О случаи в жизни и должности ректора
Денис Брюханов, 6-й класс:
— Как вы стали ректором АмГУ, сыграл ли в этом решении случай?
— Только случай и сыграл (улыбается). Передо мной ректором более 10 лет был Борис Алексеевич Виноградов. Он вообще выдающаяся личность, я не встречал более интеллектуального человека в своей жизни. Борис Алексеевич, например, вслепую играл в шахматы на нескольких досках. Его пригласили на должность заместителя министра образования РФ, в это время он был в командировке в Москве. Я же находился в МГТУ имени Баумана, писал докторскую диссертацию. И вот пока он летел в самолете из Москвы в Благовещенск, почему-то решил, что именно я должен продолжить его дело в качестве ректора АмГУ. Почему так решил, мне до сих пор не известно. Во время наших многочасовых бесед он ни разу не объяснил мне мотивы своего поступка. Тогда я был еще молод — всего 37 лет, стал самым молодым ректором вуза в России. Так что, можно сказать, это не совсем мое решение. Мне предложили — я согласился. Кстати, до назначения в университете я не работал ни деканом, ни проректором. Не скрою, мне было непросто, учился всему по ходу. Борис Алексеевич мне, конечно, помогал.
— А вообще, вы мечтали стать когда-нибудь ректором?
— Нет, я хотел стать доктором наук. Так как занимался программированием, меня больше интересовал профессиональный рост. Я учился на курсах повышения квалификации ORACLE, занимался базами данных. Больше я мечтал не об административном росте, а о профессиональном. Предложение было абсолютно неожиданным, но о своем решении не жалею. Кстати, парадоксальная ситуация: я — единственный доктор наук в области информационных технологий в Приамурье, но первый раз увидел компьютер, когда учился на пятом курсе. Причем это был компьютер, который не просто на столе стоял. Он занимал целую комнату. Такая техника работала в Амурэнерго и в Статуправлении.
Работа для меня не тяжкий труд, потому что мне она нравится.
Анастасия Кузнецова, 10-й класс:
— Какими качествами должен обладать человек, который занимает должность ректора?
— По моему мнению, такой человек должен, во-первых, уметь принимать решения в сложных ситуациях и, во-вторых, нести ответственность за свои решения. У нас как сейчас руководители действуют? Если все хорошо на предприятии — наслаждается славой, если что-то пошло не так — винит подчиненных. Я считаю, это неправильно. У любого руководителя и ректора АмГУ, в частности, две самые главные задачи — определить стратегию развития организации и подобрать профессиональные кадры. У меня прекрасные заместители, проректоры университета, каждый в своей отрасли профессиональнее, чем я. Смысла подбирать себе заместителей, которые хуже тебя, никакого нет. Поэтому для любого руководителя важно подобрать таких людей, которые были бы лучше, чем сам руководитель, в какой-то отдельной сфере, и думать, что будет с предприятием лет через 5—10.
Роман Остапенко, 11-й класс:
— Кем бы вы работали, если бы вам не предложили должность ректора АмГУ в самом начале карьеры?
— Я бы, наверное, работал преподавателем на кафедре. Хотя у меня были мысли уйти в промышленность, связанную с разработкой программных продуктов. Вы знаете, сейчас все чаще ловлю себя на мысли, что хочу работать в библиотеке. Наверное, в прошлой жизни был библиотекарем (улыбается). Причем эта библиотека должна быть большой, со старым книжным фондом. Хотелось бы сидеть с редкими книгами, перелистывать и перечитывать их, наслаждаться тишиной и мудростью великих мыслителей.
О бесплатном обучении и новом корпусе лицея
Алиса Суздальцева, 7-й класс:
— Насколько реально сделать обучение в нашем лицее бесплатным для учеников с отличными показателями по учебе или поощрять отличников стипендией?
— Смотрите, друзья, в чем проблема. Если вы думаете, что все студенты не платят и все получают стипендию, то вы ошибаетесь. У нас есть две категории студентов. За одну платит государство, бюджет РФ. Таких примерно 750 человек поступает в АмГУ каждый год, все они учатся на бесплатной основе за счет бюджета нашей страны. Они получают стипендию, если учатся без троек. Вторая группа студентов платит за свое обучение, так же, как и вы, и стипендию не получает.
