При создании ленты студия ориентировалась главным образом на собственный анимационный фильм с одноименным названием, который вышел на экраны в 1967 году, получил продолжение, а медведь Балу и вовсе впоследствии отправился в самостоятельное плавание. Несмотря на то что, помимо самого Маугли и нескольких третьестепенных персонажей, в «Книге джунглей» все нарисовано, Фавро все же делал игровое кино, так что логичнее было бы внимательнее полистать рассказы Редьярда Киплинга. Но в таком случае реверанс мультфильму, к которому успел приложить руку сам великий основатель компании, не получился бы таким очевидным. Так что будет вам и поющий обезьяний король Луи, и неустанно веселящий окружающих балагур Балу, и Шер Хан, которому ярость и агрессия с успехом заменяют коварство и живучесть. Маугли при этом до самого конца останется подростком: хотите посмотреть на полуголого мускулистого мужика в джунглях — пересмотрите великолепный советский мультфильм или дождитесь «Тарзана», он тоже не за горами. Перед нами очередное совмещение детского и взрослого кино, которое на этот раз вполне удалось.

Фавро с легкостью расправляется с множеством подробностей жизни Свободного Народа, созданных Киплингом, постепенно сосредотачиваясь на противостоянии маленького человека и тигра-людоеда. Первый проявляет недюжинные для воспитанного среди зверей ребенка интеллектуальные способности (в том числе и технические), второй, наоборот, полагается исключительно на когти и клыки, и оба достигают определенных успехов. Иногда режиссер позволяет себе перейти грань между сказкой и абсурдом, чтобы повеселить зрителя, однако делает это аккуратно: например, вкладывая в уста Балу кабацкие песнопения и рассуждения о разнице между творчеством и пропагандой. Апогея это очеловечивание достигает, когда на экране появляется король Луи, в котором придирчивый взгляд без труда разглядит несколько оскорбительную пародию. Впрочем, повелителя обезьян в оригинале озвучивает Кристофер Уокен, а Идрису Эльбе и Лупите Нуонго достались Шер Хан и мать-волчица Ракша. Малютка Маугли при всем этом порой довольно неуверенно чувствует себя в родных джунглях, зато постановщик постоянно дает понять, что столкнись злобный тигр с тем, что из этого мальчугана вырастет, его шкура уже через пару минут сушилась бы на распорках. 

Сама пафосная концепция первоисточника («мы с тобой одной крови» и «что скажет Стая»)  в фильме предстает довольно-таки размытой: звери, конечно, постоянно декламируют хором стишок про Закон джунглей, как будто живут в вымышленном тоталитарном государстве, но по сути здесь каждый за себя. Именно поэтому Шер Хан выглядит не особо приводящей в трепет, зато абсолютно реальной угрозой: друзья Маугли не могут ничего ему противопоставить, хоть и рискуют жизнями, не задумываясь. В какой-то момент действие превращается в назидательное повествование о том, что от проблем убегать — только хуже делать. Но звучащие в самом конце слова о том, что, мол, человеческий детеныш объединил всех, всерьез не воспринимаются: в конце концов, тигр именно из-за него окончательно свихнулся, джунгли загорелись — тоже, а в итоге герои с небольшими потерями вернулись на исходную точку. Финальная битва с приемчиками в духе Кевина из «Один дома» окончательно убеждает в том, что при просмотре о Киплинге лучше вспоминать как можно реже.

Судьбу постоянно топчущегося на одном месте сценария решает картинка. «Книга джунглей» визуальным исполнением иногда приводит в неподдельный восторг — при том, что камера очень редко взмывает над не знавшими ноги человека просторами, уделяя гораздо больше внимания деталям и неожиданным решениям. В образах животных практически нет ожидаемых мультипликационных черт, что делает происходящее на экране очень серьезным: опаленная морда Шер Хана в паре моментов способна не на шутку перепугать маленького зрителя. Создатели фильма вложили много сил в звериное разнообразие, в движения персонажей, благодаря чему Нил Сетхи, которому досталась роль Маугли, не выглядит посторонним посреди сказочного мира. В тех местах, где сюжету явно недостает скорости, зритель все равно не отрывается от экрана — там постоянно есть на что посмотреть. Например, на волчат, способных растрогать кого угодно, или на полчища бандерлогов, умеющих действовать как единый организм. Почти два часа в джунглях пролетают незаметно: а отсутствие шакала Табаки с лихвой компенсируется шуточками Балу.

Некоторое недоумение вызывают образ питона Каа, который в этой версии «Книги джунглей» получил женское воплощение, и голос Скарлетт Йоханссон — в том смысле, что не очень понятно, зачем он здесь вообще нужен. Конечно, в фильме Фавро на злодейской чаше весов явный дефицит: из-за постоянных перемирий можно подумать, что травкой и медом питается даже Багира, а Акела с компаньонами пьют нектар. Однако настоящей людоедки из змеи не получилось, из действия ее вышибают с обидной легкостью, и Шер Хан вновь остается в одиночестве: обезьяньего короля в полноценные антагонисты не запишешь. Тем не менее  воздействие ленты очень велико: после ее просмотра совсем не хочется пересматривать старый диснеевский мультик, зато поискать на книжной полке Киплинга — очень. «Мне хочется спать, Багира, а у Шер Хана такой же длинный хвост и такой же громкий голос, как у Мао, павлина», — так говорил Маугли, который не бегал от тигра, а противопоставил ему силу человека. Впрочем, в вероятных продолжениях «Книги джунглей» такого героя нам не видать.

Возрастная категория материалов: 18+