Ирина Васюкова
Раскопки
Для меня город Волгоград — святое место. Желание непременно посетить город-герой появилось пару лет назад, когда я увлеклась военной историей и выяснением места гибели моего дедушки Ивана Манжулы. Годовое расследование привело меня в степи Волгоградской области. Эшелон, в котором ехал мой дед в июле 1942 года, прибыл в Клетский район, что в 150 километрах от Сталинграда. И после боя 15 августа, в котором полегла почти вся 205-я дальневосточная дивизия, дед пропал без вести.
С детства я мечтала о том, что однажды поисковики смогут найти его останки, и мы похороним его со всеми почестями, положенными воину-освободителю. Поэтому предложение поучаствовать в раскопках недалеко от тех мест, где погиб родной человек, я восприняла не иначе как подарок судьбы. К тому же время поисковой экспедиции удачно совпало с моим отпуском.
Хутор Буерак-Поповский Серафимовического района, где проходила «Вахта памяти», находился в пяти часах езды от Волгограда. Для меня эти часы пролетели как мгновение — не терпелось оказаться на месте. И вот утром следующего дня мы, вооружившись лопатами, двинулись в путь. От нашей базы место раскопа находилось в трех километрах: среди зеленой глади полей я увидела земляные насыпи — археологи работали в этом месте уже несколько дней. Первые часы я наблюдала, как действуют ребята, как вытаскивают из земли предметы, пролежавшие под слоем почвы больше 70 лет.
И вот первая крупная находки — две лопатки и тазобедренные кости. Останки лежали друг на друге, как будто их обладателя сломало пополам. Перед глазами невольно промелькнула картина: падает снаряд и взрывной волной всех, находившихся в окопах, откидывает назад и присыпает землей…
Потом мы нашли фрагменты скелета, обрывки бумаги, пряжки от ремня, гильзы. Попадались и патроны с порохом внутри. Один из экземпляров был надвое разрезан: порох похож на гранулы стирального порошка или мелкую железную стружку. Четко помню свою первую найденную косточку. Она торчала из пласта сухой земли, и пока я ее потихоньку вытаскивала с помощью маленькой лопатки и кисточки, мое сердце наполнялось каким-то ранее незнакомым чувством. И осознанием того, что ты делаешь настолько великое дело, что важнее этого сейчас нет ничего на свете.
И вот очередная удача: под руками блеснула чайная ложечка. Сохранившаяся частично, но с целой ручкой. Этот предмет заставил всех отвлечься от работы. Пока находку оттирали от земли и промывали водой, мы втайне надеялись, что солдат успел выцарапать свою фамилию и первые буквы имени и отчества. Увы, единственное, что удалось прочитать — это название завода-изготовителя.
Каждый день в полях, разламывая куски дерна, я надеялась найти хоть что-то, что поможет опознать хотя бы одного бойца. Но чуда не произошло. Даже найденные обрывки письма не удалось прочитать — слишком долго пролежала бумага в земле. Получается, все поднятые бойцы — безымянные... Это, к сожалению, обычная практика для поисковиков — удается идентифицировать лишь малую долю останков поднятых бойцов. Но я уверена, что это нисколько не умаляет значимости их подвига и того, что они отдали свою жизнь за наше будущее.
Пусть я никогда не смогу найти останки своего деда, но я верю, что, возможно, это когда-нибудь сделают за меня другие поисковики. Для них известная фраза «Война не закончена, пока не похоронен последний солдат» — не простые слова. Для каждого поиск героев войны — уже давно стало делом чести, делом всей жизни. Поэтому они будут продолжать искать и поднимать бойцов. И это уже немало. Ведь правда?
Только он не вернулся из боя:
Проект АП «История моего деда»
Амурские поисковики обнаружили останки советского солдата в Волгоградской области
Амурская правда
от 08.06.2016
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии