Фото: Андрей АнохинФото: Андрей Анохин

Ночные звонки — дело привычное

— Ольга Викторовна, вам часто стали звонить по ночам с тех пор, как перешли на работу в амурское правительство?

— Нельзя сказать, что мне каждую ночь звонят, но бывает. Честно говоря, для нас это дело привычное — семья‑то у нас медицинская! Супруг больше 17 лет руководил областной больницей. Вот тогда тревожные звонки нас будили почти каждую ночь, и ситуации были, всегда такие серьезные… Поэтому и раньше, и сегодня — сотовый телефон ночью я никогда не отключаю.

— За два месяца в новой должности успели вникнуть во все нюансы социального блока?

— Сказать, что я уже полностью адаптировалась и готова прямо сейчас решать самые проблемные вопросы, будет неправдой. Каждое направление, которое я курирую, — это серьезная отрасль. Это люди, свои особенности, зона серьезной ответственности. Социальная  сфера не только чрезвычайно многогранная, но еще и самая недофинансированная.

— Где больше всего проблем?

— Если судить по числу обращений, больше всего амурчан волнуют проблемы ЖКХ, а на втором месте — проблемы здравоохранения. И так продолжается не один год. ЖКХ и  здравоохранение за это время накопили людской негатив.  Поэтому к здравоохранению у меня особое внимание. 

Об интеграции и бриллиантах

— Какие первостепенные задачи поставил перед вами глава региона?

— В первую очередь, наладить четкое межведомственное взаимодействие. Потому что министерств и ведомств, которые я курирую, много, и каждый из них — это «особый бриллиант». При этом у нас очень много вопросов, которые на грани. Казалось бы, проводят спортивное соревнование, а надо, чтобы рядом были и представители образования, и медики. Если говорим о соцзащите, например, об интернатных учреждениях, то они в обязательном порядке требуют участия буквально всех, кто завязан в социальном блоке.  Здесь встают вопросы и строительства жилья, условий проживания, и образования, и медицинского обслуживания, и мер социальной поддержки. Поэтому в области должен быть интегрированный социальный блок.

Ольга Лысенко — заслуженный врач России, онколог, кандидат медицинских наук, доцент кафедры онкологии АГМА, автор более 30 научный публикаций. Имеет большой опыт депутатской работы в Законодательном собрании области, несколько лет руководила  региональной общественной приемной Дмитрия Медведева.

Второй момент — это, конечно, Указы Президента. И здесь самая важная тема — демография. Каждый субъект Российской Федерации имеет индикаторные показатели, по которым оценивают его эффективность. И губернатор мониторит эти показатели каждый месяц. Что сегодня  важно и экономически самое дорогое в оценке? Это трудовые ресурсы. Почему мы не можем так быстро, как хотелось бы, развивать экономику территории,  да потому что нас мало, у нас высокий процент людей пожилого возраста, высокий процент инвалидов.

И третья задача, которую мне обозначил глава региона, —  взаимодействие с муниципалитетами. Мэр каждого города или района, его заместитель по социальным вопросам, начальники управлений — это должна быть одна команда, способная видеть и стараться решить проблемы населения. Они везде разные, зачастую трудноразрешимые. Но мы поможем. В условиях финансового дефицита должна быть максимальная эффективность каждого рубля, вложенного в социальную сферу. Так давайте в первую очередь делать то, что жизненно важно, от чего зависит безопасность и комфортность проживания людей на территории.

Акцент  на первичное звено

— Какие стратегические шаги нужно предпринять в здравоохранении, чтобы минимизировать негативное влияние кризиса и недофинансирования?

— В регионе уже не один год работает комплексная программа развития здравоохранения Амурской области, включающая в себя такие социально-значимые темы, как сахарный диабет, онкологию, сердечнососудистые заболевания, дорожно-транспортный травматизм. Но, на мой взгляд, сегодня очень важно сделать акцент на совершенствование первичной медико-санитарной помощи, а именно обратить внимание на оснащение и обеспечение кадрами ФАПов, амбулаторий, участковых больниц. Они являются первым этапом, куда обращается население с симптомами заболевания. Поэтому нам необходимо расставить приоритеты и сделать качественными медицинские услуги для жителей сел. Отдельно предстоит большая работа по подготовке профессиональных кадров и закреплению на территориях.  Министерству здравоохранения уже дано поручение: еще раз вернуться к инвентаризации  учреждений первичного медицинского звена, и посмотреть, что нужно сделать конкретно по каждой территории. Потом с муниципалитетами мы обсудим дальнейшие действия.

— О каком качестве лечения сегодня можно говорить, если врачи, как тисками, зажаты медицинскими стандартами?

700

миллионов рублей требуется на полную реконструкцию здания благовещенского роддома

— Понятие стандартов — это не обязательная тема, они имеют рекомендательный характер. Да, все стандарты оформлены нормативно-правовыми актами министерства здравоохранения РФ и нашими местными, но еще раз повторю, это рекомендации. Важно, чтобы эти стандарты были обеспечены в учреждении, но при этом специалист индивидуально подошел к каждой пациентке с учетом всех ее особенностей и оценил риск предстоящих родов. Это позволит избежать ошибок и получить здорового ребенка.  Мы знаем, что каждая беременная женщина должна быть обследована в конкретные сроки и в определенном объеме.

