Эсер Амурец

— Федор Чудаков был, без преувеличения, самым ярким литератором Приамурья начала 20‑го века. Его можно назвать явлением не просто регионального, а общенационального характера, забытым совершенно незаслуженно, — считает профессор Александр Урманов. — Он ушел из жизни в самом расцвете, однако успел создать значительное количество произведений разных жанров и в лирике, и в прозе, и в публицистике, и в драматургии. Конечно, его наследие неравноценно, но лучшие тексты впечатляют своей актуальностью, остроумием, художественной выразительностью. Все потому, что Чудаков не старался угодить публике, а отстаивал подлинно демократические, нравственные и культурные ценности.

Будущий сатирик родился в 1887 (по другой версии в 1888-м) году в Пензенской губернии в семье сапожника. По окончании церковно-приходской школы продолжил обучение в четырехклассном училище, где начал сочинять эпиграммы на сверстников и учителей. Поступить в университет не удалось, но благодаря самообразованию Чудаков хорошо разбирался в литературе и культуре, обладал эстетическим вкусом, широким кругозором. Во время первой русской революции 1905 года он примкнул к инакомыслящим, вступив в партию эсеров. По обвинению в революционной пропаганде 19‑летний Федор был арестован и сослан в Сибирь, откуда ему удалось бежать. Скрываясь от властей, Чудаков перебрался в Приамурье вместе с Варварой Протопоповой, вскоре ставшей его женой.

В Благовещенске началась журналистская карьера Федора Чудакова, которой не могло помешать даже давление властей. Оказавшись в политическом корпусе городской тюрьмы, он умудрялся сотрудничать сразу с несколькими амурскими изданиями, в которые писал под псевдонимами Амурец, Босяк и Язва. После освобождения Чудаков печатался в газетах «Амурский край» и «Эхо», со страниц которых выступал с ироничной критикой политической ситуации в стране. Несмотря на постоянный надзор полиции, в своих фельетонах он высмеивал недальновидность реформ, лицемерие властей, их равнодушие к нуждам народа, а в 1909 году издал свои фельетоны и сатирические стихи отдельным сборником «Шпильки».

Невоздвигнутый памятник

Кроме журналистики, Чудаков занимался в Благовещенске редакторской деятельностью, выпуская издания демократической направленности. К Октябрьской революции 1917 года он отнесся довольно скептически, не считая большевиков достойной альтернативой царскому правительству, и в начале 1918 года начал издавать сатирический журнал «Дятел, беспартийный», в котором подвергал новую власть жесткой критике. В том же году, вскоре после жестокого подавления в городе Гамовского мятежа, Чудаков и его жена покончили с собой, убив также девятилетнюю дочь и собачку.

— Гибель Федора Чудакова вызвала мощный общественный резонанс. Чтобы читатели смогли оценить причины этой трагедии, в книгу включены отклики современников на смерть писателя, — поясняет Александр Урманов. — Кстати, многие из них были уверены, что в силу трагической смерти литератора его имя останется в памяти будущих поколений. Однако частое упоминание гибели Чудакова в качестве укора большевикам и аргумента в идейном противостоянии с ними произвело обратный эффект.

Новая власть, которую обличал сатирик, отомстила ему посмертным забвением — последнее упоминание Амурца встречается в периодике за 1922 год. На ситуацию не смогли повлиять коллеги и единомышленники Федора Чудакова, хотя ими предпринимались попытки «увековечения памяти» писателя — был создан специальный комитет для этих целей. В планах активистов значились установка памятника Чудакову, издание сборника избранных произведений, сохранение архива. Но не удалось даже последнее: после смерти брата сатирика архив бесследно пропал, изданные газеты и журналы с публикациями Амурца оказались рассеяны по библиотекам страны.

Возвращение автора

— Около 70 лет о Федоре Чудакове не вспоминали печатно, а его творчество было полностью вытеснено из культурного пространства. Лично я впервые узнал об этом писателе в студенческие годы на лекциях по литературному краеведению, которые читал у нас Анатолий Васильевич Лосев — основатель литературного краеведения Приамурья. Но даже он говорил о Чудакове очень скупо, практически не обращаясь к его произведениям, — уточняет профессор Урманов. — В 2007 году я нашел в архивах Анатолия Васильевича наброски неоконченной статьи о сатирике, относящейся к 1980‑м годам. С этого времени началась работа по поиску и изучению творческого наследия Федора Чудакова. За 10 лет я опубликовал ряд подборок его произведений в альманахе «Амур», несколько статей об авторе, в том числе в журнале «Дальний Восток».

По словам ученого, публикации вызвали немалый интерес у литературоведов не только в России, но и за ее пределами. «Знаю, что книгу Чудакова с нетерпением ждут во Франции, США, Китае, — отмечает Александр Васильевич. — Думаю, если у кого‑то и были сомнения насчет масштаба творческого дарования сатирика, это издание исправит положение вещей, и Чудаков займет в истории русской литературы подобающее ему место».

Картинка увеличивается по клику.