Фото: Дмитрий ТупиковФото: Дмитрий Тупиков

Свое кофейное дело Владимир Михеев начал 12 лет назад и считает, что он до сих пор в начале пути.

3

кружки кофе в день в среднем выпивает Владимир Михеев

На неформальную встречу с известным бизнесменом собралось более 30 молодых людей, которые решились открыть свое дело. Владимир Михеев рассказал о становлении одной из первых кофеен города, своих ошибках и промахах, а также дал советы начинающим бизнесменам. Как историк по образованию и человек, который полжизни посвятил спорту, прививал благовещенцам вкус к кофе, слушали и корреспонденты АП.  

Первый бизнес-опыт

Мой первый бизнес-опыт случился в университете — продавал презервативы. Мы работали на одного человека, денег он не дал, вместо этого нам досталась коробка хороших иностранных презервативов. Половину коробки оставили себе, а остальное продавали.

После университета не было желания даже думать о бизнесе. Хотелось заниматься спортом. Но потом пришло осознание, что ты достиг пика и дальше ждет либо стагнация, либо еще несколько лет продержишься на каком-то уровне, и все. Я начал думать, что дальше делать. Начались поиски. Был промежуток общественной работы, потом понял, что надо деньги зарабатывать. Появилась мотивация — семья.

Один товарищ предложил заниматься фотобумами — это киоски, куда заходишь, он тебя фотографирует. У нас было два таких фотобума. Неудачный оказался бизнес. Киоски экономически не оправдали себя: фотографироваться люди тогда особо не хотели, а потом появились телефоны с камерами.

Путь к кофейне

Кофейный бизнес возник спонтанно. Это был 2005 год. Старший товарищ предложил продавать кофе в зернах и листовой чай. Сказал, что это очень популярно в Москве. Я взял партнера — девушку, которой тоже это оказалось интересно. Нам дали средства. И мы за год эти деньги удачно закопали, ушли в жесткий минус — около 800 тысяч рублей.

Культура кофе и чая и сейчас-то очень слабая. А тогда она замыкалась на таких продуктах, как чай в пакетиках и кофе «три в одном». Когда мы открыли первый отдел, выставили красивый чай, кофе в зернах, все подходили говорили: «Очень классно пахнет, но брать не будем. Это ж чай заваривать надо, чайник какой-то покупать. Проще — помакал пакетик и побежал». Тогда в ходу были чаи «Принцесса Нури», «Принцесса Гита», еще какая-то «Принцесса…». И самые богатые люди пили кофе «Максим», это уже был показатель статуса.

«Пожалуйста, не пейте кофе с сахаром, попробуйте найти сладость в нем самом», — призывает Владимир Михеев.

Инвестор предложил все закрыть и забыть эту историю. Но для меня это было личным поражением. И я предложил отдать этот долг. Попросил не закрывать бизнес, пообещал вернуть эти деньги. Мне дали год. В течение 10 месяцев мы вышли в плюс. Почему так получилось? Ответственность на себя принял и понял, что это мотивирует.

«Чайкофский» эволюционирует в Do.Bro

Сейчас у нас появились новые цели. «Чайкофский» — изначально был эксперимент, просто он затянулся. Но его нельзя монетизировать дальше, торговую марку «Чайкофский» не зарегистрировать. Поэтому решили обновиться, решили сделать Do.Bro. Это название появилось уже осознанно. Мы проделали большую работу: проводили опросы, мозговой штурм, экспертизу фонетического произношения и визуального восприятия бренда. Для людей до 30 лет, которые с английским языком на ты, это некий призыв к действию: Do, bro — делай, брат. А для тех, кто постарше, — что-то позитивное, теплое, доброе. Сейчас у нас под этой маркой работает кофейня, выпускаем кофе и чай, будет школа бариста.

Отношения с конкурентами

Конкуренция нужна, без нее у тебя не будет никогда результата. Потому что конкурент заставляет тебя делать что-то новое. Что касается конкуренции в Благовещенске: здесь есть ребята, которые так же сильно увлечены кофе, как и мы. Есть ребята, которые представляют уже сильные бренды, как «Кафема» — один из лидеров дальневосточного рынка. Есть ребята, которые только начинают, например Bocado — они недавно работают, но у них уже хорошие данные: есть формат и есть понимание, что они должны готовить хорошую кружку кофе. У нас с ними нормальное общение, на соревнованиях поддерживаем друг друга. Я не стесняюсь прийти в другую кофейню, сказать, что я из «Чайкофского», хочу попробовать ваш кофе.

