Делая настоящую сказку, режиссер Дэвид Лоури запросто жертвует здравым смыслом и логическими построениями. На выходе получается доброе кино, в котором есть место слезам и смеху, а полное отсутствие отрицательных персонажей делает картину еще более жизненной и проникновенной. Есть основания полагать, что часть публики действительно поверила в существование мохнатых драконов, способных становиться невидимыми.
Что там говорить — Лоури начинает рассказывать историю с того, что в других обстоятельствах вполне сошло бы за несчастливый конец. Разобравшись с самым страшным в первых же сценах, постановщик далее становится гораздо более милосердным к зрительским чувствам. Главный герой остаётся один в дремучем лесу в пятилетнем возрасте, через минуту набегают злые волки, через две приходит дракон и решает большую проблему маленького человека. Основная история будет развиваться в будущем: Питу и его новому другу, которому он дал имя Эллиот, предоставляют целых шесть лет, чтобы как следует подружиться. С появлением на лесной полянке слегка помешанной на экологии героини Брайс Даллас Ховард по имени Грэйс («рыжие все такие») в повествование возвращается социум: как и многие предшественники Пита в сфере единоличного выживания среди зверей и трав, он все-таки должен вернуться к своему племени. Процесс возвращения и станет основной сюжетной линией: «Пит и его дракон» — это в первую очередь рассказ о том, что рано или поздно придется расстаться с тем, что любишь больше всего, но это совсем не обязательно жирная точка. Новые знакомые главного героя, конечно, не смогут заменить ему в полной мере ни родителей, ни лучшего и единственного друга, но и принципа «всему свое время» тоже никто не отменял.
Чтобы мы не сильно тосковали из-за несправедливого с виду устройства жизни, Лоури расставляет тут и там аттракционы. Они простые и многократно испытанные: главным, конечно, является шоу под названием «друг спас жизнь другу», но есть и менее масштабные: в конце концов, речь идет о контактах людей с драконами. А потому имеется достаточно простора для комических ситуаций: вот бородатые лесорубы с криками убегают от мохнатого чудовища, а вот скучающие в больнице детишки сопровождают его появление гораздо более спокойно. Впечатление произвести помогает оператор Боян Бацелли, который еще в незабвенном «Звонке» постоянно отвлекался от страшилок, пытаясь достичь в картинке идеала. Здесь специалисту уже никто особенно не мешает, а потому природа Цинцинатти предстает перед публикой во всей своей мощи и красе: даже непонятно, как у вышеупомянутых лесорубов хватает совести изничтожать под корень такие богатства. Сам дракон и вовсе восхитительно хорош: данные о том, принимал ли все-таки в его создании участие Энди Серкис, разнятся, но получилось здорово. Признаки интеллекта и вообще некая очеловеченность совсем не портят сказочное существо: создатели фильма очень хотели, чтобы мы позавидовали Питу, и им это удалось. Совмещая в себе грацию с неуклюжестью, дракон мгновенно становится полноценным персонажем картины — в какой-то момент зритель и вовсе понимает, что больше всего сочувствует именно ему.
Людскую доброту в фильме много кто символизирует, в том числе и отец Грэйс, в роли которого предстал легендарный Роберт Рэдфорд: отличное кастинговое решение, надо сказать. Старик, столкнувшийся с Эллиотом в лесах много лет назад, успел стать городским посмешищем, хотя смеются над ним без злости: местные дети растут на этих историях, а взрослые хорошо помнят, что сами были такими детьми. У самой Грэйс довольно запутанные личные отношения с одним из лесорубов — зачем в сценарии эти гражданские браки с приемными детьми, вообще не очень понятно. У возлюбленного героини есть брат по имени Гэвин, который являет собой не столько зло в чистом виде, сколько человеческую склонность к дурацким поступкам. Эта роль досталась Карлу Урбану, который совсем недавно в «Звездном пути» подавал некоторые надежды: но нет, видимо, показалось. Гэвин прямолинеен и предсказуем, он охотится на дракона по тем же причинам, по которым яростно вырубает деревья в заказнике — впрочем, причинами это на самом деле назвать сложно. Не менее добрый, чем его собственные персонажи, Лоури даст заблудшему возможность осознать и даже попытаться исправить свои ошибки — впрочем, к этому времени дети, женщины и старики разберутся с проблемами самостоятельно. От мужчин в этом фильме вообще одни беды — или одно веселье, если речь идет о служителях закона. Закон и дракон совмещаются плохо.
Как и любой проект, главным адресатом которого являются дети, «Пит и его дракон» во многих случаях обходится условностями, в других — чужим опытом. Мальчику, собственно, так и не удается встать в центр происходящего: слишком долго и неумело он корчит из себя одновременно Маугли и Тома Кенти. Мы не станем спрашивать многого — в том числе, как ребенок, который едва научился читать по слогам, сохранил дар речи за шесть лет жизни в лесу в компании существа, умеющего только урчать и чихать. Проблема не в несостыковках, которых в сказке может и должно быть предостаточно: просто перед нами второй подряд юный актер (первый был в «Книге джунглей»), который абсолютно не справляется с ролью дикаря поневоле. Пит сбегает из больниц, скачет по капотам автомобилей, пытается выть на еще не взошедшую луну и трясет волосами, за несколько лет аккуратно отросшими до плечей, но все это вызывает скорее раздражение, нежели любопытство. Из-за этого на второй план уходят и все остальные «человеческие» герои фильма, которым не хватает ни времени, ни причин для того, чтобы внезапная всеобщая любовь к мальчугану из леса казалась похожей на правду. Благо, есть на что отвлекаться: дракон, которому вообще-то положено скрываться от людей (этим он и занимался на протяжении кто-его-знает-скольких-лет), просто так своего товарища в союз защитников и потребителей природы отдавать не намерен.
Так и получается, что один час и сорок минут остаются позади, а зритель еще как следует не насмотрелся на удивительное существо, которое обладает вертикальным взлетом, неуверенной посадкой и даже вполне себе жарким огнем: Эллиот, конечно, не Смауг, но если разозлить, то быстро становится понятно, что делать этого было не надо. Под конец Лоури позволит себе еще один временной прыжок со вполне очевидной целью, но, собственно, это уже без надобности. Зритель и без того пребывает в двойственных чувствах: с одной стороны, мальчик нашел маму, с другой — честное слово, лучше бы он как можно дольше оставался в компании развеселого и сильного дракона, который хоть на человека и похож, да на человеческие поступки не способен. Но тот же самый зритель, даже если ему давно за 30, вполне доволен: «Пит и его дракон» — это хороший повод оживить детские мечты. В конце концов, Disney на собственном примере показывает нам, что написанное пером вполне себе можно материализовать: нет никаких сомнений, что эта картина займет достойное место среди лучших кинематографических сказок, которую будут часто показывать по телевизору в удобное для детей время. И это, конечно, прекрасно.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии