Поговаривают, что Стрэндж пришел на смену Тони Старку. Боссам Marvel надоело все более и более вызывающее поведение Роберта Дауни-младшего, который постоянно что-нибудь у них требует. То гонорары всем вокруг повысить, то Мела Гибсона в режиссеры позвать — немаловероятно, что в следующий раз мы увидим Железного человека на экране в новом, более сговорчивом обличии. Первый фильм о докторе сделал многое, чтобы сместить акценты: зритель увидел доселе незнакомую, обратную сторону действительности, в которой сражаются Мстители, а главный герой выступил истинным одиночкой, способным тащить на себе всю махину. Такое не под силу ни деревенщине Тору, ни солдафону Капитану Америке, ни уж тем более всяким там пантерам и муравьям, которые своими сольными проектами просто заполняют паузы. Остальные привыкли держаться группами и компенсировать недостатки друг друга. Тем временем Стрэндж демонстрирует публике эго, которое запросто поспорит по масштабам со старковским, способен спасти мир самостоятельно, приложив талант, навыки и смекалку — осталось только потренироваться в шутках-прибаутках, и прощай, летающая железяка. Насчет харизмы Камбербэтча и рассуждать не стоит — ее хватит на десяток супергероев.
Режиссером экранного дебюта доктора Стрэнджа выступил Скотт Дерикссон, в послужном списке которого два неплохих ужастика («Синистер» и «Шесть демонов Эмили Роуз»), один неудачный («Избави нас от лукавого»), а также один дурацкий фильм с Киану Ривзом и, о чем совсем уж не хочется вспоминать, «Восставший из ада 5». Постановщик, оказавшись в не самых знакомых для себя обстоятельствах, не только справился, но еще и сценарий помог написать: опыт имеется, и за «Узел дьявола» — отдельный плюсик. На 100 процентов совладать с продюсерским давлением не удалось, да это было и невозможно, поэтому в «Стрэндже» столько совершенно лишнего в мире магов мордобоя, пафосных монологов и ненужных персонажей. Однако главное получилось: 14-й фильм о супергероях Marvel оказался очень непохожим на предыдущие. До этого таким успехом могли похвастаться разве что «Стражи Галактики», но там было проще прятаться за комедийную составляющую и прочий Sci-Fi (с английского языка — научный художественный вымысел, художественный вымысел о науке. В русском языке прижился вариант «научная фантастика»). Списывать это на одну лишь, пусть даже невероятно качественную и красивую, картинку не хочется: неумолимая рука постановщика, не позволяющего действию сбиться с набранного темпа, ощущается чуть ли не физически. А если вспомнить, что не так давно Джосс Уидон проделал с «Эрой Альтрона», хочется клонировать Дерикссона и поставить его во главе всех будущих проектов комикс-вселенной.
Сюжет «Доктора Стрэнджа» не особенно замысловат и без гаррипоттеровщины здесь было не обойтись. Только вместо обычного мальчика перед нами обычный дяденька, а попадает он не в Хогвартс, а в Тибет. Камбербэтч вступает в действие в образе своего разлюбимого Шерлока, и от нас никто это особенно и не пытается скрывать — тем ярче воспринимается его перевоплощение в дальнейшем. За непомерную гордыню судьба наказывает нейрохирурга тяжелой травмой кистей рук, другие врачи бессильны помочь Стрэнджу восстановиться. Раз-два — и вот уже обросший нелепой бородой доктор постигает азы магического реализма в священном месте, оборудованном Wi-Fi. Человечеству тем временем грозит погружение в странный мир фиолетовых шариков и заостренных столбов, поэтому герой окончательно отказывается от первоначальной идеи починить себе ручки, экстерном осваивает боевые искусства астрального мира и бросается в драку. Все вокруг, понятное дело, шокированы силой дара, а наставник в виде бритой наголо Тильды Суинтон терпит оскорбления и претензии, чтобы передать новобранцу поводья волшебной защиты нашей реальности и уйти на пенсию, испарившись в воздухе. Доктор надевает красивую мантию летучести (понятно, не плащ невидимости же), вешает на шею один из Камней Бесконечности, превращает косматую бороду в аккуратную бородку и идет бить врага его же оружием.
Наверное, самым слабым местом «Доктора Стрэнджа» являются антагонисты. Про главного-преглавного злодея, очередного пожирателя планет, галактик и вселенных по имени Дормамму и говорить не хочется — не ладится пока у Голливуда с высшими существами. Получается либо Морган Фриман, либо какая-то, говоря языком Ильфа и Петрова, потрясающая харя в небесах, сыгранная, кстати, тем же Камбербэтчем. Казалось бы, функции Зла, которое весь фильм только и делает, что грядет, должен с успехом исполнять его наперсник на Земле, тем более что эта роль досталась не кому попало, а самому Мадсу Миккельсену. Не вышло, и в первую очередь потому, что в этом сюжете вообще все вращается вокруг доктора: волшебник-ренегат, конечно, успевает вставить несколько палок в колеса, но ни к чему, кроме нелепой беготни друг за другом, махания руками-ногами и пары невыносимо пафосных монологов о глупости, это не приводит. И это персонажу по имени Кецилий еще повезло. В сюжете имеется, к примеру, возлюбленная доктора, Кристина Палмер, которую сыграла Рейчел МакАдамс. Они, правда, все время друг друга бросают, но любовь остается. Ей в фильме досталась столь жалкая функция, что становится по-человечески обидно за номинантку на «Оскар»: ну что это за «я обиделась — я передумала обижаться — я поставила капельницу».
То же и с остальными персонажами, включая Мордо, боевого товарища доктора Стрэнджа, которому по всем признакам быть в сиквеле уже на другой стороне баррикады. Дерикссон снял фильм, позволяющий два часа любоваться актерскими способностями Бенедикта Камбербэтча в самых разных декорациях, в том числе и тех, которые люди, никогда не принимавшие тяжелых наркотиков, обычно называют наркотическими и психоделическими. Сам доктор, что характерно, поначалу тоже. Тот факт, что все это оказалось совсем не скучно смотреть, создателям франшизы ни в коем случае не следует принимать за железобетонную данность. В дальнейшем придется и над злодеями работать, и мисс Палмер руки развязывать, и главного героя слабостями наделять. Но для дебютного явления «Доктор Стрэндж» необычайно хорош, еще и тем, что остальные обитатели комикс-вселенной не лезут в кадр с настойчивостью Ника Фьюри, а вообще остаются в тени до самой «сцены после титров», прекрасной в своей лаконичности. Понятно, что Камбербэтчу еще придется побегать по полянке в компании Йоханнсон и Эванса. И есть опасения, что положительные стороны одиночества еще не раз с легкой грустью вспомним и мы, и сам актер.
Добавить комментарий
Комментарии