Подкаблучники
«Да где их нормальных мужиков-то возьмешь в наше время? Всех хороших еще на конвейере разбирают, а с подкаблучником, который каждый раз бежит к маме советоваться, кому жить захочется?» Жизненную ситуацию моей школьной подруги, пережившей развод, в одиночку воспитывающей сына, вряд ли можно назвать нетипичной. Если верить статистике, то в Приамурье каждая пятая семья — неполная. В основном это семьи, где детей воспитывают мамы.
Лишившись супруга, женщины в таких семьях всю свою любовь и заботу отдают любимому чаду, оберегая его от любой опасности и трудности. Нынешних детей вообще с младенчества воспитывают преимущественно женщины. В детском саду малыши находятся под присмотром тетенек, которые участвуют в формировании личности маленького человека не меньше, чем родители. Не зря ведь говорят, что характер закладывается в раннем детстве. И в закладке этого характера с самого начала доминирует женский взгляд на мир.
В школе, где ребенок проводит 10 лет своей жизни, базовые знания он снова получает от женщин. Если посчитать, сколько в наших образовательных учреждениях педагогов-мужчин (не считая учителей физкультуры и труда), то получится, что опять мальчиков воспитывают дамы. Бегать, громко разговаривать и драться пацанам строго запрещено. Ведь это нарушает дисциплину! Получается, что природное мальчишеское стремление к лидерству заранее пресекается на корню. А драка у современных школьников сегодня и вовсе имеет все шансы закончиться в суде, где мериться силами и адвокатами будут уже их родители.
За руку в школу и из школы — правило, для многих ставшее нормой поведения. Я и сама ежедневно отвожу сына в храм науки на другой конец города. Три светофора на центральных магистралях, где чуть ли не ежедневно какой-нибудь водитель сбивает очередного пешехода, кажутся мне непреодолимым препятствием на пути к самостоятельности моего сына. А страшилки про маньяков в WhatsApp, которые раскидывают друг другу родители, и криминальная хроника в местных СМИ только добавляют масла в огонь. Вот и получается, что мамочки в попытке оградить свое дитя от негативного внешнего влияния создают для него тепличные условия.
Как часто в супермаркете сегодня можно встретить ребенка, которого мама отправила за продуктами? А ведь мы сами в детстве после школы бежали в ближайший магазин, чтобы помочь маме купить молока и горячего хлеба. В наш местный магазинчик, на месте которого сегодня вырос очередной алкомаркет, молоко всегда почему-то привозили после обеда. А к вечеру, когда взрослые возвращались с работы, свежего молока и сметаны было уже не купить.
Психологи говорят, что дети, особенно мальчики, уходят в виртуальный мир, потому что реального мира их лишили родители, все в жизни решившие за них, создавшие сверхкомфортные и безопасные условия, в которых жить совсем не интересно.
Чтобы наклеить обои в спальне, установить мойку на кухне или прикрепить карниз, многие предпочитают нанять профессионалов, дабы не испортить дорогие расходные материалы. Что уж говорить о том, чтобы подпустить к ремонту в доме любимое чадо. На мужчину, который может починить розетку или прикрутить кран, некоторые женщины смотрят как на героя. А ведь когда-то наши дедушки учили наших отцов обращаться с дрелью, паяльником и отверткой. Этому вряд ли научит женщина, даже самая любящая. В попытке компенсировать недостаток мужского влияния она, скорее, начнет засыпать ребенка игрушками, водить на все секции и дополнительные занятия, наслушавшись советов подружек, выбирать нужную профессию, пристраивать на работу, помогать купить жилье…
А ведь из таких вот тепличных мальчиков, которых лишали возможности принимать решение, выбирать и ошибаться, вполне могут вырасти те самые подкаблучники. Такие мальчики, повзрослев, боятся или не хотят брать на себя ответственность. Просто потому, что в детстве их этому не научили. За них все всегда решали другие. И в свою взрослую жизнь они перенесли ту же схему — все важные решения они продолжают перекладывать на окружающих.
Психологи говорят, что дети, особенно мальчики, уходят в виртуальный мир, потому что реального мира их лишили родители, все в жизни решившие за них, создавшие сверхкомфортные и безопасные условия, в которых жить совсем не интересно. В знак протеста ребенок лежит на диване с телефоном или сутками мозолит глаза перед компьютером.
Я ни в коем случае не призываю перестать быть внимательными, чуткими и любящими родителями. Но есть случаи, когда воспитание нужно начать с себя. И порой именно наши дети становятся тем зеркалом, в котором четче всего можно увидеть свое отражение и понять, где наша система убеждений и ценностей дала сбой. Впрочем, и здесь легко ошибиться.
