Актерский состав в картинах уникальный и безукоризненный. Владимира Ленина в «Троцком» играет Евгений Стычкин, в «Демонах революции» — Евгений Миронов. Роль Троцкого исполняет Константин Хабенский. Кинематографисты явили миру еще одного участника судьбоносных событий — Александра Парвуса. Кто он — революционер, немецкий шпион, авантюрист, «поджигатель» революционных событий в царской России? И почему о нем так мало известно даже сегодня? Об этом и многом другом ИА «Столица» рассказали актеры и создатели сериалов «Демон революции» и «Троцкий».
«У меня была безвыходная ситуация…»
Евгений Стычкин в образе Владимира Ленина и Константин Хабенский в образе Льва Троцкого в сериале «Троцкий» (Первый канал).
— Я благодарен каналу «Россия» за то, что он берется за такие проекты, — сказал Евгений Миронов, исполнитель роли Владимира Ленина в сериале «Демон революции». — Это миссия. По соцопросам 50 процентов молодежи не знает, что такое репрессии. А в 90-е годы, когда об этих событиях стали говорить, им не было дано никакой оценки. То есть мы все не покаялись… И выросло целое поколение, которые ничего об этом не знает, и мы все в этом виноваты. Наша картина создана для того, чтобы люди знали правду и сделали все, чтобы таких моментов в нашей истории не повторилось.
С режиссером Владимиром Хотиненко мне хотелось бы достоверно рассказать о каких-то деталях, которые касаются образа Владимира Ленина. Сейчас ведь много информации, в том числе и совсем новой, и вся она интересная. А что в детстве я знал про Ленина? У моей тети над кроватью висело всегда два портрета — Иисус Христос и Ленин. Вот с этим мы, наверное, все жили все свое юношеское время…
А сегодня мы начали серьезный разговор, исходя из того материала, который появился. Начиная работу над ролью, я понимал, что Ленин — это человек необыкновенных способностей. И я хотел разгадать одну загадку: каким образом, когда, в какой момент мальчик, у которого случилось беда, у которого казнили брата, мальчик воспитанный, из семьи учителя, вдруг стал тем, кем стал? И я понял, что такого момента не было. «Это» было в нем всегда. По каким-то качествам Навальный, на мой взгляд, похож на него. Это существование, в основе которого — абсолютная заточенность на основную идею, при всем том, что она была благородной изначально. Она возникала не только у него, но и у многих его учителей — у Чернышевского, Плеханова. Но Ленин был изначально «заточен» на то, что все нужно решать только революционным путем. Что только так можно освободить человечество от ига капитала. Я подключился к этой истории потому, что она касалась периода до революции 1917 года. Это потом Владимир Ленин из теоретика превратился в практика. Он наверняка не ожидал, что многое ему придется решать по ходу дел. Но мы рассказываем пока еще про теоретика…
«Придерживаемся профиля»
Евгений Миронов сыграл Ленина в фильме «Демоны революции» (телеканал «Россия»).
Для большей документальности создатели картин постарались подобрать актеров, которые действительно внешне похожи на те исторические личности, которых им придется «оживить». Но им самим тоже пришлось «дорабатывать» образы своих персонажей.
— Я смотрел и хроники, и работы моих великих предшественников в кино, ведь фильмов о Владимире Ленине было снято много, — рассказал о своем герое Евгений Миронов. — И для себя я решил, что, в отличие от Щукина, который мог сниматься анфас, мне этого не надо делать. У меня другие корни, нет в роду немцев и татар. Хотя татары есть наверняка. Но это не важно, важно было в кадре профиль держать. А все остальное… Какое время — такой и Ленин получался….Я не знаю, как Смоктуновскому — а я даже не знал, что он играл Ленина — удалось сыграть Ильича… Человек без рефлексии абсолютно! Самый нелюбимый автор Ленина — Достоевский — «блевотина рефлексирующая»… У каждого артиста рождался свой Ленин. И я тоже ни у кого ничего не украл. А вот выходить из роли оказалось сложнее. Я же играю в театре, и в определенных ролях начинал как-то говорить по-другому, например. Но это естественно…
Актер Евгений Стычкин, который необыкновенно похож на «классический» типаж Владимира Ленина, так рассказывает о своей работе над ролью:
— Я отталкивался от того, что мне нужно играть просто человека. Ведь он, по сути, ничем не отличается от остальных, какой бы знаковой фигурой он ни был для истории...
«Делец от революции»
Михаил Пореченков сыграл Александра Парвуса в «Троцком» (Первый канал).
Сложнее других пришлось актерам, которым досталась роль самого загадочного «персонажа» российской истории — Александра Парвуса. Известно, что он был очень харизматичной личностью, поэтому в сериалах его играют на сто процентов харизматичные артисты: Михаил Пореченков в «Троцком» и Федор Бондарчук в «Демоне революции».
— Парвус — достаточно хитрый человек, который выманивает деньги у германской разведки, пытается «пройти по краешку», — рассказал о своем видении героя Михаил Пореченков. — Роль небольшая, лишь эпизод в большой истории сотворения и экспорта революции. Но, тем не менее, Парвус — один из тех, кто все это задумал. Он революционный делец. И даже его костюм «работал» на этот образ: вот эти «ботиночки и войлочные сапожки сверху», пудовые бобровые воротники — ужасно неудобно, но ничего не поделаешь, приходилось надевать и их. Мы основательно отвыкли от моды тех времен, почти летаем в наших легких пуховиках. А тогда все было по-другому: и одежда, и походка, и манеры. Все движения были приземистыми, медленными, плавными…
Федор Бондарчук рассказал о своем «вхождении» в роль «продюсера революции», который долгое время оставался в тени истории.