Андрей Плутенко — ректор АмГУ, профессор, доктор технических наук, автор более 80 научных работ, в том числе 3 монографий, лауреат премии Правительства РФ в области образования.
К сожалению, нам ни государство, ни область не оплачивают вашу учебу. Мы пытаемся договориться с регионом, ведь по конституции вы должны учиться бесплатно. Но пока все попытки к положительному результату не привели. Ведь АмГУ — университет федерального уровня, наш учредить — Правительство России, мы получаем деньги из Москвы. И такой структуры, как лицей, на федеральном уровне нет, поэтому пока учиться бесплатно вы не сможете. Однако выстраивать отношения с правительством Приамурья мы продолжим, так как считаем, что именно регион должен оплачивать ваше обучение. Мы будем работать над тем, чтобы вы учились бесплатно.
Готов поддержать инициативу, чтобы отличникам-лицеистам платили стипендию: какую и когда, это другой вопрос. Кстати, у нас много и других видов поощрений: можем предложить различные социальные услуги, поездки, например, на космодром Восточный. Я за то, чтобы отличники были отмечены руководством университета.
— Построят ли отдельный корпус для лицея?
— Сейчас в Благовещенске освобождается много помещений. Мы пытаемся договориться, чтобы нам одно из них отдали, но не факт, что оно будет находиться рядом с АмГУ, возможно, это будет центр города. Проблема в том, что эти здания принадлежат региону, а мы относимся к федеральному центру. Передача объектов из одного подчинения другому может длиться годами. Построить самостоятельно пока не сможем. Кстати, сейчас пытаемся стать опорным вузом в нашем регионе. Сегодня в России примерно 400 университетов. Из них 10 — федеральные, 30 — национальные исследовательские, в остальную массу входит и АмГУ. Из этих 350 в каждом регионе государство решило выделить ведущие вузы. Если мы таковым станем, получим до 200 миллионов в год дополнительного финансирования. И тогда точно начнем строить, правда, что, я пока не знаю. Нам нужны и лицей, и лабораторный корпус. За 6 лет, которые вам предстоит еще учиться в лицее, постараемся решить этот вопрос, но не думаю, что это будет очень быстро. К сожалению, сейчас государство нас не финансирует по проектам капитального строительства, поэтому приходится рассчитывать на собственные средства, а их пока недостаточно.
О прогулах и первом компьютере
Владислав Канакаев, 11-й класс:
— Случалось ли вам прогуливать занятия, когда вы учились в университете?
— Наверное, нет такого студента, который бы не прогуливал лекции. Когда я учился в Благовещенском технологическом институте, то здания, в котором мы сейчас находимся, еще не было, все корпуса институт арендовал в центре города. Рядом — набережная, парки. И, конечно, если это был сентябрь или май, душа рвалась из душных и тесных аудиторий. Став взрослым, я анализировал, почему мы уходили с занятий. Есть такие предметы, которые неинтересны: я инженер-механик по образованию, и у нас был предмет «Допуски, посадки и технические измерения». Мне казалось, что это нудная дисциплина, поэтому мы с этого предмета все время уходили гулять. А потом к нам приехал лектор из Бауманки и так прочитал две лекции по этой скучнейшей дисциплине, что мы сидели, открыв рот! Оказалось, что все это интересно, любопытно и полезно для моей профессии.
Такого лицея, как у нас в АмГУ, в России я не встречал. Везде дети учатся с 9-го по 11-й класс, у нас же — с 5-го класса. Если удастся построить новое здание, будем набирать первоклассников — чтобы талантливые ребята приезжали и учились в Амурский университет со всей области.
Я учился очень давно — страна была другой, жизнь тоже. Тогда надо было посещать занятия, потому что раньше знания почти по всем дисциплинам можно было получить только на лекциях или из учебников, у вас же сегодня масса источников. Поэтому я против жестких правил посещения лекций. Прогуливать не преступление, но когда будешь сдавать сессию, должен продемонстрировать преподавателю свои знания. Мне бы хотелось, чтобы у вас были интересные лекции и желания прогуливать никогда не возникало. Кстати, по решению ученого совета в нашем университете сейчас проводится эксперимент среди студентов. Мы взяли четыре группы, они будут учиться удаленно на различных электронных ресурсах — как российских, так и зарубежных. Если по окончании какого-то курса студент получает сертификат, то потом он приходит к преподавателю, показывает этот документ — и преподаватель ставит оценку в зачетку.
