С пятого класса за верстаком

— Как давно вы занимаетесь мастерством?

— Руками работаю сколько себя помню. Каждый ведь с детства что‑то вырезает, клеит, шьет. Все навыки с уроков труда еще помню. С пятого класса, как говорится, за верстаком. Дерево, металл, авиамоделизм — это было обязательно в школьной программе. Раньше трудовик был самым уважаемым человеком в школе, потому как многое мог руками сделать, а главное, этому научить.

— С какими материалами в основном работаете, какому отдаете предпочтение?

— Дерево, кость. Кроме того, на Дальнем Востоке есть находка для мастеров — маньчжурский орех, тот самый, который горожане даже не замечают на улицах под ногами. А вот в Белоруссии с ним мастера работают. Например, пуговицы из него на вязаных изделиях смотрятся просто роскошно. Орех выращиваю, да и в городе его достаточно растет. Так как живу в своем доме, у меня, конечно, есть собака и ее надо кормить. Для этого покупаю мослы — кости остаются, можно сказать, это «говядина» обычная. Прошу специально у продавцов нерубленные. Суставы выпиливаю, остается трубка, с ней и работаю. Когда я только начал заниматься деревом, то понял, что своими работами даю ему вторую жизнь — оно продолжает свою жизнь уже рядом с человеком. Но это если дерево правильно, по‑доброму, как говорится, взято. Ведь даже наши предки выбирали, какое дерево, когда и как валить. Я работаю с отходами, в привычном понимании негодными деревяшками. Мне нравятся наши подпрелые валежные дубы — они с удовольствием ложатся под топор. А можно взять такое дерево, что об него только все руки изрежешь — ничего не получится. Это знак того, что дерево не готово работать — рано.

— Как выбираете, из чего именно сделать то или иное изделие?

— Материал сам выбирает, что из него сделать. Допустим, из дерева нельзя вырезать какие‑то мелкие вещицы. Когда есть цель, образ в голове, уже думаешь, какой материал поддастся идее. Так, порой лежат заготовки разные, смотрю: ага, из этого хорошая хлебница выйдет, из этого — карандашница. Бывает, что куски в итоге выбрасываю — ну не увидел я формы в них!

— Инструменты тоже по старинке подбираете?

— Сейчас инструмент купить не проблема, в магазинах много разного. Но я все под себя затачиваю. Что‑то переделываю с фабричного, что‑то сам изготавливаю. Выжигательные машинки, например, сделал — пришлось похимичить с трансформатором, чтоб напряжение побольше было. Работает он у меня уже лет двадцать.

О чем молчат деревья

— По дереву в нашем городе есть мастера, а вот резчиков по кости не встречала ранее. Трудно ли работать с костью?

— Кость практически ничем не отличается от дерева. Как еще в Средние века про все, что делается из монолита, сказал великий скульптор: представьте, что вы хотите, и уберите лишнее. Вот так я и делаю. Как‑то мне один мастер принес мелкие обрезки кости мамонта, кстати, это считается полудрагоценным материалом. Вначале их использовал для мелких декоративных вставок. Потом, когда стал украшения делать, показался интересным симбиоз дерева с металлом и костью.

— Изделия мастерите декоративные или они все‑таки должны иметь применение в быту?

— Конечно, предпочтение отдаю изделиям, которые носят прикладной характер. Например, организаторы канцелярские. Для Добровольного Всероссийского пожарного общества делал такой, с перекидным календарем — интересный экземпляр получился. Часы тоже нравятся. Механизм беру заводской, а корпус выполняю вручную. Для обрамления механизма подойдет даже выпиленное дупло, где сучок какой интересный есть. К слову, мои часы украшают один из городских баров, интерьер которого выполнен из состаренного дерева.

— Ну ладно часы, иные полезные штуки. Почему украшения?

— Когда стал пробовать заниматься бижутерией, начал обращать внимание на современных женщин: бизнес, может быть, семья, успех карьерный, спа, гламур, блеск, золото, камни. Мне же захотелось найти исконно русскую, простую, натуральную, близкую к природе женскую душу. Раскрыть ее, узнать, выразить через украшения — мою бижутерию нужно с соответствующими нарядами носить. Вот такая идея преображения благовещенок. Ведь украшения — это визитная карточка женщины, а еще — частица души природных материалов, из которых сделана бижутерия. У дерева — своя биоэнергетика. Раньше ведь деревом даже лечили, усиливали какие‑то свои слабые стороны. Осина, к примеру, забирает энергию, береза дает. Если хорошие эмоции — березу обнимали, в злобе — осину, она негативную энергетику откачивает. Или, например, нужно человеку целеустремленность получить — надо к дубу, дар убеждения — к груше, мягкости добавить характеру — к яблоньке.

— Идеи для своих работ где черпаете?

— Люди дарят — посидим-пообщаемся, и душа человека сама все подскажет. Литературу просматриваю, источником служат и иллюстрации к русским народным сказкам. Главное — вдохновиться и творить самому.

От хобби к мастерству

— Людям свои творения показываете? Сейчас в городе достаточно часто проводятся всевозможные выставки декоративно-прикладного искусства.

— Когда только переехали на Дальний Восток, участвовал — вместе с сыном, который тоже «рукастый», но он предпочел фермерство, мастерит не часто. А сам я выставляю работы от случая к случаю.

— Ваши дети тоже втянулись в творчество. Как удалось пристрастить их?

— Не знаю, не учил. Наверное, моя увлеченность подействовала. Если бы мне сказали, что сын будет что‑то делать по дереву, я бы никогда не поверил! Причем он начал делать ложки по технологии времен царя Гороха. Резцы — из Нижнего Новгорода, тесла тоже просили сделать на заказ. Вот откуда это у него?.. Дочь решила рукоделие сделать профессией. Окончила отделение ДПИ, расписывает ткани вручную. Делает коллекционных кукол — это не «ручки-ножки-бантик», а души!

— Хендмейд для вас хобби или нечто большее?

— Работа всегда должна быть по душе. Теперь, выйдя на пенсию, отдаюсь творчеству. В лихие 90‑е, когда денежное довольствие по пять месяцев не получали, мои творческие навыки помогли выжить. Естественное желание, чтобы любимое дело оправдывало себя и финансово. Я считаю, в наше время хэндмейд должен идти в ногу с людьми. В нашем регионе приграничном, например, можно силами народных мастеров делать свою уникальную сувенирную продукцию. Вещи с русской народной энергетикой вызовут большой интерес у туристов, как мне кажется.