Федор Бондарчук в «Демоне революции» сыграл Александра Парвуса.
— Ничего сложнее в своей жизни я не играл, — признался Бондарчук. — Но это действительно подарок! Мы с Женей Мироновым редко пересекались в кадре, у нас не много общих сцен, но когда вот так неожиданно сталкивались — это было страшно. Это очень страшно. Это как реально столкнуться с Лениным, настолько он похож был на него! А как выглядит Парвус, мало кто знал. Я залез в интернет. Там есть две его фотографии крупным планом. Если мне добавить мешков под глазами, сделать немного другую конструкцию на голове — я вправду на него похож. Но он был тучный, полный — мы ушли от этого. Потом мне Владимир Иванович Хотиненко показал одну из фотографий, на ней было видно, что Парвус — косолапый. И у моего героя появились косолапые ноги. От товарищей из Петербурга, колыбели революции, я принес выражение «что» — там именно «чтокают», а «штокают». Я посоветовался с Владимиром Ивановичем, и он сказал: давай, только меру нужно найти, чтобы это не выглядело неким фокусом. Но в один прекрасный момент я сказал себе: зачем же я это все придумал? Ведь за всем этим нужно постоянно следить, а у тебя еще громада текста!.. Я признаюсь, что Парвус проклятый из меня выходил месяца полтора — и это «чтоканье», и все остальное… Такое, наверное, первый раз в моей жизни было. И если Евгений Витальевич в связи со своей ролью вспомнил Навального, то я смотрел Березовского. Мне кажется, что Парвус — первый в истории реальный политик, и политик продвинутый: он использовал синематограф, музыку, медиа-ресурсы. По масштабам наглости, циничности, дерзости, видению перспективы ему не было в то время равных!
«Троцкий — продюсер революции»
Константин Хабенский в образе Льва Троцкого появится на Первом канале.
Первый канал решил детально, как через лупу, рассмотреть личность революционера Льва Троцкого.
— Безусловно, Лев Троцкий — знаковая фигура ХХ века, — считает генеральный продюсер Первого канала Константин Эрнст. — Он был реальным продюсером Октябрьской революции. И мы делали сериал о нем не только как о политике, но и о рок-звезде. Бронепоезд, кожаный плащ, лётные очки, мотоциклы… Только электрогитары не хватает! В отличие от Ленина, Троцкий выглядит настоящим героем рок-н-ролла. И вся его жизнь — тюрьма, революция, должность военного министра, изгнание, любовь Фриды Кало и убийство — это истинная драма…
В фильме отражены ключевые события жизни Троцкого: тюрьма, ссылка, побег, эмиграция, знакомство с Лениным, революция 1905 года, съезд в 1906 году, Октябрьский переворот 1917 года, гражданская война, Брестский мир, «философский пароход» и 1940 год в Мексике.
Как утверждают создатели «Троцкого», все, что зритель видит в фильме, происходило в реальности. Художественный вымысел имеет отношение лишь к разговорной речи героев. Создатели фильма изучили огромное количество материалов, воспоминаний Троцкого, его современников, работали в архивах. Главным источником информации для продюсеров были мемуары — в частности, книга «Моя жизнь», которую Троцкий издал в эмиграции.
Троцкий не боялся крови – ни малой, ни большой (Первый канал).
— Образ Троцкого вышел противоречивым, что неудивительно, — рассказал сценарист Олег Маловичко. — Он — из тех исторических фигур, что не останавливались перед большой кровью во имя своих свершений. Мы пытались показать и черные стороны его характера, и белые, и трансформацию, и «серые» зоны. Как мне кажется, образ вышел сложным и полнокровным.
Константин Хабенский уже играл Льва Троцкого в сериале «Есенин», который вышел в эфир 12 лет назад, но тогда это была эпизодическая роль, а на этот раз — заглавная.
— Одна из его черт Льва Троцкого — эпатажность, — уверен актер. — И мы отталкивались от этого во всем: в одежде, в фигурах речи. Мы создавали образ как с человеческими, так и с античеловеческими гранями…
«Буквальной правды нет…»
Создатели телесериалов не отрицают, что их работы — это еще один шаг на пути к объективности. Ведь долго время какие-то темы были полностью закрыты для обсуждения, а какие-то — подменены мифами и легендами.
Провозглашение Советской власти. Это оригинальная картина, на редактуре времен Хрущева Сталина замазали. Источник: red-sovet.su
— Нужно понимать, что буквальной правды, как это было на самом деле — ее нет, — резюмировал Владимир Хотиненко, режиссер сериала «Демоны революции». — Но есть представления, точки зрения. Я совсем недавно был на телепередаче, где обсуждали личность Ленина. Мнения были диаметрально противоположными: от «Ленин — мерзавец» до «Ленин — герой». Но мы в своем проекте хотели показать, что это были живые люди, не фантомы. Не надо снимать, как Ленин искал папироску для тещи, для мамы Крупской: они играли в карты, и кончились папиросы, и он бегал там где-то: «Папироски не найдется»?» Не надо это снимать, но это надо знать… Понятно, почему Ленин для церкви — исчадие ада. Если бы он принял мораль Достоевского, он бы лишился своих орудий, он не смог бы совершать многие поступки, которые совершил. Если раньше меня доставали Достоевским, то сейчас у меня повсюду лежат книги про Ленина. Вот вчера еще новую книгу подарили, любопытную… Во всяком случае, я бы еще пожил в этом мире — еще можно что-то сделать на эту тему…
Ещё две кучи наброшены на гору мифологии об Октябре. Ещё закинуто в головы гражданам немного «правды».
— Ленин (гость)