Семейный психолог Людмила Петрановская говорит, что «большинство теорий воспитания — это спекуляции», а «большая часть того, что говорится о влиянии родителей на детей — домыслы и обобщения», так что нет одного универсального рецепта для всех. Закономерное желание мам и пап сделать своего ребенка счастливым — всего лишь очередная ловушка для родителей. Поэтому единственное, что нам остается — ошибаться и по возможности исправить свои ошибки.
Амурская правда
от 11.12.2016
СНОВА CURRENT
1.
Я обрастаю вещами, фруктами и овощами. Хлебом, подушками, сором, утром, халатиком сонным.
Я обрастаю нейлоном, ватой, тафтой, поролоном, ситцем, атласом и шелком, лучиком тонким сквозь щелку.
Я обрастаю, врастаю птицей в осеннюю стаю, зябликом в зимней поземке, пылью под летним поселком.
Старшей сестрицей бесстыжей, зябкой прохладой на коже, я вырастаю, но ты же мной обрастаешь, похоже.
Я вырастаю, послушай, там, где репейник не скошен. Грубою дудкой пастушьей, горстью незрелых горошин.
Дудкой простой, камышовой, липа, пырей, подорожник. Камешком — самым дешевым, зеркальцем, что подороже.
2.
Дедка скоблил по амбарам, бабка скребла по сусекам. Пекся в испарине банной хлеб из осоки и сейки.
Бабку покинула репка, бабку покинула рыбка. Вроде всё было так крепко, а оказалось — так зыбко.
Дедку оставила бабка, чтобы ей не было зябко, вот и сидят у корыта, дверь у них вечно открыта.
Летом и в зимнюю пору нет у них в доме запоров, всё, что хотите, крадите, только скорей приходите.
Чисто у бабки и тесно, кончилось белое тесто, только на донышке соли — знать, не рассыплется к ссоре.
Солнце над домиком жалит, снова не быть урожаю, свет на востоке рыжеет, скоро и внучку поженят.
Ей бы такого, как дедка, были б и шмотки, и детки. Мыла бы спинки и пятки, всё б у них было в порядке.
Муж у нее со щеками, плохо у нас с мужиками. Ладно, пусть любит такого, может, и выйдет толково.
3.
Внучка сидит на докладе, пальцы у ней в шоколаде. Нервы у внучки ни к черту, ходит и плачет о чем-то.
Думает: «Бабка скучает». Думает: «Дедка в печали». Снег на крылечке растает. Думает: «Я обрастаю».
Я прорастаю сквозь залежь, бабушка, надо мне замуж. Надо мне деток и мужа, только похуже, похуже.
Толстого, злого, заику, в тундру, в землянку, заимку. Жил бы борзыми щенками, тряс бы большими щеками,
Лапал бы девок за ляжки, горькую пил бы из фляжки, звал бы корявой кобылой — я бы тебя позабыла.
Слишком любимого жалко, с ним мне и горько и жарко. Слишком он ясен и статен, я не хочу прорастать им.
Только лишь вечером чистым сердце ладонями стиснет — свиться бы нам, золотистым, мне бы насквозь прорасти с ним.
4.
Бабка сидит у корыта, небо под нею прорыто будто огромной лопатой. Внучка сидела за партой.
Сколько училась, училась — и ничего не случилось. Столько закончила классов, столько ходило народу.
Мальчик ее златовласый тоже стал седобородым.
5.
Радуга клеится липко к лесу — от ели до ели. Господи, думает рыбка, как же мне все надоели.
http://modernpoetry.ru/contemporary/alya-kudryasheva-stihi-2010
— ГурдНе прошу тебя о наградах,
Дай мне только, Господи, сына…
Трудится в саду виноградарь,
Топчется ногами босыми.
Не духов прошу, не косынок,
Не дуэлей, не состязаний,
Дай мне только, Господи, сына,
Сына с голубыми глазами.
Солнце опустилось за скалы,
Заалел закат над рекою,
Виноградарь ветви ласкает
Нежной осторожной рукою.
Не дрожат листки у осины,
Филины по чащам хохочут…
Дай мне только, Господи, сына,
А потом уж делай, что хочешь.
Глупости болтаю, не слушай,
Не глумись над глупой гусыней,
Пожалей, помилуй. А лучше
Подари мне, Господи, сына.
(Аля Кудряшева)
— Гурдглавное любить ребенка, а не залюбливать и задаривать. Зачастую родительская любовь превращается в подачки , чтоб не хуже, чем у других.А уделить внимание ребенку, научить его чему то полезному, почитать книжку, рассказать сказку, вместе приготовить ужин и т.д. — зачастую это ненужная суета для современных родителей, отвлекающая от серьезных вещей.
— tanita