Принципы удачного бизнеса

Я считаю, что команда — это все. Это мой основной принцип. Инвестируйте в свою команду. Давайте им возможность куда-то ездить, учиться, даже заставляйте их учиться. Мотивируйте. Держать сотрудников в эмоциональном страхе и дискомфорте бесполезно, они выгорают и уходят от вас.

Важно смотреть, насколько цели компании и сотрудника соприкасаются между собой. Если сотрудник разделяет твои цели, вы будете вместе толкать эту телегу. Если они разбегаются, нужно расставаться с таким человеком, потому что он или будет просто ехать на телеге, или ее тормозить. Нужно узнавать, какие мечты у человека, чего он хочет добиться. И говорить о тех целях, которых ты хочешь достигнуть, к чему идет проект.

Бизнес — это процесс, которому ты принадлежишь. И если ты занимаешься процессом, который тебе не нравится, то он процентов на 90 обречен на поражение. Бизнес и работа занимают 50 процентов времени, даже больше, чем общение с семьей и сон, и это время нужно ценить, нужно, чтобы оно приносило моральное удовольствие. Если тебе это нравится, то ты сможешь транслировать это своей команде и искать единомышленников.

Кроме того, твоя команда будет смотреть, что ты делаешь, и «зеркалить». Как только ты показал свое безразличие к процессу, которым занимаешься, команда покажет то же самое, пройдет совсем немного времени.

Советы для начинающих

Богатый человек не тот, кто много зарабатывает, а тот, кто правильно тратит. На себя, конечно, надо тратить. Но всему свое время: если чувствуете, что надо ужаться и инвестировать в дело, то надо инвестировать. Потому что так появляется шанс, что дело будет развиваться. А если вы заработали два миллиона и сразу потратили на «крузак», то вы получили только «крузак». Процесс свернется.

Надо много общаться, делиться опытом, тогда появится конкурентное преимущество перед другими предпринимателями. Нельзя закрываться. Все 12 лет я себя ругаю за нашу узость мышления, за то, что мы редко открываем двери и еще реже — по сторонам смотрим. У нас же как: ты что-то придумал, у тебя поперло и ты этим не делишься — это же у меня поперло, это бизнес-секреты. Но если говорить об этом, то, возможно, появятся люди, с которыми ты сможешь объединиться и вместе делать что-то еще.

Уделяйте время самообразованию. Но помимо того что вы приобретаете информацию, ее надо внедрять. Потому что, если вы информацию не употребляете, она обесценивается. Не надо сразу же идти на следующий тренинг, постарайтесь уже полученные знания внедрить в свой процесс, а потом идите получать новые. Маленькими шагами, но наверх.

Если не хватает информации для принятия решения, лучше не принимайте. Остановитесь и соберите нехватающие данные.

Одна из самых распространенных ошибок в бизнесе — о чем-то договорились, а на бумаге не закрепили.  Поэтому, если собираетесь делать бизнес с кем-то, насколько бы близки вам люди ни были, все нужно закрепить, подписать все бумаги, чтобы потом никаких иллюзий ни у кого не возникало. И сразу договориться о зонах ответственности.


Досье:

► Владимир Михеев, управляющий партнер «Чайкофский» и Do.bro

► 36 лет. Родился в Благовещенске. Окончил школу № 27.

► С 6 до 12 лет занимался хоккеем, с 12 лет — карате. Имеет черный пояс по карате второй дан. Высшее образование: историко-филологический факультет БГПУ.

► Во время учебы в институте подрабатывал охранником. С первой зарплаты купил кожаный плащ.

► Основатель одной из первых кофеен города и магазинов по продаже зернового кофе и листового чая. 

► Активный участник различных спортивных мероприятий. Коллекционирует часы.

► Женат. Двое детей.

Возрастная категория материалов: 18+