О патриотизме и иностранном языке
Евгений Моряков, 9-й класс:
— Считаете ли вы себя патриотом?
— Да, я считаю себя патриотом Амурского госуниверситета, ведь вся моя жизнь связана с ним. У меня отец окончил наш вуз, когда он был еще филиалом Хабаровского автодорожного института, я окончил Благовещенский технологический институт, мой сын получил диплом уже АмГУ. Больше не знаю примера, когда бы три поколения одной семьи обучались в нашем университете. Я тут всю свою жизнь провел. А теперь о нашем регионе. Раньше я был очень большим патриотом Благовещенска, и когда откуда-то возвращался — самолет заходил на посадку, чувства меня переполняли. Я был молодой эмоциональный человек. Затем несколько лет я прожил в Санкт-Петербурге и в Москве, поэтому эмоции изменились. Безусловно, люблю наш город, но нельзя сказать, что он вызывает во мне такие же бурные чувства, как раньше. Вообще считаю, что патриотизм не публичная вещь, он — как вера. Не надо много говорить, лучше больше делать, чтобы твоя страна, твой город, твоя организация, место, где ты работаешь и живешь, становились еще лучше. Мне такая позиция патриота ближе, нежели та, при которой кричат: «Да здравствует!», «Ура!» — и ничего не делают. Да, я патриот — и своей малой родины, и большой.
Дарья Карзунина, 8-й класс:
— Какой язык вы считаете наиболее интересным для изучения? Владеете ли вы каким-либо иностранным языком?
— К большому своему стыду, иностранными языками не владею. Виноват, конечно, я. Когда учился в первой школе, попал в спецкласс по немецкому. В институте попытался начать учить английский, но мой ректор Василий Петрович Глотов, посмотрев, что я окончил спецшколу по немецкому языку, переводить меня в другую группу не стал. Пришлось изучать немецкий в институте и потом в аспирантуре. Я профессионально занимался информационными технологиями, понятно, что там все на английском языке. В конце концов, мои попытки самостоятельно изучить язык Шекспира привели к тому, что я забыл немецкий и не выучил английский. Рад, что мои сыновья говорят на английском, и, конечно, английский должны знать все, потому что де-факто он стал языком международного общения.
Сейчас все чаще ловлю себя на мысли, что хочу работать в библиотеке.
Ребята, не берите пример со своего ректора и учите, учите английский. Кстати, в европейской части нашей страны многие говорят на нескольких языках. Когда был в аспирантуре, со мной учился араб из Алжира. Он говорил на арабском, русском, французском, английском. Это поразительно. И все иностранцы с ума сходят: «Как вы можете десятилетиями изучать один язык? У нас два года, и все. Взялся, выучил и начал его использовать». Вот именно в использовании тогда и была проблема. Вы же знаете, что Благовещенск был пограничным и закрытым городом, поэтому в моем детстве и молодости все изучения иностранных языков сводились к непонятным целям — ни одного иностранца в Благовещенске не было, да и мы никуда не выезжали. У вас другая ситуация: вы можете ездить по всему миру, общаться в Сети, поэтому возможностей использовать иностранный язык у вас значительно больше. Хотя, например, многие итальянцы не спешат изучать иностранные языки, они считают, что наследникам великой Римской империи другие языки не нужны, испанцы тоже не горят желанием изучать, например, французский или немецкий.
О выпускниках АмГУ за границей и соцсетях
Анастасия Агапятова, 8-й класс:
— Считаете ли вы, что Дальний Восток — перспективное место для выпускника АмГУ? Возможно ли с дипломом нашего вуза устроиться на работу за границей?
— Давайте начнем со второго вопроса. Вуз выдает государственный диплом Российской Федерации и уже три года — европейский дубликат диплома по европейским правилам. Этот документ признают за границей. Многие наши выпускники трудятся в Китае, Европе, США. Например, один из моих дипломников работает в Ирландии в компании Google, второй в Финляндии — в Nokia.
