Домашний юбилей
— Владимир Иванович, как отмечаете юбилеи?
— По их поводу я не испытываю никаких возвышенных чувств. Когда был мой первый большой юбилей — 50 лет — жена Танечка придумала такую традицию: мы уехали просто в горы, скрылись от всех, так сказать. Было романтично, кругом природа, я ходил и целый день принимал поздравления по телефону. Но была даже небольшая мистика: я утром вышел на балкон, а там под окном росла сосна. Так вот, на это дерево прилетел черный ворон. Он сидел на близком расстоянии от меня. И я тогда подумал: «Интересно: это хорошая или плохая примета?» Я стал с ним разговаривать, прочитал даже стихи. Он смотрел на меня и слушал, а потом каркнул и улетел. Но поскольку с тех пор прошло 15 лет, то я думаю, что это была хорошая примета: после того случая ничего худого не произошло.
— В этот раз решили нарушить традицию?
— Никаких пышных торжеств. Я не знаю, что это такое — банкет. Может, лет через десять на это решусь…
— В прошлом году вышла ваша биографическая книга «Зеркало для России». Вы планируете продолжать литературное творчество?
— Я бы не называл это литературным творчеством. В лучшем случае — проба пера. Продолжать пока не планирую. Во-первых, некогда. Я много времени уделяю преподавательской деятельности. Может, даже слишком много. И, второе — целесообразность. Когда затевалась эта книжка, я совершенно точно для себя понимал, что не буду писать просто каких-то воспоминаний — постараюсь, чтобы это было кому-то, кроме меня, интересно и полезно. Чтобы все эти байки имели какое-то применение. И главное – чтобы за всем этим был смысл…
Фильм о Ленине
— Расскажите подробнее, какие планы вам не позволили уехать из Москвы? Какой фильм планируете снимать?
— Дело это важное и занимающее практически все мое время и сознание. Это будет, наверное, самая сложная тема из всех, за которые я брался. Рискованная. Я бы хотел высказаться к столетию Великой Октябрьской революции. Это история поезда, который привез Владимира Ильича Ленина на Финляндский вокзал. Конечно, нас в школе учили, что никакого такого поезда не было. Да и я особо об этом тогда не думал. Когда сейчас углубляюсь во все это — открывается столько горизонтов!.. Проект невероятно сложный, с множеством персонажей…
С Евгением Мироновым на съемках телефильма «Достоевский».
— Кто из актеров будет задействован?
— Можно, я не скажу? Суеверный мы народ. Вот начнем снимать — и я сразу все расскажу. У нас секретов не будет. Но состав — чумовой! Могу только сказать, что одна из ролей досталась Александру Балуеву.
— А кто сыграет Ленина?
— Отвечу так: актер, который сможет это сделать. И это будет очень непросто. Ведь Ленин в этом фильме — это не пародия и не памятник. Он не стрелял, не бегал — сидел в библиотеке, читал книги. И прозевал Февральскую революцию… Тяжело, но интересно…
Секретный список
— Вы не планируете кого-то из иностранных актеров привлечь в свои проекты?
— Вы знаете, когда я занимался фильмом «Бесы» — если бы всерьез был такой разговор, и это бы затевалось как полный метр — то идеальным Верховенским был бы Джонни Депп. Я бы даже смог его убедить!.. Вообще я люблю эту жизнь. Когда учился в архитектурном институте, мне в голову не приходило, что буду заниматься кино. Моим кумиром тогда был Даниэль Ольбрыхский — звезда польского кинематографа. Мне фарцовщики даже привезли рыжую шубу, похожую на ту, в которой он снимался в одной картине. А потом — бабах! — и мы с ним вместе работаем на «Гибели Империи»! Вот это — волшебно, потрясающе! У меня был список людей, с которыми я бы хотел выпить водки. Из этого списка остался только Мик Джаггер. Как бы он не состарился... Но, вроде, бегает — хотя, может, и не пьет уже…
— С кем уже выпили?
— Со многими. С Джеком Николсоном, например…
Отличный хулиган
— Знаю, что вы в юности, учась в архитектурном институте, играли в музыкальной группе «Машина времени».
— Это другая «Машина времени». Но это было замечательное совпадение. Мы одновременно учились с Андреем Макаревичем в архитектурных институтах. Только он — в московском, а я — в свердловском. И ансамбли у нас действительно назывались одинаково. Как-то он пригласил меня в передачу «Смак», когда он еще ее вел. Я ему рассказал про эту историю, что тоже играл на гитаре, показал плакат тех времен. Мы вместе с ним посмеялись. Конечно, это было увлечение юности. Мы поиграли и разошлись потом. Но рок-н-ролл — навсегда! Можно сказать, что я стоял у истоков свердловского рока…
— Вы были хулиганом в детстве?
