которого стоило потерпеть и творческие потуги героя космических приключений Криса Пайна, и совершенно проходную роль, которую получил Эрик Бана. В основе сценария — всех на свете уже задолбавшие «реальные события»: а именно крушение нефтеналивного судна «Пендлтон», которое произошло у берегов Новой Англии в 1952 году. Соответственно, при сильнейшем шторме. Отвага и мужество, таким образом, присутствуют сразу в двух сюжетных линиях: пока оставшиеся в живых моряки не дают затонуть тому, что осталось от танкера, суровые парни из береговой охраны на довольно хлипком катере преодолевают бушующее море, чтобы доставить терпящих кораблекрушение на берег.  

Картина, впрочем, начинается с третьей линии, повествующей нам о неземной любви, и ею же и заканчивается, что основательно подрывает авторитет проекта. Перед тем, как заняться, наконец, делом, Гиллеспи разводит двадцатиминутную приторную историю знакомства Берни и Мириам, и чем дальше, тем более стыдно становится всем, кто к этому причастен. Зритель, конечно, поначалу веселится от всех этих «пальто из плюшевого медвежонка» и «женишься ли ты на мне — нет», но романтическая героиня очень быстро начинает всех бесить. Девица явно не справляется с ролью будущей жены мужика из береговой охраны, шляется к нему на работу, достает коллег и начальство и делает плаксивое лицо. К тому же с ней постоянно приключаются всякие неприятности, то одеться забудет, то машину в сугроб загонит. Чтобы хоть как-то оправдать ее в глазах общественности, сценаристам приходится идти на совсем уж глупый сюжетный ход: к счастью, он припасен напоследок. Берни, которого буквально волокут под венец, вздыхает, смотрит под ноги и, возможно, в море в шторм выходит с целью пойти на корм рыбам, лишь бы не связываться с этой наглой и эгоистичной особой.

Так или иначе, на описанное выше приходится лишь отвлекаться, потому как никакой смысловой нагрузки любовная линия в себе не содержит: собственно, для этого даже не стали приглашать хоть сколько-нибудь яркую актрису. Настоящее кино делается в море: и вот там Гиллеспи дает себе развернуться в полную мощь: даже откровенно вторичные вещи дороги ему, как свои собственные. История одного бедствия начинается с великолепной во всех отношениях сцены, в которой экономия бюджета прекрасно сочетается с эффектом неожиданности. Половина «Пендлтона» скрывается в пучине морской вместе с капитаном, которому так и надо, и прочими уполномоченными отдавать приказы: на сцену выходит герой Аффлека по фамилии Сайберт, который мало того что «я же предупреждал», так еще и соображает за всех сразу. Как по-настоящему хороший актер Аффлек старательно избегает проявлений шаблонного героизма, заменяя его горьким юмором: собственно, его персонаж и есть подлинный центр этого фильма. Скептики, паникеры, недоброжелатели — всем в конце концов найдется место на спасительной палубе катера береговой охраны, куда смертельно уставший Сайберт, само собой, спустится последним.

И пока четвёрка спасателей преодолевает огромные волны (посмотрев на которые, хочется еще раз плюнуть на афишу недавнего «На гребне волны») и собственные разногласия, распевая ирландскую песню с рефреном «Тимми!», а без пяти минут жена их рулевого сворачивает кровь всем, кого встретит, на берегу, зритель чуть ли не просит постановщика вернуть действие в машинное отделение злополучного танкера. Здесь кипит неподдельная борьба за жизнь, как в книжках, знакомых с детства: буквально разрубив топором гордиев узел всевозможных противоречий, выжившие объединяются, чтобы спастись. Посудина заполняется водой, руль приходится делать из подручных средств и то для того, чтобы посадить остатки «Пендлтона» на мель. В общем, это, может быть и лучшие часы, но тикают они очень уж стремительно. Создатели картины при воссоздании реальных событий заботились также и о рейтинге фильма, поэтому вода здесь губит людей так, чтобы подросткам можно было продавать билеты. То есть большинство летальных исходов остается за кадром, а чтобы уж совсем не скатываться на уровень доброй сказки, растеряв ощущение истинной опасности происходящего, авторы почти анекдотично жертвуют коком: бедняга всю дорогу тоже распевал песни и вряд ли оценил бы сложившуюся иронию.

Действие едет к хеппи-энду по накатанным и ярко сверкающим рельсам, но в силу пониженного уровня пафоса и отсутствия связанных с этим дурацких диалогов это совершенно не напрягает. Хорошие парни делают свою непростую работу: кто-то из сценаристов пытается примешать к этому оригинальнейшую мораль про правила, которые иногда просто необходимо нарушать, но сути она никоим образом не меняет. «И грянул шторм» — добротное и технически выдержанное кино про выживание, которое явно входит в моду в Голливуде, у которого достаточно и плюсов, и минусов, но первые все-таки перевешивают. Интересно было посмотреть и на младшего Аффлека в героической роли: сам актер признается, что снялся в ленте Гиллеспи, чтобы было что показать подрастающим сыновьям, ведь режиссеры видят в нем «чаще всего насильников и убийц». Да и вообще хорошее дело — рассказать о давно покинувших этот мир героях, которые посреди размеренной жизни способны рисковать жизнями, спасая себя и других: а там, глядишь, и гневный океан становится не так уж страшен и даже помогает тем, кто его победил, вернуться домой.

Возрастная категория материалов: 18+