— И если врач выйдет за рамки установленного стандарта, его никто за это не накажет?

— Еще раз повторю, что стандарты — это не аксиома, это подсказка врачу, и он обязан воспользоваться этой помощью и квалифицированно ее оказать.  Сколько уже мы разбирались с разными ситуациями. Недавно поступила жалоба от пациента, у которого выявлено грозное заболевание: «Не можем записаться на прием по электронной регистратуре».  Это как раз пример того, как хорошие технологии, внедренные в наши поликлиники, должны сопровождаться четким и грамотным отношением врача к пациенту. В этой ситуации лечащему врачу не запрещено напрямую обращаться в любые областные учреждения по профилю, где незамедлительно такого пациента не поставят на очередь, а окажут медицинскую помощь.

«32 миллиона на пандусы?!»

— Вопрос от читательницы АП: «Из новостей узнала, что 32 миллиона рублей выделено по программе «Доступная среда», то есть эти деньги пойдут на пандусы, удобные подъезды и подходы для людей с ограниченными возможностями. Никто не говорит, что этого не нужно делать. Но почему в зиму?! И целых 32 миллиона?! Это в то время, когда в здравоохранении считают каждую копейку и сокращают зарплату?!»

— Вас неправильно проинформировали.  Да, действительно, деньги в таком объеме поступили в область, они очень нужны людям с ограниченными возможностями, и социальные учреждения в них также нуждаются. 21 миллион из выделенных средств реализован в программу «Инклюзивное образование» — это образование детей, у которых есть серьезные заболевания и обучение проводится дистанционно. Остальная часть средств направлена на установку говорящих светофоров, установку пандусов в социальных учреждения, куда обращаются люди с ограниченными возможностями. Также приобретен лифт в областную больницу. Поэтому я считаю, что действие долгосрочной федеральной целевой программы «Доступная среда» — это серьезная помощь в регионах. Именно она позволяет нам выполнить свои обязательства перед людьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации.

Сегодня важно приблизить качественную медицинскую услугу к селам. Это требует губернатор.  Он часто выезжает в районы, посещает села, общается с людьми. Вариант «открытого правительства — это не дань моде. Далеко не во всех регионах России пошли на такой открытый диалог с населением. А у нас это есть.

— Решить проблему безработицы на селе отчасти можно, развивая малый бизнес, в том числе и в социальной сфере.

— Мы некоммерческим организация предлагаем сегодня взять на себя ряд социальных услуг на селе. Но ведь не так это просто. Если бы появились такие люди, мы готовы их поддержать. Думаем над тем, какие льготы можно предоставить для таких НКО, чтобы это не привело к удорожанию социальных услуг для нуждающихся в них людей, и услуги эти были качественными.

— А конкретно, о каких услугах идет речь?

— Вариантов много. Одна из моделей — это организация присмотра за детьми и людьми пожилого возраста. В ряде субъектов осуществляется проект «Сертифицированная няня». Она может присматривать как за ребенком, так и за пожилым человеком или инвалидом. Важно обеспечить качественный подбор кадров  и определиться с порядком контроля за качеством предоставляемой услуги.

— Готово ли наше министерство спорта в организационном и финансовом плане опять принять под свое крыло ДЮСШ и другие спортивные организации, которые сегодня относятся к дополнительному образованию?

— Это не наша прихоть — этого требует федеральная программа в плане подготовки олимпийского спортивного резерва. Делается все для того, чтобы выстроить целую вертикаль. То есть систему отбора талантливых спортсменов на муниципальном уровне с их последующей передачей в областные школы. А на региональном уровне уже будут готовить спортсменов в сборные команды России. Сейчас министерство спорта работает с каждым муниципалитетом. Это процесс тоже не очень простой. Нас беспокоило, не приведет ли это к снижению массовости спорта. Потому что мы понимаем, что такое профессиональная организация, и что такое общеобразовательная. Посмотрели, сейчас пока рисков не видим. И решили, что не будем «хором» все учреждения передавать. Сейчас выбираем пилотные проекты, министр спорта плотно работает с каждым муниципальным образованием. Ведь передача потребует изменения и структуры муниципалитетов. Есть смысл тщательно подойти к этому вопросу, все посмотреть и рассчитать. Если мы сейчас не войдем в этот проект, то федеральную субсидию на подготовку талантливых спортсменов просто потеряем.

Роддом надеется на Газпром

— Жительниц областного центра детородного возраста интересует: когда же, наконец, капитально отремонтируют городской роддом?