Теперь о перспективах Дальнего Востока. Все время мое мнение меняется, сейчас я считаю, что да, наш регион перспективен. Но обращаю внимание: по разным направлениям подготовки. Если вы получаете, например, космическую специальность или станете специалистом в области химической технологии, китайского языка и ряда других направлений — конечно, да. Пока нашему региону государство уделяет повышенное внимание, и динамика развития Дальнего Востока сейчас выше, чем во всей стране. Что будет через пять, десять лет, трудно сказать. Сейчас Дальний Восток хорош для старта профессиональной карьеры. Здесь можно быстро расти и добиться профессионального успеха. На западе страны вы можете прийти куда-нибудь небольшим по должности специалистом и им же остаться. Так что пока наш регион — хорошее место для первых шагов роста.
Андрей Тимофеев, 10-й класс:
— По вашему мнению, какие профессии будут востребованы в этом году? Какие специальности выбирать абитуриентам?
— Востребованность определенных профессий на рынке труда обусловлена прежде всего самим рынком труда. Для нашего региона это прежде всего профессии инженерно-технического профиля, связанные с энергетикой, IT-технологиями, аэрокосмической деятельностью, техносферной безопасностью, газохимической отраслью, горным делом. Но не только. В области активно развивается туризм, постоянно растет спрос на специалистов, профессионально владеющих иностранным языком (китайским и английским), развивается социальная сфера, в которой востребованы специалисты с социальным и психологическим образованием.
Какие специальности и направления подготовки выбрать для поступления — вопрос очень важный, от его решения зависит многое в жизни молодого человека. Ведь у каждого свои способности, мечты, притязания. Важно соотнести «хочу», «могу» и «надо» и построить свою собственную образовательную и профессиональную траекторию в жизни, которая позволит стать полезным и счастливым человеком. А наш классический университет, со множеством направлений подготовки и специальностей, предоставляет такие возможности для успешного выбора.
Богдан Ковалевский, 9-й класс:
— Есть ли у вас аккаунт в соцсетях и насколько вы активный пользователь интернета?
— Я активный пользователь интернета, но аккаунта в сетях у меня нет. В Сети нахожусь много времени и на работе, и дома. Но, честно говоря, мои попытки стать публичным человеком еще и в Сети меня напугали, и больше такого желания не возникало. Между тем думаю, что наш университет слабо работает в соцсетях, нам нужно продвигать бренд нашего вуза, пока это делается неактивно. Нам бы хотелось расширять знания школьников об Амурском государственном университете, сделать его для выпускников и старшеклассников школ области привлекательным университетом. Чтобы именно наш вуз стал их будущим местом получения высшего образования.
О спорте в АмГУ
Федор Павлов, 8-й класс:
— Как развивается спорт в амурском госуниверситете?
— Спорт развивается удовлетворительно. Вообще, Амурский госуниверситет, в отличие от наших коллег, никогда не был суперспортивным. Раньше он был Благовещенским технологическим институтом, в нем готовили кадры для легкой промышленности, которая в Приамурье была очень развита. И тогда в учебном заведении в основном учились девочки. Развивались художественное творчество, танцы. Тем не менее спорт мы поддерживаем, у нас спортивная база одна из лучших. У нас есть бассейн — ни в одном вузе такого сооружения нет, как нет и такого спортивного игрового зала. Сейчас у нас десять сборных команд по десяти видам спорта. Команды, честно скажу, пока нельзя назвать выдающимися. Хотя ряд наших сборных доминируют в регионе, например наши гандболисты стали абсолютными лидерами в Амурской области. У нас есть приглашенные тренеры по некоторым видам спорта. Есть и чемпионы Европы и мира — борцы, пауэрлифтеры, но это их личная заслуга. В этом году мы планируем оборудовать рядом с бассейном площадку для кросфита, попробуем сделать мини-футбольное поле с искусственным покрытием.
О хобби
Анастасия Юрчук, 11-й класс:
— Есть ли у вас хобби и чем вы любите заниматься в свободное от работы время?
— Работа для меня — не тяжкий труд, мне не надо от нее отвлекаться, потому что мне она нравится. Ею занимаюсь с удовольствием и много времени. Я с детства читаю книги, играю в большой теннис, летом катаюсь на роликах, зимой просто быстро перемещаюсь по набережной Амура. Марки и значки не собираю. (Улыбается.) С этой точки зрения я не очень интересный человек, меня больше интересует Амурский госуниверситет, чем коллекционирование бабочек. Есть такое известное выражение Конфуция: «Найди себе дело по душе — и тебе никогда не придется работать». Вот у меня примерно так же — у меня дело по душе.
Добавить комментарий
Комментарии