— Игорь, известно, что в основе сценария — реальные материалы ФСБ, а это значит, что и ваши герои должны быть самыми что ни на есть «настоящими». Вас консультировали сотрудники ФСБ? Наверняка есть какая-то особая специфика их работы.
— И специфика особая есть, и процедуры, которые необходимо выполнять, и таких моментов по ходу работы возникало много. В экспедиции на Северном Кавказе мы были два месяца, и все это время, да и сейчас, погружались в особую атмосферу, узнавали какие-то нюансы, вникали в то, как живут эти люди. Не просто работают, а еще и живут. Это не про то, как они достают пистолет, хотя и здесь есть свои нюансы. Главное — как и в каком ритме существуют эти люди и как та или иная ситуация с их участием могла происходить. Узнавали что-то новое — и тут же что-то придумывали на ходу. То есть мы буквально влезли в шкуру офицеров, которые занимаются этим непростым делом — противостоят террористам.
— Наверняка у вас появилось какое-то новое знание об этих людях?
— У оперативных работников нет времени задумываться над какими-то глобальными проблемами, они всегда решают конкретную задачу — здесь и сейчас. Это у бандитов идет смещение мотивации. Не исключаю, что изначально их порывы строятся на какой-то внушенной им идеологии — а те, кто ее внушал, борются за власть, деньги, влияние, территории и так далее… Трагедия, которая произошла в 2004 году в Беслане — страшнейшая. Ничто не может оправдать людей, которые виноваты в том, что случилось в этой школе. Как можно бороться за какую-то свою правду, уничтожая женщин и детей? Это ад! А герои нашей картины — это люди, которым по долгу службы необходимо противостоять этому злу.
— Съемочная группа была и на месте трагедии в Беслане?
— Да, со съемочной группой мы были в школе, где произошли эти страшные события, съездили на кладбище, где установлен мемориал погибшим… Невозможно представить, что чувствует мужчина, который приходит к могиле жены, рядом с которой похоронены их дети… Беслан — это небольшой городок, и горе не обошло стороной никого: у кого-то погибли в теракте дети, у кого-то — друзья, соседи… Беслан — это символ национальной трагедии, террористы тогда бросили вызов всей мирной жизни.
Оперативники, которые нас консультируют, рассказывают, что замечают, как растут их дети… по размеру обуви!
— Как местные жители отнеслись к тому, что о тех страшных днях будет рассказано в художественном фильме?
— Сначала, как нам сказали, прошел слух, что приедут люди и будут снимать фильм про Басаева. И было возмущение: как же так — фильм про бандита?! Но когда узнали, что эта картина про противостояние террористам, про подвиг офицеров спецслужб, все успокоились. По сути, у нас не обычное кино. Кино — это искусство, это художественный вымысел. В данной ситуации есть безусловные элементы художественности, но есть и то, что не будет отличать наш фильм от документалистики. Да, мы разыгрываем ситуацию, но, например, некоторые диалоги героев абсолютно идентичны тем, что были в той ситуации.
— Как вы думаете, почему сейчас важно говорить об этой проблеме?
— Потому что такие события не должны превращаться в обыденность. В кино много разных историй снимают, в том числе и про вымышленных террористов. Иногда снимают в виде экшена, эффектного боевика. Чтобы народ пришел в кинотеатр, посидел, отдохнул с попкорном — развлекся, в общем, посмотрел, какие спецэффекты научились на компьютерах делать… Истории, основанные на реальных событиях, не могут носить развлекательный характер. Они должны доходить до ума, сердца, каждому должно стать понятно: да, вот так бывает в жизни! Хотя никто и помыслить не может, что когда-то такое может случиться в его жизни…
— Расскажите о вашем персонаже — офицере ФСБ Егоре Смирнове.