С Гариком Сукачевым на премьере его фильма «Дом солнца».
— Это вообще сложная картина. В принципе я был хулиганом, любил драться. Но при этом был отличником патологическим — и в этом весь парадокс! Для меня четверка — это было унижение. Одновременно при этом меня исключали три раза из школы, я несколько раз убегал из дома, и так далее, и тому подобное… Может, вот этот коктейль и привел к тому, что я сижу сейчас перед вами. Хорошо, что живой остался, и все обошлось... Мне нравится это сочетание. Я состою из этих противоречивых обстоятельств. Вообще у меня к себе много вопросов. Но вот в этом смысле их у меня нет.
— У вас есть один жест — фирменный, так сказать. Вы в новом месте, позируя фотографу, обязательно делаете ласточку. Откуда это пошло? И почему так делаете?
— Выдуриться просто хочется. Во всех новых местах, как вы правильно заметили, стараюсь сделать ласточку. Чтобы не просто стоять как памятник, а чтобы было какое-то движение. Это лучше, чем просто такой кадр: «Я на Площади Святого Петра в Ватикане», «Я и Фонтан Треви» и так далее. У меня уже много этих ласточек. Я когда-нибудь, может, соберу все это вместе и устрою фотовыставку…
Семейный принцип
— У вас несколько внуков. Какой вы дедушка?
— Плохой. Внуки у меня уже взрослые. Два мальчика, им по 16 и 14 лет (Серафим и Иван — Прим. авт.). И девочка — ей 13 (Фёкла — Прим. авт.). Пока они неплохо ко мне относятся. Мне просто некогда катастрофически! Конечно, мы общаемся по телефону, я им делаю подарки. И они вроде меня не забывают. Хорошо, что сейчас техника такая и технологии, что можно в любой момент послать свою фотографию по телефону и показать, как я сейчас выгляжу. Лет 14 назад мой сын прислал мне DVD. Он поставил на пол видеокамеру, включил на запись. И вот два моих внука — они тогда почти еще не умели говорить — ползали на полу возле нее, что-то там на своем языке вещали, пока кто-то из них не дополз до камеры и не выключил. Это видео длилось минуты две или три. Пожалуй, это был тот случай, когда я испытал те чувства, которые можно назвать дедушкиными. Я растрогался, прослезился. Это было очень трогательно…
— Сыну Илье — он у вас тоже режиссер, учился у вас — даете какие-то советы? Он спрашивает ваше профессиональное мнение?
С сыном Ильей.
— Сын в чем-то по характеру в меня — самолюбивый такой! И он, конечно, не потерпит никаких замечаний. Иногда обращается, но так, вскользь... Да я и не делаю никаких замечаний…
— Дочь Полина чем занимается?
— Она училась на аниматора. Вместе с мамой (вторая супруга Владимира Хотиненко актриса Дилором Камбарова – Прим. авт.) они довольно давно выиграли Green Card (документ, предоставляющий вид на жительство в США — Прим. авт.), я как раз снимал тогда фильм «Мусульманин». Они уехали в Америку. Сейчас дочь — свободный художник и живет в Берлине. Она, к тому же, достаточно известный диск-жокей. Какие я советы могу ей давать? Я представляю себя в ее возрасте. И вот ко мне бы мама с папой полезли с рекомендациями какими-то! Вы что?! Денег бы дали — и всё. Хотя мои дети не берут деньги. Они уже давно полностью самостоятельные... Знаете, у меня есть такая коробочка, там лежат самые сокровенные для меня вещи. И вот там есть переводы. Вы молодые и можете не знать. Когда отправлялся денежный перевод в другой город, отрывалась одна часть, и рукой можно было что-то написать. У меня хранятся эти листочки, где мама мне писала какие-то пожелания. Это вызывает во мне трепет до сих пор…
Главный критик
— Кто ваш самый главный критик?
— Моя жена. Самый главный и беспощадный! Иногда некоторые люди стесняются мне что-то говорить. А вот Татьяна Витальевна — нет. Для нее авторитетов не существует. Плюс ее безусловная компетентность.
С супругой Татьяной Яковлевой на Международном Московском кинофестивале.
— В чем секрет счастливого брака?
— Не знаю. Повезло. Судьба. Рецепта нет. Конечно, есть какие-то советы, но кто их будет слушать?! Терпение, чувство юмора хорошо во многом выручают… Мы с женой — совершенно из разных миров. Я — уличный пацан, а она — из Англии (родители Татьяны уехали в Лондон, когда дочери было пять лет: ее отец был представителем «Совэкспортфильма» — Прим. авт.). Мы, по идее, в этой жизни не должны были встретиться. Свела судьба. Противоположности притягиваются, получается. В этом, наверное, и есть секрет…
Добавить комментарий
Комментарии