30

лет исполнится в 2017 году врачебной и преподавательской деятельности в АГМА доктора и кандидата медицинских наук Ольге Лысенко

— Система родовспоможения требует постоянного санитарно-эпидемиологического контроля. И здесь  руку на пульсе губернатор держит, — заверила Ольга Лысенко. —  Обход главой региона Александром Александровичем роддома в Благовещенске и потом свободненской больницы позволил нам найти пути решения многолетних проблем.  По Свободному мы вошли долгосрочную программу развития Сибири и Дальнего Востока — там будет и женская консультация, и роддом.  А на капитальный ремонт и полную реконструкцию здания благовещенского роддома требуется порядка 700 миллионов рублей. И губернатор сейчас ведет переговоры с потенциальными инвесторами.

— Областной перинатальный центр тоже нуждается уже в ремонте.

— 

Строительство перинатального центра было связано с федеральной целевой программой. Три недели назад я была участником Всероссийской конференции-совещания в  Хабаровске. Там обсуждали демографическую ситуацию в Дальневосточном регионе, насколько она серьезная. Наряду с миграцией, трудовой занятостью населения, ставились и вопросы поддержки рождаемости, снижения младенческой, материнской и общей смертности.

Да, федеральные перинатальные центры построили в регионах. Текущие ремонты выполняются регулярно. Но самым сложным остается вопрос поддержки тех современных технологий, которые позволяют родоразрешать женщин из «группы риска». Речь идет о поддержке вентиляции и оббезараживания воздуха, оснащении аппаратурой экспертного класса для выхаживания детей, проведении пренатального скрининга. На конференции мы приняли обращение  к министерству здравоохранения РФ: мы просим, чтобы там еще раз рассмотрели вопрос финансовой поддержки созданных перинатальных центров, которые работают на территории ДФО. 

— А что область?

—  Я думаю, что нам удастся не только за счет областных средств, но и за счет привлечения средств федерального бюджета оказать помощь лечебно-профилактическим учреждениям в совершенствовании их материально-технической базы. 

О диссертации и медицинской практике

— Ольга Викторовна, вы кандидат медицинских наук и писали докторскую диссертацию по теме применение антиоксидантов в комплексной терапии злокачественных новообразований. Вы успели ее завершить?

Многие критикуют электронную регистратуру — и правильно. Если в Благовещенске еще можно записаться на прием к врачу, то в северных районах — нет. Даже в Свободненском районе в некоторых селах это сделать не получится.

— Пока еще докторскую диссертацию я не закончила, но это в моих планах. Тем более что львиная доля работы уже проделана. Тема актуальная. Все ученые XXI век называют веком антиоксидантных препаратов. Разрабатываются они сегодня очень активно, используются при различных заболеваниях. Особая эффективность использования антиоксидантов отмечена в онкологии.

— При вашей высокой занятости не собираетесь оставить преподавание в АГМА?

— Пока нет. Кафедра онкологии небольшая, сейчас еще готовим кадры на будущее. И потом это была моя основная работа всю жизнь. Сложно, но буду стараться совмещать науку и работу в правительстве, если позволит мне время.

Блиц-опрос

— Ваше любимое выражение?

— Я люблю тебя жизнь.

— Кто из литературных или киногероев был для вас в юности маяком?

— В школе моим кумиром был сначала Павка Корчагин. Из киногероев большое влияние на меня оказали образы, созданные Вячеславом Тихоновым — учитель от Бога в фильме «Доживем до понедельника» и легендарный разведчик Штирлиц из «Семнадцати мгновений весны…». Мне нравился тот набор качеств (доброта, патриотизм, высочайший интеллект), которыми он обладал, и я старалась воспитать их в себе.

— У вас есть любимая песня?

— Это «Эхо» Анны Герман.

— Последняя прочитанная вами книга?

— Я сейчас читаю роман «Белый шаман».

— Чего не приемлите в своих подчиненных?

— Непрофессионализм и подлость.

— Как снимаете стресс после сложных ситуаций?

— Для меня самый сильный антидепрессант и самый приятный отдых — это моя семья. Душевное равновесие обретаю, когда я в окружении близких и занимаюсь приусадебным участком.

— Ваши дети пошли по вашим стопам?

— У меня одна дочь. И она тоже, как и мы с мужем когда‑то, выбрала медицину. Работает в медицинской академии на кафедре госпитальной терапии.

— Какое блюдо любите готовить для семьи?

— Фаршированные блины — с творогом, картофелем, мясом и овощами.

— У вас есть домашние питомцы?

— С нами 26 лет прожил шикарный кот Чейз — черный перс, любимец всей семьи был. И уже восемь лет живет хаски по кличке Норд — подарок моему супругу от бывшего главного врача тындинской больницы Александра Михайловича Сурикова. Пес мощный, вольный — мама у него канадская волчица, поэтому гуляет с ним только Василий Анатольевич. Хотя в быту Норд добрый очень, любит детей.

Если в городе ситуация со специалистами в медицине более менее, то в районах у нас остаются проблемы. В Сковородине, Магдагачах более 50 процентов дефицит по определенным специальностям.

— Что для вас самое страшное в жизни?

— Терять близких и пациентов.

— Ваша самая заветная мечта?

— У меня есть маленький внучок. 18 ноября ему исполнилось два годика. Так хочу, чтобы он рос здоровым и счастливым!