— Сложная фигура. У него есть и сомнения, и противоречия, так как он уже что-то пережил в этой жизни. У него даже есть страхи и слабости, о которых он говорит своему другу, коллеге. И в результате входит в команду. Ведь до этого он как бы отходил от дел из-за некоторых событий, перестал заниматься оперативной деятельностью. Но он возвращается, чтобы что-то доказать самому себе. Отчасти это экзамен для него самого. Но наша история все равно не об этом. Потому что фильм идет всего полтора часа, а рассказать нужно об очень многом. Если бы это был длинный сериал, можно было бы показать какие-то его поступки, привычки, комплексы даже. Но у нас очень сжатое пространство. У нас даже семейная линия персонажей максимально сжата — а она, на мой взгляд, очень важна для раскрытия характера. С моим героем будет буквально несколько семейных сцен. Но уже это даст возможность понять, как живут эти люди. Они могут планировать романтический вечер с супругой, а вместо этого, после какого-то звонка, собрать сумку и уехать, не сказав — куда и на сколько.
— Отчасти это и посвящение женам офицеров, которые всю жизнь живут в таком режиме?
— Да, нам очень хотелось бы отдать дань уважения женам этих офицеров. Их детям, которые растут, не видя отцов. Оперативники, которые нас консультируют, рассказывают, что они замечают, как растут их дети… по размеру обуви! Приезжают домой — а кроссовки или туфли в прихожей все больше и больше. Кажется, что сын только в школу пошел — а вот уже и женится! В нашем фильме многое можно было бы рассказать, если смотреть на эту историю через другие призмы. И это был бы тоже очень важный рассказ. Но перед нами стоит конкретная задача: показать, как проходила сложнейшая операция по уничтожению опасного террориста. Это — центральное место происходившей истории. Будем надеяться, что все у нас получится.
С супругой Кристиной Бродской и детьми на «Ретроавторалли-2017».
— Как отец, вы наверняка испытали страх от мысли, насколько в современном мире беспомощен любой ребенок?
— Безусловно, меня не обошли эти ужасные мысли… 1 сентября я специально вернулся из Владикавказа в Москву, чтобы проводить своих детей на линейку в школу. И смотрел на этот праздник уже совсем другими глазами. Сколько счастливых родителей, детей, какие все нарядные, красивые! Так и должно быть — именно так, это же обычное дело... Но если бы меня в тот момент попросили что-то сказать, наверное, я бы сначала вспомнил Беслан, сбил бы всех с праздничного настроения. Но обязательно сказал бы, как мы не ценим эти простые радости, то, что нам дается здесь и сейчас. Я бы призвал детей ценить каждую минуту — то, что дается родителями, учителями. Попросил бы их быть жадными до учебы, научиться впитывать в себя самое лучшее — ведь каждая встреча, каждая книга оставляет свой отпечаток!
— То же самое, наверное, должны подумать и почувствовать и те, кто посмотрит фильм «Уничтожение террориста»? Есть такой расчет?
— Мы очень надеемся на это. Иначе тогда незачем было браться за эту большую и сложную работу. Да, трудностей в жизни много — но все равно нужно строить, а не ломать. И давайте отдадим дань людям, благодаря которым мы можем ходить в кино, заниматься своими заботами. Мы знаем о совершенных преступлениях и терактах, но даже не догадываемся, сколько их предотвращено! Не в этом, а в другом кино была ситуация, когда спросили: «А почему не повесили памятную доску этому герою?» — «Да потому что, если всем вешать, улицы не хватит» — такой был ответ. Вот этим людям мы и посвятили фильм.
«Не страшно упасть — страшно не подняться»
— Если бы у вашего героя спросили, в чем смысл его жизни, что бы он сказал? На ваш взгляд, какая сверхзадача его службы, а может быть — и существования на земле?
— Мне сейчас на ум пришел другой герой известного фильма — Глеб Жеглов. И его фраза: «Вор должен сидеть в тюрьме». Отчасти это и кредо Егора. Он бескомпромиссен. Хотя «не страшно упасть — страшно не подняться» — это тоже его, личное. Нельзя человека характеризовать одним словом: например, «он предан своему делу». Ведь есть отношение к профессии, а есть отношение к семье. Тут важен путь — глобальный: куда ты вообще идешь по жизни? Где твой свет, есть ли он там, куда ты идешь, в принципе? У Егора есть семья, но есть и долг, и он вынужден быть бескомпромиссным, беспощадным — как к себе, так и к товарищам. И уж тем более к тем, кто омрачает жизнь людям и берет на себя ответственность вершить чужие судьбы ради своей корысти.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии