Андрей Митрофанов
«Оскар-2017»: бег с препятствиями
На Дальнем Востоке России давно уже шел рабочий понедельник, когда в лос-анджелеском театре «Долби» началась 89-я церемония вручения наград премии «Оскар» за заслуги в области кинематографа. Интриги, сравнимой с прошлогодней — тогда статуэтку вручали Леонардо ДиКаприо — на этот раз не наблюдалось, список фаворитов уверенно возглавлял мюзикл «Ла-Ла Ленд» (рецензия), который был номинирован 14 раз, но в идеале мог получить лишь 13 статуэток. Потому что в категории «Лучшая песня» конкурировал сам с собой. У ближайших преследователей шансов было вдвое меньше. И все же премия оказалась нервной, как бег с препятствиями, а ее финальный эпизод и вовсе войдет в историю — и не только как самая кошмарная ошибка.
Накануне церемонии многое казалось предсказуемым: размявшись на «Золотом глобусе», авторы «Ла-Ла Ленда» шли под статуэточный дождь, который все-таки оказался не таким уж и сильным. Картине удалось побить только один рекорд — Дэмиен Шазелл стал самым молодым кинематографистом за все годы существования награды, получившим приз в категории «Лучший режиссер». Этот факт как нельзя лучше подходил под общий настрой «Оскара-2017»: его официальным лозунгом могла бы стать фраза «Нет преградам, стоящим между нами». Об этом говорили ведущие, награждающие и награждаемые, а в разгар церемонии в зал ворвалась группа «туристов», которые восторженно болтали и фотографировались со знаменитостями, а кое-кому даже перепал поцелуй самого Райана Гослинга. В зале сидел Мел Гибсон, с которым еще вчера в Голливуде не каждый здоровался, а его фильм «По соображениям совести» взял две статуэтки — за монтаж и сведение звука.
Стереотипы рушились один за другим: стертый критиками в порошок «Отряд самоубийц» урвал награду за грим и прически, «Фантастические твари и где они обитают» стал первым фильмом «поттерианы», завоевавшим «Оскар» — в категории «Лучшие костюмы». Приз за визуальные эффекты достался «Книге джунглей», о которой все уже успели основательно подзабыть. Оператор «Ла-Ла Ленда» Линус Сандгрен обошел достойнейших конкурентов, а про награды, связанные с музыкой, и говорить не стоит — песни из главного мюзикла прошедшего года до сих пор напевают зрители. Дело шло к главным номинациям: трам-пам-пам, гремел оркестр, приглашенные безостановочно будоражили социальные сети сообщениями и снимками, а ведущий не менее последовательно издевался над Мэттом Деймоном, прерываясь разве что на шпильки в адрес нового президента США.
Когда статуэтка за лучший адаптированный сценарий ушла «Лунному свету», который к тому времени уже победил в категории «Лучшая мужская роль второго плана», было разве что немного обидно за «Прибытие». А когда Кеннет Лонерган, написавший сценарий к «Манчестеру у моря», увел приз за это из-под носа у создателей «Ла-Ла Ленда», стало понятно, что безраздельно царствовать мюзиклу сегодня не удастся. Эти же фильмы поделили между собой главные актерские номинации: Эмма Стоун и Кейси Аффлек получили по первому «Оскару» в карьере, и в обоих случаях это выглядело заслуженно. Бен Аффлек обнимал брата не без нотки зависти — актерских статуэток у него нет. Шазелл, как уже говорилось, оставил без оваций таких соперников, как Дэни Вильнев, Гибсон и Лонерган. В последней и самой главной номинации список претендентов разве что не был помечен штампом «Обязательно к просмотру», но мало кто сомневался, что в конверте окажется именно название «Ла-Ла Ленд»: праздник требовал соответствующего завершения.
Объявлять победителя вышли легендарные «Бонни и Клайд» — Уоррен Битти и Фэй Данауэй. 79-летний актер с некоторым сомнением посмотрел на карточку, которую достал из конверта и передал ее коллеге, которая и объявила мюзикл Шазелла лучшим фильмом года. Нескольких секунд замешательства хватило для того, чтобы эту новость опубликовали тысячи средств массовой информации. И каждому из них пришлось тут же исправляться — победителем в этой номинации стал «Лунный свет», создателям которого и передали статуэтку продюсеры мюзикла. Каким образом в руках Битти оказался конверт с уже объявленным результатом голосования в категории про главную женскую роль — неизвестно.
Эта ошибка явно не входила в планы сценаристов церемонии — ведущему Джимми Киммелу пришлось отшучиваться, причем не очень убедительно, а представитель компании PricewaterhouseCoopers (PwC), отвечающей за подсчет голосов на «Оскаре», явно нервничал, объявляя о недоразумении и отбирая награду у несостоявшихся счастливчиков. Но произошедшее выглядело очень и очень символично — несмотря на прошлогодние протесты чернокожих кинематографистов и на социальные проблемы, которым посвящен «Лунный свет», всем так хотелось радоваться, а не спорить, что мир увидел чудо. Пусть маленькое, пусть не повлиявшее на итоговые результаты, но то самое, которое способно напомнить, что иногда борьба за ликвидацию одних преград становится поводом для установки других. «Оскар» 2017 года имел все шансы не прослыть политизированным спектаклем, а Киноакадемия — удержать достойный баланс. Не сложилось — награда в который раз нашла героя по принципу «иначе нельзя», и в русскоязычной Википедии уже появилась строчка о несправедливости случившегося.
Что ж, звание лучшего фильма года увеличит количество людей, которые посмотрят фильм Барри Дженкинса о том, как непросто быть жителем гетто, чернокожим и к тому же гомосексуалистом. Но вряд ли оно сравнится с числом зрителей, которые до сих пор пребывают в восторге от «Ла-Ла Ленда» и других картин-претендентов, о которых из-за ошибки на сцене все моментально забыли. Главное — это не забывать, что «Оскар» остается всего лишь символом официального признания. А для себя каждый волен выбирать по сколько угодно номинантов и награждать победителей повторными просмотрами.
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 28.02.2017
Комментариев пока не было, оставите первый?
1
28 февраля в 23:08
Интриг с ДиКаприо нет, и смотреть не интересно
— Светлана СоловьеваКомментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии